Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как казанский МВЕН и Путин подтолкнули «Ростех» заняться малой авиацией


23 мая 2019 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


Без преувеличения эпохальное событие произошло вчера в Иннополисе. Там дали символическое добро на строительство завода, где будут серийно делать самолеты малой авиации. Через три года неподалеку вырастут цеха, ангары, появится взлетно-посадочная полоса. Такого производства в стране не было со времен Советского Союза. На презентации побывал корреспондент «БИЗНЕС Online».

«…ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Нетривиальность мероприятия подчеркивал приезд на него могущественного генерального директора госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова.

«Сегодня мы даем старт предприятию, которое в самое ближайшее время станет олицетворением передовых технологий в авиастроении и укрепит позиции России как авиастроительной державы», — заверил ведущий. Такое впору говорить о производстве какого-нибудь МС-21 или ПАК ДА, а тут на площадке перед университетом Иннополис стояла десятка легких Т-500. Что в них такого?

Машина создана казанским ООО «Фирма „МВЕН“» и изначально называлась МВ-500 (главный конструктор — Юрий Шипилов). Этот небольшой цельнокомпозитный моноплан был спроектирован и облетан еще в начале 2000-х, а вариант Т-500 в первый полет подняли осенью 2014 года. Это прежде всего самолет для обработки полей, и, отметим, в России до сих пор не было специализированного сельскохозяйственного самолета. В ряде работ авиация технологически предпочтительнее наземной техники — самолеты ничего не мнут, не ломают, что особенно важно на завершающих этапах созревания колосовых, когда использование наземной техники губит 5–10% урожая.

МВЕН пытался продвинуть машину с начала 2000-х. Главной проблемой стало получение сертификата типа: процедура сложна, дорога — словом, трудноподъемна для небольшой фирмы. Тем не менее МВЕН упорно шел к своей цели. Сколько бы это еще продолжалось, неизвестно, если бы не Владимир Путин, который дал наказ оборонщикам к 2030 году увеличить долю гражданской продукции до 50%, а раньше всех (к 2025-му) должен перестроиться «Ростех» — как законодатель мод в ОПК.

Оборонщики начали по всей стране искать проекты, которые можно пустить в дело (желательно готовые). Так и заприметили МВ-500. Ростеховский кластер «Вооружение», который в госкорпорации заведует композитными технологиями в лице ОНПП «Технология» им. Ромашина приложил все силы, чтобы «Росавиация» выдала казанцам сертификат типа на Т-500, то есть теперь он готов к коммерческому использованию. Плюс ОНПП делает для казанских самолетов лонжерон крыла и руль направления — это примерно 3% всей работы, утверждает источник «БИЗНЕС Online».

МВЕН на своих казанских площадях изготовил 10 самолетов. Их передадут лидерному эксплуатанту — башкортостанской авиакомпании «РусАвиа». Она в прошлом году подписала соответствующее соглашение с «дочкой» ОНПП — компанией «Аэропрактика», которая отныне является ответственной за проект. Сообщалось, что воздушные суда будут использоваться для выполнения авиационно-химических работ, в том числе в Татарстане.

НИКОЛАЙ НИКИФОРОВ КАК АВИАПРОМОУТЕР

Казанская площадка показалась «Ростеху» недостаточной для планируемого масштабного производства, и дело решили перенести в Иннополис. Интересно, что к проекту подключился экс-министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и давний апологет идеи Иннополиса Николай Никифоров. Напомним, в начале мая он участвовал в тематическом совещании с участием директора кластера «Вооружение» Сергея Абрамова, Минниханова, заместителя премьера-министра РТ — министра промышленности и торговли РТ Альберта Каримова.

Никифоров, как известно, уйдя в мае 2018 года с министерского поста, создал в Иннополисе две компании. Одна из них — ООО «Дигинавис», в качестве основного вида деятельности которого указана разработка программного обеспечения. Вчера бывший член правительства РФ сообщил  журналистам, что его компания, которая «специализируется на сквозных цифровых технологиях», владеет 37% в «Аэропрактике». Как говорит источник «БИЗНЕС Online», Никифоров среди прочего «станет своего рода промоутером проекта, будет раскручивать самолеты и подтягивать деньги».

Кстати, вчера Чемезов заявил, что в создание производства и аэродрома экспериментальной авиации при нем на первом этапе будет вложено примерно 2,5 млрд рублей. «Проект предусматривает достаточно большой объем инвестирования, — отметил он, — рассчитываем, что он будет реализован в рамках частно-государственного партнерства. Сейчас ведем переговоры с инвесторами, которые могли бы войти в этот проект. Пока не могу сказать о конкретных инвесторах. Сегодня финансируем за счет средств госкорпорации и частных инвесторов».

Любопытно, что на мероприятии был замечен олигарх Андрей Бокарев, основной капитал которого находится в активах «Трансмашхолдинга», «Уральской горно-металлургической компании», «Трансгрупп» и др. Впрочем, на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» он ответил, что не имеет отношения к иннополисовскому авиапроекту.

Добавим, что ранее площадку для производства Т-500 МВЕН намеревался создать в Державино, что в Лаишевском районе. Она была оптимальна не только потому, что у МВЕНа в этих краях есть аэродром, но и из-за того, что в Лаишево действует учебное заведение с авиатехническим уклоном — технико-экономический техникум. Но, получается, все переиграли. «Почему Иннополис? — говорил вчера Чемезов. — Это высокотехнологичное производство, и мы договорились с Рустамом Нургалиевичем, что именно здесь построим завод. Мы рассчитывали и на налоговые льготы — это важно для начинающего предприятия». Но вот, например, интересно, кто будет работать на новом предприятии. «Вопросы доставки людей будут отработаны», — заверил «БИЗНЕС Online» директор по развитию гражданской продукции ОНПП Михаил Удалов.

Любопытно, что вчера Минниханов подчеркнул: «Самое главное, сборочное производство и аэродромный комплекс находятся рядом с Иннополисом. Интеллектуальная часть дальнейшего развития проекта будет здесь. Мы целиком полностью по всем направлениям поддерживаем проект». Источники «БИЗНЕС Online» указывают, что до последнего была неопределенность, где развернут производство. Это могли сделать и в Калужской области, где находится ОНПП. Конечно, Татарстану не хотелось терять такой проект. «Нынешний договор носит не столько нормальный экономический, сколько политический характер», — отметил наш источник.

ШАГ К НОРМАЛЬНОЙ АВИАПИРАМИДЕ

К 2022 году возле Иннополиса (по другую сторону от трассы М7) на 313 га намерены возвести производственный и два сборочных корпуса, заводоуправление, малярный ангар, склад ГСМ, доводочный ангар, командно-диспетчерский пункт и взлетно-посадочную полосу длиной 1,5 километра.

Как сказал Чемезов, выпускать будут не только сельскохозяйственные, но и учебно-тренировочные машины и даже беспилотники, которые спроектируют на базе Т-500. Отметим, что серийного выпуска самолетов малой авиации в нашей стране не разворачивали с советских времен. И то, что о возобновлении былого вспомнили (весьма символично, что это произошло во время вхождения Объединенной авиастроительной корпорации в состав «Ростеха»), подтверждает концепции руководства МВЕН. Так, бывший генеральный директор компании и ее идеолог Виктор Ермоленко (сегодня фирмой руководит его сын Илья) отмечает: если мы хотим получить качественный сдвиг в области авиации, надо, чтобы в основании пирамиды авиационной отрасли было много людей — из компаний-проектировщиков, аэроклубов, небольших авиакомпаний, авиамодельных кружков, наконец. Раньше у нас была нормальная пирамида, а сейчас — перевернутая, острием вниз. Это ненормально, поэтому авиационную промышленность надо структурно перестроить. В частности, необходимо наращивать количество малых и средних предприятий, занимающихся проектированием и производством легких и средних самолетов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд



Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer