Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Долетались до Интерпола: подробности разорения скандальной "ВИМ-Авиа"


14 января 2020 года Анастасия Степанова, ИА REGNUM


Авиакомпанию-банкрота, прописанную в одном из посёлков Татарии, засыпали исками бывшие пассажиры. Заложенному Boeing 757-230, похоже, будут искать нового владельца, а один из собственников объявлен в международный розыск.

В деле о банкротстве прописанного в посёлке Татарии авиаперевозчика «ВИМ-Авиа», получившего печальную славу частыми задержками рейсов, громким уголовным делом в отношении топ-менеджмента — новые подробности. Пока пассажиры стоят в очереди в реестр кредиторов, пытаясь получить компенсацию за испорченный отдых, двух не названных сотрудников компании суд обязал вернуть излишки зарплаты в размере более 29 млн рублей. Помимо этого, заложенному Boeing 757−230 будут искать нового владельца, а два воздушных судна, проданных до банкротного дела, наоборот, пытаются вернуть на баланс. ИА REGNUM проанализировало, что происходит в деле о банкротстве авиакомпании, прекратившей полёты почти три года назад.

О компании «ВИМ-Авиа» и её владельцах

Российский авиаперевозчик вёл свою историю с 2002 года. В числе создателей был заслуженный пилот РФ Виктор Иванович Меркулов, по чьим инициалам и было дано название. Началось всё радужно — через год после создания компания получила право на перевозку грузов и пассажиров, ещё через два увеличила количество судов, освоив новые направления. Базовым аэропортом компании был Домодедово.

В 2004 году она числилась среди лидеров чартерных перевозок туристов, в том числе в Италию, Испанию, Египет, Тунис и Турцию. «ВИМ-Авиа» совместно с компанией «Русское небо» входила в холдинг «ВИМ-Авиа». Последний несколько лет включал в себя также авиакомпании «РусЭйр» и «Башкортостан», которые прекратили полёты в 2011—2015 годах. «РусЭйр» лишилось сертификата эксплуатанта на фоне авиакатастрофы самолёта Ту-134 под Петрозаводском в июне 2011 года.

Собственники у «ВИМ-Авиа» полностью сменились в 2005 году. Тогда 100% доли в ООО «Авиакомпания «ВИМ-Авиа» получили супруги Рашид (1%) и Светлана (99%) Мурсекаевы.

На сегодня доли Мурсекаевых — в залоге по договору кредитной линии у ООО «РНГО», основного кредитора авиаперевозчика, а сама компания с октября 2018 года числится в стадии ликвидации.

Помимо этого, Мурсекаевы были учредителями московского ПАО «Инвест Холдинг», которое по основному виду деятельности также числилось авиаперевозчиком. Компания с уставным капиталом 1 млн рублей существовала с октября 2006 по конец декабря 2018 года и была ликвидирована «на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства».

Рашид Мурсекаев также выступал соучредителем ещё четырёх юрлиц, но все они на сегодня ликвидированы. В их числе — ЗАО «Лизинг 757» и ЗАО «Флай Нэт» из Республики Алтай.

У «ВИМ-Авиа» в активе, помимо самолётов, также ПАО «Аэропорт Братск», 100% владельцем которого авиаторы из Богатых Сабов Татарии остаются и на сегодня. Также общество владело несколько лет долей в аэропорту Читы, но впоследствии продало её московской компании «Холдинг Новапорт».

О финансовых проблемах, которые привели к банкротству

По итогам 2016 года «ВИМ-Авиа» перевезла свыше 2,07 млн пассажиров по разным направлениям. К слову, за год до этого у ООО сменился адрес «прописки» — с Москвы на пгт Богатые Сабы Татарии, которым уже 20 лет управляет брат главы республики Раис Минниханов.

В 2016 году стало известно и о проблемах. Первым сигналом о них стали задержки рейсов, вынуждавшие пассажиров по несколько часов ждать в аэропортах, теряя в некоторых случаях билеты на дальнейшие участки пути. Задержки доходили до 40 часов, и в середине июля 2016 года транспортную прокуратуру буквально засыпали заявлениями с претензиями к перевозчику.

20 июля 2016 года в Федеральном агентстве воздушного транспорта собрали совещание, куда пригласили и руководство «ВИМ-Авиа». Темой встречи стали задержки рейсов.

В ходе совещания стало известно, что «с начала сезона ИАТА лето-2016 Росавиация фиксировала у авиакомпании систематические многочасовые задержки регулярных и чартерных рейсов на внутренних и международных направлениях» и руководству уже выносилось предупреждение, но это не помогло. Отношение к пассажирам назвали вопиющим. Топ-менеджеры авиаперевозчика объяснили задержки несвоевременной поставкой лизингодателями новых самолётов и неисправностью имеющихся судов. Ситуацию пообещали исправить. Авиакомпании тогда дали неделю «для устранения кризисных явлений и обеспечения регулярности», пообещав ограничить сертификат эксплуатанта для чартеров, если многочасовые задержки будут продолжаться.

Тогда же недовольство компанией выразил и губернатор Магаданской области Владимир Печёный, предложивший выполнять рейсы без задержек либо уйти с регионального рынка авиаперевозок.

О задержках рейсов снова заговорили в мае 2017 года. Тогда перевозчик объяснил это поздним возвратом с планового технического обслуживания трёх широкофюзеляжных воздушных судов. Но уже в июне 2017 года глава Колымы обратился к главе Росавиации Александру Нерадько с просьбой принять срочные меры в отношении авиакомпании «ВИМ-Авиа», срывающей рейсы Магадан — Москва. Проблемы возникли и у порядка 400 пассажиров на Чукотке, которые не смогли улететь вовремя. Сбои в работе авиаперевозчика в итоге задели интересы около 10 тыс. человек, и Росавиация пообещала провести в отношении ООО внеплановую проверку.

В конце сентября 2017 года ситуация повторилась снова — пассажиры, в том числе с маленькими детьми, были вынуждены ночевать на стульях в Домодедово. Причиной послужили долги авиаперевозчика перед аэропортом. В те же дни, когда скандал набирал обороты, руководство авиакомпании обратилось в правительство страны за госгарантиями по кредитам, объяснив проблемы нехваткой средств на текущую деятельность. Чуть позднее стало известно о долгах перед работниками — около 206 млн рублей, а также поручении председателя СКР Александра Бастрыкина о доследственной проверке по факту задержки отправки свыше десяти рейсов «ВИМ-Авиа».

В конце сентября заговорили о том, что в спасении авиаперевозчика могут принять участие структуры, близкие к правительству Татарии и банку «Зенит». Ведь часть налогов ООО оставляет по месту прописки. Но, похоже, этого не произошло.

По данным единого реестра проверок Генпрокуратуры РФ, «ВИМ-Авиа» проверяли 29 раз как планово, так и внепланово. В 2018 году основанием для них чаще всего становилась ситуация с невыплатой зарплаты. В результате одной из них, проведённой в апреле 2018 года, было выявлено «нарушение требований ч. 6 ст. 136 ТК РФ» — зарплата «работникам ООО «Авиакомпания «ВИМ-Авиа» за вторую половину июля 2017 по апрель 2018 не выплачена, задолженность по выплате заработной платы перед 1283 работниками составляет в размере 628 242 579,99 рубля».

В октябре 2017 года министр транспорта РФ Максим Соколов, получивший из-за кризисной ситуации вокруг «ВИМ-Авиа» неполное служебное соответствие от Владимира Путина, объявил о прекращении полётов авиакомпании.

О банкротстве

Банкротный иск к «ВИМ-Авиа» был подан в конце ноября 2017 года ульяновским АО «Спектр-Авиа» и банком «Российский кредит», которому задолжали более 100 млн рублей. 13 февраля 2018 года в отношении общества ввели первый этап — наблюдение. Гарантийные письма и обещания отдать долги не помогли. Наблюдение, в ходе которого список кредиторов пополнился на сумму 16 305 920 837,79 рубля, завершилось в сентябре того же года. Балансовую стоимость имущества к концу процедуры временный управляющий оценивал в 17 млрд рублей. Также он выявил «сделки, совершенные должником в период подозрительности».

К тому моменту у компании были долги перед 1312 работниками. На зарплату, пособия и прочие трудовые выплаты приходилось свыше 575,695 млн рублей долга. На сегодня компания — банкрот, её долги растут. Список кредиторов ежемесячно пополняют бывшие пассажиры, взыскивающие сначала в гражданских судах возмещение убытков по авиаперелетам, моральный вред, а потом обращающиеся в арбитраж Татарии, где слушается банкротное дело. К примеру, в конце декабря 2019 года жительница Омска потребовала возместить ей более 6 тыс. рублей. В мае 2019 года подобных претензий было подано свыше трёх десятков.

Помимо этого, в банкротном деле произошёл ряд примечательных событий. В декабре 2019 года суд удовлетворил требование арбитражного управляющего и признал недействительными «действия по увеличению заработной платы» неким двум гражданам, с которыми были оформлены допсоглашения 31 марта 2017 года. Речь шла о сумме 14 652 971,41 рубля и 14 354 805,03 рубля. Данные граждан не сообщаются, но им предстоит вернуть излишки в конкурсную массу. Вероятно, речь идёт о чете Мурсекаевых, так как управляющим оспаривалось также увеличение зарплаты и им, которое как раз и было оформлено в марте 2017 года.

Одновременно с этим идёт распродажа имущества компании. Также была завершена оценка воздушного судна Boeing 757−200 и силовой установки, которые находятся в залоге у ООО «РНГО» и на хранении у ООО «Туполев-Техник» в Подмосковье. Данное имущество оценили в 288 607 000 рублей.

Для справки: в марте 2018 года «РНГО» заявляло претензии на сумму свыше 3,04 млрд рублей.

Формирование реестра кредиторов продолжается. Конкурсное производство неоднократно продлевалось, так как шли торги по автомобилям, утверждалась начальная цена на контейнеры, шла оценка двигателей и воздушных судов. Очередной раз срок продлили 23 декабря 2019 года — до 5 июня 2020 года. В рамках заседания суда в числе прочего стало известно, что управляющий обжалует сделку по продаже судна в декабре 2016 года кипрской компании DL TRIAD А INVESTMENT LIMITED. За эти годы имущество успело сменить нескольких владельцев, но «ВИМ-Авиа» намерено вернуть самолёт на свой баланс. Схожая ситуация и со сделкой купли-продажи самолёта, заключённой с компанией VivaEirlines, а также по ситуации с продажей дорогостоящих автомобилей в 2017 году.

Продолжается также работа управляющего по оспариванию повышения зарплаты 14 сотрудникам авиакомпании в период появления финансовых проблем, а также сделки по выплате 17 млн рублей дивидендов.

Конкурсный управляющий предлагает вернуть на баланс ООО свыше 20,375 млн рублей, уплаченных в виде налогов и сборов в адрес налогового органа Татарии. Данный перевод на сегодня проходит как оспариваемая сделка.

В ситуации с «ВИМ-Авиа» без уголовного дела не обошлось.

В ноябре 2019 года Следственный комитет РФ сообщил, что завершил расследование фактов злоупотребления полномочиями, мошенничества в сфере кредитования, совершения валютных операций с использованием подложных документов. Фигурантами по делу проходят бывший гендиректор авиакомпании Александр Кочнев и главный бухгалтер Екатерина Пантелеева.

Следователи заявили, что компания «под руководством собственника авиакомпании Рашида Мурсекаева представляла собой мошенническую схему в виде пирамиды». Руководство, по мнению СК РФ, скрывало убытки, указывая в отчётности ложные сведения о прибыли, что позволяло получать кредиты и избегать санкций Росавиации. К примеру, на основании недостоверных сведений был получен кредит на 1,6 млрд рублей в «Абсолют банке». По нему сумма свыше 9 млн долларов США «по фиктивным договорам купли-продажи авиационной техники переведена на счета аффилированной Мурсекаеву компании, зарегистрированной в Республике Ирландия». Следователи уточнили, что Мурсекаевы с мая 2015 по сентябрь 2017 года на фоне бедственного положения компании получили свыше 162 млн рублей в виде зарплаты и дивидендов.

Также выяснилось, что в течение этих двух лет фигуранты уголовного дела приобретали по завышенной цене авиатопливо у компаний, «подконтрольных Мурсекаеву». Ущерб по делу оценивается на сумму более 890 млн рублей, 13 компаний признаны потерпевшими. Ущерб, причинённый самой авиакомпании, — 117 млн рублей.

В отношении Рашида Мурсекаева и бывшего первого замгендиректора Алевтины Калашниковой дело расследуется отдельно.

«Оба фигуранта скрылись от органов предварительного следствия, покинув территорию России. Им заочно предъявлено обвинение и избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Обвиняемые объявлены в международный розыск», — отмечалось в ноябрьском сообщении пресс-службы СК РФ.

Стоит отметить, что на сегодня также следователями Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ расследуется уголовное дело по факту невыплаты заработной платы сотрудникам авиакомпании.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей



Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBSGuf
Бытовой ремонт: http://remont.youdo.com/st508721/, лучшие цены.
Тут http://remont.youdo.com/decorator/ceilings/, полное описание.
Здесь http://freelance.youdo.com/polygraphy/printing/reklamnaya/bannery/, если нужно срочно.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer