Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Зачем Индия атаковала российский Су-57?


15 июля 2019 года Владимир Тучков, Свободная пресса


Германский журнал «Штерн» решил разобраться: что же происходит с завершившим цикл испытаний и готовым к передаче в войска российским истребителем пятого поколения Су-57? Почему его судьба столь разительно отличается от судьбы другого «пятерочника» — американского истребителя-бомбардировщика F-35, который американцы стремительно делают самым массовым среди самолетов нового поколения?

По числу изготовленных боевых машин этого типа, Су-57 в настоящий момент занимает предпоследнее место в мире, закономерно опережая лишь китайский J-31, который сегодня на стадии испытаний. И, похоже, вскоре наш самолет сместится на последнее место, оказавшись позади двух американских машин (F-22 и F-35) и двух китайских (J-20 и J-31). Однако «Штерн» предвидит хитрый ход Кремля, который способен вывести Су-57 на вполне достойный уровень серийного производства.

При этом автор публикации несколько сгущает краски относительно «мучительности процесса разработки» Су-57. Особой мучительности не просматривается ни по срокам, ни по денежным бзатратам. Ну, разве что начальный период разработки частично совпал с периодом российского безденежья и производственной разрухи. Однако и этот момент удалось максимально смягчить благодаря недюжинной менеджерской энергии тогдашнего генерального директора ОКБ Сухого Михаила Погосяна.

За восемь лет начатый с нуля проект довели до первого полета прототипа, который состоялся в 2010 году. К настоящему моменту несколько истребителей уже прошли испытания в Сирии. И совсем скоро машины начнут поступать в строевые части. Однако это не те истребители, которых заждались в ВВС, хоть и тоже достаточно эффективные. На них установлены двигатели первой очереди. «Настоящим» Су-57 станет с двигателями второй очереди, которые обладают большей тягой и позволяют развивать большие скорости как в обычном, так и в форсажном режиме, а также поднимать в воздух более значительную ракетно-бомбовую нагрузку. Однако особой трагедии в этом нет. НПО «Сатурн» двигатель уже сделало, идет его окончательная доводка. Два прототипа истребителя уже летают с ним с конца 2017 года. Так что «настоящие» Су-57 будут приняты на вооружение в самом начале следующего десятилетия.

Так вот: период от начала разработки до принятия на вооружение у российского самолета практически такой же, как и у F-35. Однако финансирование этих двух машин различается существенно. Компания «Локхид-Мартин» создала мощную кооперацию, в которую внесли значительные инвестиции несколько стран — потенциальных эксплуатантов разрабатываемых самолетов. Тем самым эти страны были привязаны к закупке F-35. Затем и производство было развернуто не только в США, но и в Великобритании, Италии, Нидерландах, Южной Кореи, Турции.

Создание Су-57 финансируется исключительно из госбюджета России. Была попытка создать кооперацию с Индией. Даже было создано совместное предприятие по разработке «индийской версии» самолета. Расписали и утвердили — какая сторона какими комплексами занимается. Впоследствии предстояло наладить производство, часть продукции которого должна была поступать в ВВС Индии, часть — в Россию для продажи на внешнем рынке.

Но спустя почти 10 лет после подписания договора Нью-Дели отказались вносить в фонд разработки свою часть суммы — 3 млрд. долларов. При этом было заявлено, что сумма абсолютно грабительская. Да и самолет якобы никудышный: русские, мол, создали лишь «видимость невидимости» истребителя. РЛС — неэффективная, прочая авионика также является вчерашним днем авиации. Двигатель первой очереди откровенно слабый, а второй будет ненамного лучше.

Сей демарш имеет две подоплеки. Главные конкуренты на внешнем рынке авиационной техники (естественно — США) давно начали распространять информацию о том, насколько плоха перспективная русская машина. Тогда индийцы, воспользовавшись, данной информационной атакой, решили сбить цену. Как это принято на любом восточном базаре. Однако Россия на уступки не пошла. При этом Нью-Дели «оставили за собой право» покупать у России истребители после окончательной их доводки.

История неприятная. Потому что индийский вклад в разработку и производство первых серийных машин оказался бы весьма полезным.

«Штерн», в отличие от индийских хитрецов, не берется судить, насколько соответствует стелс-технологиям российский истребитель. Допуская, что по ЭПР (эффективная площадь рассеяния) Су-57 если и уступает F-22 и F-35, то не сильно. И задается вопросом: зачем, вообще-то, нужна борьба конструкторов за малозаметность? Ведь именно русские постоянно говорят, что стелс-технологии не сильно усложняют новейшим зенитно-ракетным системам задачу перехвата таких машин. Потому что ЭПР технически возможно сделать рекордно низкой лишь в узком диапазоне частот РЛС — на сантиметровых волнах.

Также следует учитывать, что ЭПР минимальна при фронтальном облучении самолета радаром. Сбоку, снизу, сверху — совсем другая картина. В этих проекциях самолет обнаруживается с большего расстояния.

Но и это довольно выигрышная ситуация для «невидимки». То есть: когда происходит столкновение один на один. Так в жизни не бывает. Как правило, современная истребительная авиация выполняет групповые полеты. Более того, ей помогают самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Так же снизу за небом наблюдают радары комплексов ПВО.

При этом следует учитывать, что борьба за снижение радиолокационной заметности неизбежно ухудшает летные характеристики самолета.

Однако выводы из этого «Штерн» делает неверные: «Поэтому еще в 2018 году Министерство обороны России заявило, что Су-57 не будет производиться серийно». Нет, причина иная — корректировка оборонного бюджета. В нашей стране просто стало меньше денег. При этом тратить их придется не только на производство новых истребителей, но и на создание под них аэродромной инфраструктуры, и на обучение летного и технического состава. Было решено пока ограничиться поступлением в ВВС очень крепкого истребителя поколения 4++ Су-35С. Который способен не только соперничать в воздухе с лучшими американскими и европейскими истребителями, но и наносить мощные удары по наземным и морским целям.

Но на последнем форуме «Армия», который проходил в подмосковной Кубинке, произошел резкий поворот. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров объявил о подписании контракта на поставку 76 истребителей Су-57 и вооружении ими трех полков.

Автора публикации, да и всякого трезвомыслящего человека поражает не столько сам факт резкой смены настроений относительно этого истребителя, сколько его стоимость, прописанная в контракте. Постройка 76 машин будет стоить в пересчете на евро 2,38 млрд. Один истребитель — 31 млн евро. Цена для такого рода изделий абсолютно «бросовая». Столько на мировом рынке сегодня стоят истребители четвертого поколения.

«Штерн» приходит к выводу, что, установив абсолютно демпинговую цену на Су-57, Кремль пытается если не обрушить рынок, то отхватить кусок куда больший, чем позволяет качество российских самолетов. Ну, это лишь часть истины. Да и то высказанная со значительной натяжкой: самолеты-то хорошие, однако Вашингтон зорко следит за тем, чтобы их не закупали сателлиты США.

Но полная истина заключается в том, что эта достаточно массовая закупка истребителей для родных ВВС понадобилась для того, чтобы повысить авторитет Су-57. Потому что иностранный заказчик вряд ли рискнет брать самолет, который не эксплуатируется даже в армии страны, его производящей. А российские пилоты и на Су-35С полетают.

Однако потенциальным заказчикам придется распрощаться с иллюзией относительно выплаты 31 млн евро за один самолет. При такой цене авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре, производящий Су-57, несомненно, разорится.

И в первую очередь это необходимо понять правительству Индии. Потому что Пакистан уже заинтересовался новым российским истребителем. А Нью-Дели получить истребитель пятого поколения больше негде, кроме как в России. Скупой, как известно, платит дважды.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей



Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer