Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Беспилотная лошадка


11 сентября 2019 года Антон Лавров, Известия


Прошедший август оказался богат на премьеры российских тяжелых беспилотников. Поэтому первый полёт модифицированного варианта БПЛА «Альтиус-У» оказался в тени своего старшего собрата — 20-тонного «Охотника». А между тем событие это не менее знаковое. Именно более «скромным» аппаратам «Альтиус-У» и «Орион» предстоит составить основу флота наших тяжелых беспилотников.

Реактивный «Охотник», созданный с использованием технологий малозаметности, — инструмент для сражений между развитыми в военном плане государствами. Техническая сложность и бескомпромиссные требования к характеристикам потребуют потратить на его испытания и доведение до финального облика еще много лет. Да и из-за дороговизны таких машин никогда не будет много.

7-тонный винтовой «Альтиус» с эффективными и экономичными дизельными двигателями мало чем уступит ему в самых распространенных сейчас типах конфликтов малой интенсивности, контртеррористических и противоповстанческих действиях. Именно для таких задач созданы и почти все их зарубежные аналоги, пользующиеся большим спросом на международном оружейном рынке.

Сравнительная простота конструкции и аппаратуры позволяют надеяться, что поставить «Альтиус» на вооружение удастся гораздо быстрее, чем «Охотника». Да и иметь их в войсках можно будет в большем количестве.

Разработка «Альтиуса» официально стартовала еще в 2011 году, когда на проведение научно-исследовательских работ по нему Минобороны выделило 1 млрд рублей. Еще 3,6 млрд проект получил при переходе в ноябре 2014 года к следующему этапу — проведению опытно-конструкторских работ. Были построены три прототипа беспилотника и в 2016-м начаты его летные испытания.

К сожалению, затем новую и остро необходимую машину ожидало множество неприятных сюрпризов. В их число вошли и арест главного конструктора разрабатывавшего беспилотник ОКБ им. Симонова, и проблемы с доступом к попавшим под санкции германским двигателям и некоторым комплектующим.

Выбранный для оснащения нового беспилотника немецкий дизельный поршневой двигатель RED A03 создал выходец из России при поддержке наших же инвесторов. При отсутствии на то время отечественных альтернатив выбор этого эффективного двигателя был оправдан. Но санкции, введенные против РФ после 2014 года, поставили его получение под удар. Производство полностью локализованной российской версии на мощностях корпорации «Иркут» еще предстоит наладить.

В сентябре 2018 года после проведения комплексного аудита контракт на проведение ОКР был расторгнут по инициативе Минобороны. Гендиректора ОКБ им. Симонова Александра Гомзина обвинили в хищении и мошенничестве. Опытно-конструкторскую работу по созданию доработанного «Альтиуса» передали АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА), которое уже имеет серьезный опыт серийного производства средних БЛА «Форпост» и их модернизации.

Все это вызвало сомнения в том, что проект вообще удастся довести до конца. Но состоявшийся первый полёт «Альтиус-У» не только подтвердил, что, несмотря на все проблемы, проект жив. Он продемонстрировал серьезное продвижение вперед. Для отечественных БЛА настоящей революцией стало появление на модернизированном беспилотнике двусторонней спутниковой связи. Теперь он в полной мере сможет реализовать свои возможности по длительному полету. Ограничителем радиуса действия становится только топливо.

Принятие «Альтиуса» на вооружение будет особенно важно для морской авиации. Сегодня ее пилотируемых самолетов и беспилотных «Орланов» с «Форпостами» недостаточно для эффективного контроля дальней зоны. Появление «Альтиус-У» на Камчатке, в Крыму и на Северном флоте поможет возродить морскую разведывательную авиацию на новом техническом уровне. Оптических, радиотехнических и радиолокационных средств нового БЛА достаточно не только для самостоятельного нахождения морских целей, но и для наведения на них любых средств поражения в реальном времени.

Большая боевая нагрузка позволит БЛА и самому применять тяжелые ракеты, несущие опасность даже для крупных боевых кораблей. Беспилотники такого класса крайне полезны на море также для поисково-спасательных задач, контроля эксклюзивной экономической зоны, борьбы с браконьерством и контрабандой.

Но нигде так остро не ощущается необходимость в разведывательно-ударных машинах класса «Альтиуса», как в Сирии. Вооруженный управляемыми боеприпасами БЛА сможет сутками барражировать в режиме «свободной охоты» и не только своевременно обнаруживать противника, но и за считанные минуты а то и секунды наносить по нему прицельный и неотразимый удар. В той же Сирии всего несколько единиц таких беспилотников способны полностью парализовать перемещения техники боевиков по фронту в несколько десятков километров.

7 т максимальной взлётной массы позволяют «Альтиус-У» нести до 2 т боевой нагрузки. Но даже пара полутонных планирующих «умных» бомб делает его несравнимым по разрушительному потенциалу с меньшими беспилотниками.

Успех с созданием такого тяжелого БЛА должен стать наглядной демонстрацией возможностей российской науки и авиапрома. Сейчас ударные аппараты подобного класса есть только у США. Но «Альтиус-У» по боевой нагрузке и возможностям превзойдет даже новейший ударник Wing Loong II, начавший поступать в войска Китая в прошлом году. Турецкий аппарат аналогичного класса и вовсе пока находится лишь в планах.

Автор — военный эксперт

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBTZVB
Услуги на YouDo: http://freelance.youdo.com/polygraphy/other/packing/graph/chastniy/, посетить сайт .
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer