Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Капитан бизнеса: как повлияет на авиаотрасль гибель Наталии Филевой


2 апреля 2019 года Александр Волобуев, Известия


Группа экспертов Международного авиационного комитета (МАК) 2 апреля начнет работу на месте крушения бизнес-джета Наталии Филевой в Германии. В настоящее время специалисты называют две предварительные версии катастрофы: неисправность самолета и ошибка пилотирования. Кроме того, аэропорт Эгельсбах, рядом с которым произошла трагедия, считается одним из самых опасных в Европе. Трагическая гибель совладелицы группы S7 может ударить по отрасли — опрошенные «Известиями» эксперты не видят в авиабизнесе такого же сильного и принципиального лоббиста. При этом на деятельности S7 уход Наталии Филевой, скорее всего, не отразится. Бизнес компании выстроен с расчетом на бесперебойную работу и напрямую предпринимательницей не управлялся.

Потеря для отрасли

31 марта в авиакатастрофе в районе немецкого Франкфурта-на-Майне погибла сооснователь S7 Airlines Наталия Филева. Бизнес-джет Epic-LT разбился на подлете к аэропорту Эгельсбах — самолет упал в нескольких километрах от аэродрома и сгорел.

Вместе с мужем Владиславом Филевым 55-летняя предпринимательница контролировала вторую по пассажиропотоку авиакомпанию страны. Как распределялись доли активов в S7 Group — никогда не афишировалось, но личное состояние бизнесвумен в 2018 году Forbes оценивал в $600 млн.

Наталия и Владислав Филевы выстроили надежный бизнес, который продолжит работать — сбоев в деятельности авиакомпании произойти не должно, предположил в беседе c «Известиями» директор научного центра ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд.

–– Подобрана серьезная команда. Помимо этого, супруг Наталии –– сильный менеджер. Поэтому потрясений для компании не предвидится, –– сказал он.

Операционной деятельности S7 ничего не угрожает, подтвердил в разговоре с «Известиями» и партнер московского офиса международной консалтинговой компании Arthur D. Little Александр Ованесов.

–– Операционный менеджмент продолжает работать, в этом смысле для S7 ничего не изменилось. Возможно, супругу Наталии Филевой придется активнее включиться в деятельность авиакомпании, –– отметил он.

Эксперт добавил, что для перевозчика это скорее стратегическая потеря: Наталия Филева активно работала по линии GR (связи с госорганами), а также была «очень ярким человеком» для всей авиаотрасли.

Сама предпринимательница на одном из форумов говорила, что уже не руководит компанией — это делает менеджмент. «Это иллюзия, что человек может всем руководить, –– это неправда. Если в своих людей верить, то они будут креативные», –– отмечала Наталия Филева.

— Она являлась носителем идеологии рынка в авиатранспорте, доказывая, что авиация может успешно развиваться без госсобственности и хронических убытков. Пример S7 говорит о том, что в этом бизнесе, даже в очень конкурентных и нередко неравных условиях, можно зарабатывать, –– сказал ведущий научный сотрудник института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов.

По его словам, ключевые вопросы и проблемы отрасли как на площадке РСПП, так и в целом в публичном поле во многом решались благодаря усилиям Наталии Филевой. Людей такой величины, как она, — настоящего капитана бизнеса — в России нет, это была яркая звезда, добавил эксперт.

— Авторитет Наталии Валерьевны, знания, умение находить поддержку и договариваться с чиновниками позволяли делать много полезного в целом для авиаотрасли, –– сказал «Известиям» Александр Фридлянд, лично знавший Наталию Филеву. –– До ее прихода в РСПП (руководила подкомиссией по авиаперевозкам. –– «Известия») каждая структура в авиаотрасли пыталась лоббировать только свои интересы.

История успеха Наталии Филевой — это история успеха ее семьи. В публикациях она часто упоминается вместе с супругом Владиславом, с которым в 1990-х они начали строить бизнес. Предпринимательница получила лицензию для работы в новосибирском филиале инвесткомпании «Еврофинансы», учредителем которой был друг Владислава. Благодаря этому предприятию в 1997 году в собственности супругов оказались самолеты небольшой авиакомпании, созданной на базе авиаотряда «Сибирь» аэропорта Толмачево. Авиаперевозчик был на грани банкротства, а Филевы погасили часть долгов, получив по бартеру воздушные суда. В 1998 году бизнесмены консолидировали более 50% акций авиакомпании. Для того чтобы получить контроль, по некоторым данным, супругам пришлось занять $20 млн.

Одним из вдохновителей будущих владельцев на приобретение контроля в авиакомпании называют нынешнего председателя «Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта» (АЭВТ) Владимира Тасуна. Дозвониться до главы АЭВТ «Известиям» не удалось.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

S7 Airlines («Сибирь») — крупнейший в РФ частный авиаперевозчик. В 2018 году услугами авиакомпании воспользовались 11,6 млн человек, что почти на 17% больше, чем годом ранее. В его парке 96 воздушных судов: Airbus (56 лайнеров), Boeing (23) и Embraer (17). В конце прошлого года была образована «С7 Авиационно-космическая корпорация». В нее помимо авиакомпаний «Сибирь» и «Глобус» также входят порядка 15 разных юрлиц, специализирующихся на предоставлении авиауслуг, продаже авиабилетов и турпутевок. Среди активов Владислава и Наталии Филевых –– космодром Sea Launch («Морской старт»), который супруги купили у РКК «Энергия» за 6,3 млрд рублей. С него планировалось проводить коммерческие запуски.

Впоследствии Владислав Филев стал гендиректором авиакомпании, а Наталия возглавила совет директоров. Авиаперевозчик начал расширять маршрутную сеть, вторым базовым аэропортом стал Домодедово. В 2001 году Филевы выкупили обанкротившиеся «Внуковские авиалинии» –– самолеты пополнили парк «Cибири».

В 2005-м была зарегистрирована «Группа компаний С7», в которую впоследствии вошли все авиационные активы Филевых. А в 2005–2006 годах под руководством Наталии был проведен ребрендинг «Сибири» за $1 млн –– так появилась S7 Airlines. Позднее часть парка вывели в дочернюю авиакомпанию «Глобус».

По словам Александра Фридлянда из ГосНИИ ГА, управленческие функции в S7 были разделены следующим образом: на Наталии были «внешние» контакты, вопросы финансов; Владислав контролировал процессы операционной деятельности.

В 2008–2009 годах компания оказалась в кризисной ситуации, добавил он. В этот период владельцы S7 чуть не потеряли бизнес. Тогда долг перед кредиторами, основным из которых был Сбербанк, превысил 10 млрд рублей. В результате компании пришлось спешно перекредитоваться в Альфа-банке под личное поручительство основателей, заложив значительную часть активов. В этот период, по словам Фридлянда, Филевым пришлось кардинально менять модель бизнеса –– урезать издержки, сокращать флот, маршрутную сеть. В результате у них получилось то, что не удалось «Трансаэро», –– вместо агрессивного расширения сосредоточиться на устойчивости и прибыльности.

До 2013 года государству принадлежало 25,5% акций S7, Владислав Филев выкупил их за 1,13 млрд рублей. В 2015-м он пытался получить контроль над обанкротившейся впоследствии «Трансаэро», но позже отказался от этой идеи.

Факты и версии

По предварительным данным, в авиакатастрофе также погибли пилот Андрей Дикун и отец Наталии Валерий Карачев. Причины крушения выясняет международная комиссия. Сейчас рассматриваются несколько стандартных версий. По данным Германской службы безопасности полетов (ДФС), это технические неполадки и ошибка управления. Пилот осуществлял визуальный заход на посадку, это обычная практика.

В то же время ранее немецкий журнал Spiegel называл аэропорт Эгельсбах самым опасным в Европе именно из-за того, что там нет специальной курсо-глиссадной системы ILS, позволяющей сажать воздушные суда по приборам.

Представитель ДФС сказал ТАСС, что пилот мог потерять управление во время выполнения маневра поворота. Расследование затрудняет еще и отсутствие «черных ящиков» –– в таком типе самолетов их устанавливать не обязаны.

В расследовании катастрофы примут участие и российские авиавласти. В МАК сообщили, что получили уведомление об авиационном происшествии от Немецкого федерального бюро расследований авиационных происшествий и 2 апреля приступят к работе на месте.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer