Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самописцы доставят в Москву


29 декабря 2019 года Юрий Когалов, Российская газета


В воскресенье в Казахстане прошли похороны погибших в результате авиакатастрофы близ Алма-Аты самолета Fokker 100 компании Bek Air. Авиакатастрофа, произошедшая утром 27 декабря при взлете воздушного судна, унесла жизни 12 человек, еще 67 пострадали. Всего на борту находились 93 пассажира и пять членов экипажа.

В больницах остаются 47 человек, в том числе 9 детей. Семь человек, по словам представителя управления общественного здоровья Алма-Аты, находятся в тяжелом состоянии. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выразил соболезнования семьям погибших и обещал наказать виновных в аварии. Он также поблагодарил алмаатинцев за проявленную "готовность помочь ближнему" (уже в день трагедии около 500 человек стали донорами крови), а жителей поселка Гульдала, возле которого упал самолет, за их помощь службам спасения.

Согласно последним данным, самолет Fokker 100 выполнявший рейс по маршруту Алма-Ата - Нур-Султан, вскоре после взлета потерял высоту и рухнул на жилой сектор. Специалисты рассматривают различные версии ЧП, в том числе техническую неисправность (свидетели говорят про проблемы с двигателем), ошибку пилотирования и неблагоприятные метеоусловия (в том районе стоял густой туман). По словам выживших, в момент взлета самолет содрогнулся, будто за что-то зацепился, затем он завибрировал и рухнул на землю. Передняя часть Fokker 100 от удара оторвалась (именно там в основном располагались погибшие). Выжившие испугались, что самолет взорвется, и поспешили отбежать от него, но затем часть из них вернулась, чтобы помочь пострадавшим (некоторые оказались зажаты бетонными блоками здания, в которое врезался лайнер). По данным местных СМИ, в разгар спасательных работ на прибывших на помощь чуть не обрушилась крыша здания, которое протаранил Fokker 100: железные листы упали всего в нескольких метрах от них. Расшифровкой данных черных ящиков займутся российские специалисты - из Межгосударственного авиационного комитета. Представитель МАК уже прибыл в Алма-Ату, чтобы забрать бортовые самописцы в Москву.

Комментарий

Сергей Мельниченко, генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов":

- Что из себя представляет Fokker 100? Это самолет, выпускавшийся в Нидерландах. Оснащен двумя расположенными в хвостовой части реактивными двигателями. Благодаря низким эксплуатационным расходам, с Fokker 100 мало кто мог конкурировать в 80-е годы среди самолетов вместимостью около cта пассажиров. Однако в 90-е появились более эффективные самолеты. И в 1997 году Fokker перестал выпускаться. Всего было построено 283 машины. С 2000 года перевозчики стали выводить эти самолеты из своих авиапарков. Но некоторые (в первую очередь в Австралии и Иране) продолжают их эксплуатировать. В том числе и казахстанская Bek Air.

Всего официально зарегистрировано 39 авиационных происшествий с данным типом воздушного судна. Потеряны 16 самолетов. При этом погибли 203 человека. Из общего списка ЧП с Fokker 100 привлекают внимание те, которые произошли при схожих обстоятельствах. Так, 5 марта 1993 года в аэропорту Скопье (бывшая Югославская Республика Македония) сразу после взлета потерпел катастрофу Fokker 100 авиакомпании Palair Macedonian Airlines. Из 97 человек на борту погибли 83. Что установило следствие? Во время стоянки самолета на перроне после его прибытия из предыдущего рейса шел небольшой снег. Противообледенительную обработку машины решили не проводить. А через 2 секунды после отрыва от полосы началась сильная вибрация, неожиданно и резко развился правый крен в 10 , моментально после этого - левый крен в 50 и правый крен в 55 ... Вывод расследователей: столкновение с землей в крутом правом крене вскоре после взлета было вызвано потерей управляемости из-за наличия льда на крыльях. Ситуация возникла из-за отсутствия обработки воздушного судна противообледенительной жидкостью.

Похожая история произошла 25 января 2007 года - с Fokker 100 французской Rgional Compagnie Arienne Europenne. Сразу после взлета с аэродрома По - один крен, другой... Капитан принял решение: взлет прекратить. Самолет пробил ограждение аэропорта, и, уже без шасси, "осел" на склоне оврага. Погиб водитель проезжавшего грузовика, но на борту все остались живы. И опять эксперты установили: потеря управления вызвана наличием льда на поверхности крыльев...

Какие тут способствующие факторы? Недостаточная осведомленность о рисках, связанных с обледенением на земле и изменениями в летных характеристиках воздушного судна. Чувствительность небольших самолетов, не оборудованных обогревом, к образованию льда на поверхностях при нахождении на земле. Недостаточная информированность экипажа о процедурах тактильной проверки состояния поверхностей в условиях обледенения и недостаточность действий наземных техников. А вот информация, которая впрямую и не касается катастрофы в Алма-Ате, но может быть с ней связана. 10 марта 1989 года после взлета из аэропорта Драйден (США) не смог набрать высоту Fokker F28-1000 Fellowship авиакомпании Air Ontario. Резкая потеря летных характеристик была вызвана наличием льда на крыльях. Через три года, 22 марта 1992 года, то же самое - с Fokker F28-1000 USAir: после взлета из нью-йоркского аэропорта Ла-Гуардия самолет резко накренился и почти в перевернутом состоянии столкнулся с землей. Расследование показало: ледовая корка... Что может объединять эти два разных типа самолета? Многое: Fokker 100 - удлиненная версия модели Fokker F28 Fellowship. Конечно, специалисты разберутся, что стало причиной крушения Fokker 100 под Алма-Атой. Мы просто обращаем внимание на ситуации, схожие с тем, что произошло в Казахстане. Ведь по сообщению пассажиров, покидавших самолет через аварийный выход на крыло, оно было скользким настолько, что почти все падали.

Подготовила Наталия Ячменникова




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBbLgZ
Услуги мастера: http://ekb.youdo.com/remont/podkljuch/flat/cosmetic/ - рекомендуем!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer