Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Плюшки и гаечный ключ: что дает участие в программе F-35


31 июля 2019 года Илья Крамник, Известия


Спустя почти 20 лет после формирования программы производства истребителя пятого поколения JSF (Joint Strike Fighter), плодом которой стало создание семейства F-35, к ней захотел присоединиться новый участник. Япония, до этого момента пребывавшая в статусе иностранного покупателя — foreign military sale (FMS) customer, выразила заинтересованность в повышении статуса. Вместе с тем, по мнению специалистов, Пентагон, скорее всего, отклонит эту заявку. «Известия» разобрались в истории программы F-35 и причинах японского интереса.

Поиски решения
 
Корни проекта единого многоцелевого истребителя уходят в 1980-е годы и заслуживают отдельного изучения, однако непосредственными родителями программы JSF стали два проекта: «Общедоступный легкий истребитель» (Common Affordable Light Fighter, CALF), запущенный в 1992 году как второй этап стартовавшего ранее проекта сверхзвукового истребителя вертикального взлета и посадки (Supersonic STOVL Fighter, SSF), и начатая в 1993-м межвидовая программа усовершенствования ударных возможностей авиации (Joint Advanced Strike Technology, JAST).
 
Вскоре оба проекта объединились: исследования по теме перспективного легкого истребителя продолжились в рамках программы JAST. На рубеже 1993–1994 годов была сформулирована основная цель — замена большей части многоцелевых истребителей американской и британской авиации единой машиной, точнее модификациями единой платформы, имеющими максимально унифицированный планер. На глубокой унификации планера настаивал тогдашний министр обороны США Лесли Эспин. Уже в феврале 1994-го он покинет свой пост под огнем критики за неудачную операцию в Сомали, однако только что стартовавшая программа разработки единой машины сохранит свою концепцию, хотя ее тоже будут жестко критиковать — в первую очередь за рост стоимости и сложность проекта.
 
В 1995 году Британия становится официальным партнером программы, внеся в кассу $200 млн — примерно 10% от общего объема финансирования JAST. Формирование партнерского пула будущего JSF началось.
 
Самая масштабная программа
 
Даже если бы программа JSF ограничилась только США и Британией, она бы уже могла претендовать на статус самой масштабной программы перевооружения авиации после холодной войны — просто потому, что ни у кого другого проектов подобного масштаба не было и близко: исходно только ВВС США предполагали закупку более 2 тыс. самолетов нового типа. Впрочем, по порядку. В начале 2000-х годов программа JSF прошла важный этап конкурса проектов, в ходе которого построенный компанией Lockheed Martin самолет Х-35 показал себя лучше, чем Х-32 от Boeing (при этом обе машины перекрыли требования заказчика).
 
В 2002 году Lockheed Martin получил контракт на разработку новой машины, а в рамках программы сформировался пул стран-партнеров. Помимо уже названных США и Великобритании ими стали Австралия, Бельгия, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия и Турция. Все эти страны вложились своими средствами в разработку машины, а их компании получили заказы на производство части комплектующих — при этом не только для самолетов, предназначенных данной конкретной стране-партнеру, а для всей программы F-35.
 
Так, от Австралии в кооперации участвуют более 50 предприятий, как собственно австралийских, так и «дочек» ряда глобальных корпораций, а их выручка должна превысить $1 млрд. Италия, как страна с более развитым авиастроением, получила даже собственную сборочную линию, на которой должна быть построена часть самолетов как для самой Италии, так и для других стран. Почти в $10 млрд оценивается участие Турции, на территории которой до недавнего времени предполагалось создание центра технического обслуживания и ремонта двигателей самолетов F-35 для всех европейских стран – членов НАТО, получивших этот самолет.
 
Для многих стран вхождение в программу было единственной возможностью сохранения некогда независимой авиапромышленности, с учетом огромной цены разработки современных боевых самолетов, непосильной для подавляющего большинства государств, когда-то имевших собственные конструкторские школы.
 
Вместе с тем такие близкие партнеры США, как Япония, Южная Корея и Израиль, не стали партнерами программы, оставшись в статусе покупателей. Отчасти все три ситуации объяснимы. Американцы не слишком горели желанием допускать к программе Израиль, учитывая опыт 1980-х годов, когда им пришлось приложить немалые усилия, чтобы убедить руководителей военного ведомства и авиационной промышленности Израиля отказаться от национального проекта истребителя Lavi, созданного на основе F-16. Производить Lavi в итоге Израиль не стал, но проект был продан в Китай, где с помощью российских специалистов и оборудования превращен в истребитель J-10. Впрочем, и без статуса партнера Израиль одним из первых начал получать новые машины и фактически имеет в программе статус наблюдателя с правом голоса.
 
Япония на заре 2000-х годов не слишком интересовалась F-35, надеясь на то, что США сделают для нее исключение в запрете на экспорт более мощного и дорогостоящего F-22. Кроме того, предоставление статуса партнера Японии автоматически вызвало бы соответствующие требования и со стороны Южной Кореи, а излишне множить число зарубежных поставщиков ни Lockheed Martin, ни Пентагон не хотели.
 
Вместо Турции
 
С момента замораживания состава участников программы прошло 17 лет, и мир за это время серьезно поменялся. Ключевым изменением стал вылет из программы Турции, после того как Анкара настояла на своем в принципиальном политическом споре, приобретя российские зенитные ракетные системы С-400. Вместе с тем замещение в программе Турции и ввод туда Японии — задачи принципиально разного масштаба. Если в первом случае вопрос заключается лишь в переносе центра техобслуживания и замене производителей ряда второстепенных комплектующих, то Япония с ее довольно развитой промышленностью потребовала бы более серьезного участия, с более масштабным вмешательством в техпроцесс.
 
Не следует забывать и о собственной японской программе истребителя пятого поколения. Сейчас в стране проходит испытания «демонстратор технологий» — самолет Х-2 Shinshin (心神), с учетом опыта создания которого предполагается разработка собственного истребителя F-3. Насколько его создание может быть ускорено, в случае если Япония станет производственным партнером программы F-35? Вряд ли это тот вопрос, на который в Вашингтоне хотят получить практический ответ.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer