Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Короли прорыва: почему Россия не скоро спишет бомбардировщики Су-24


17 января 2020 года Николай Протопопов, РИА Новости


Сложная бортовая вычислительная аппаратура, продвинутая навигация, высокие летные характеристики и универсальность — ровно 50 лет назад, 17 января 1970-го, в воздух впервые поднялся сверхзвуковой самолет Т6-2И — прототип фронтового бомбардировщика Су-24. "Двадцатьчетверка" участвовала во многих вооруженных конфликтах и до сих пор остается основной рабочей лошадкой фронтовой авиации. О том, как создавали легендарную "сушку" и почему ее не спешат отправлять в отставку, — в материале РИА Новости.

Новое поколение

К разработке нового всепогодного ударного самолета, способного выполнять боевые задачи круглосуточно, в СССР приступили в начале 1960-х. Сначала специалисты ОКБ Сухого пошли по пути глубокой модернизации уже имевшихся образцов. В частности, пытались подогнать под требования Минобороны истребитель-бомбардировщик Су-7. Однако быстро выяснилось, что его размеры не позволяют уместить на борту все необходимое оборудование.

Тогда конструкторы занялись разработкой экспериментального самолета Т-58 с расчетом на укороченный взлет и посадку (одно из требований Минобороны). Построить аппарат планировалось на базе истребителя Су-15. Прототип оснастили подъемными двигателями, что позволило почти вдвое сократить дистанцию для разбега/пробега. Однако недостатки такой схемы быстро вскрылись на испытаниях. Струи горячих газов от подъемных двигателей нагревали фюзеляж и не позволяли подвешивать полезную нагрузку.

Проект под шифром Т-6 стартовал уже с чистого листа. От подъемных двигателей конструкторы в итоге отказались, а для достижения заданных взлетных и посадочных характеристик применили крыло с изменяемой стреловидностью. В зависимости от режима полета его угол регулировался в диапазоне от 16 до 69 градусов.

Так, при взлете и на посадке консоли крыла максимально раздвигаются, а при разгоне до околозвуковых и сверхзвуковых скоростей складываются. Летчиков на Т-6 разместили плечом к плечу, а не друг за другом — им стало проще взаимодействовать между собой.

Всепогодная "сушка"

В феврале 1975-го, после нескольких лет испытаний, Т-6 принимают на вооружение под индексом Су-24. Он стал первым советским самолетом тактической авиации, способным эффективно работать по наземным целям в любую погоду, независимо от времени суток.

Бомбардировщик получил передовую на тот момент прицельно-навигационную систему "Пума", состоящую из десятка подсистем. Этот мощный компьютер выводил самолет в заданный район, вел по запрограммированному маршруту, обеспечивал автоматическое возвращение на аэродром, заход на посадку и самостоятельный низковысотный полет с огибанием рельефа местности.

"На больших скоростях машина может лететь в ручном режиме, директорном и в автоматическом 900 километров в час, 1200 и даже на сверхзвуке, — рассказывает РИА Новости заслуженный летчик России Владимир Попов. — Тогда это было очень важно, так как Су-24 мог нести не только обычные боеприпасы, но и термоядерные. По сути, конструкторам удалось создать уникальный комплекс для решения оперативно-стратегических задач, который совместил в себе функции ударного самолета, разведчика и постановщика помех".

За счет того что корпус выполнен из цельнометаллических панелей, а не из клепанных деталей, Су-24 получился очень прочным. Он позволяет выполнять сложный пилотаж, совершать противоракетные, противозенитные и противоистребительные маневры. Машина уверенно работает в пикировании, может сбрасывать боеприпасы с "горки" и с разворота, делать косую петлю, эффективно бороться с радиолокационными станциями противника при прорыве ПВО, уничтожать точечные наземные и надводные цели.

К концу 1980-х парк ВВС пополнился модернизированной версией — Су-24М. На самолете обновили прицельное и навигационное оборудование, оснастили системой дозаправки, расширили номенклатуру вооружения. "Эмка" может нести практически все типы ракет и авиабомб отечественного производства. На восьми точках подвески размещаются управляемые ракеты, корректируемые и свободнопадающие бомбы, ракеты "воздух — воздух", кассетные бомбы и неуправляемые боеприпасы. Боевая грузоподъемность — восемь тонн.

По словам Попова, "двадцатьчетверка" довольно специфична в управлении — она одновременно и проста, и сложна для пилотирования.

"Без топлива бомбардировщик весит примерно 20 тонн. Длина — более 20 метров, то есть на метр приходится тонна веса. А летает он практически как штурмовик или истребитель, — отметил эксперт. — Примечательно, что Су-24 может нести ракеты "воздух — воздух". Нас даже учили работать по малоскоростным воздушным целям — транспортным самолетам, штурмовикам типа американских А-7 или А-10, вертолетам. Впрочем, это оружие предназначалось в первую очередь для самообороны — мы старались не контактировать с истребителями".

Воздушный ветеран

Самолет выпускался вплоть до середины 1980-х, всего с конвейера сошли порядка полутора тысяч единиц. Су-24 применялся во всех вооруженных конфликтах с участием СССР и России, успешно эксплуатировался за рубежом — в Африке, на Ближнем Востоке и в Азии. В частности, во время операции в Сирии "двадцатьчетверки" нанесли множество точных ударов по объектам боевиков.

Бомбардировщик проявил себя как неприхотливая надежная машина, устойчивая к экстремальным климатическими условиям, пригодная для эксплуатации как за Полярным кругом, так и в засушливых южных регионах.

И хотя в ВКС России с каждым годом поступает все больше многофункциональных истребителей-бомбардировщиков Су-34, ОКБ Сухого продолжает работать над модернизацией Су-24. По всей видимости, этот "ветеран" прослужит еще немало лет.

"Самолет постоянно совершенствуется, поэтому его сложно записать в отстающие, — отмечает Попов. — Здесь очень важна цена и качество: зачем отказываться от недорогой и хорошо изученной платформы, если она выполняет все поставленные задачи".

Что касается западных аналогов, брат-близнец Су-24 — американский тактический бомбардировщик F-111 — был разработан примерно в то же время, что и "двадцатьчетверка", даже по конструкции "американец" на нее очень похож.

F-111 тоже имеет крыло с изменяемой стреловидностью, аналогичные размеры, боевую нагрузку и схожие задачи. Американцы применяли его в Северном Вьетнаме, Ливии, операции "Буря в пустыне" в Ираке. Но в 1996-м F-111 сняли с вооружения и полностью заменили на более простые и дешевые F-16.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBdMxD
Рекомендуем: http://remont.youdo.com/tile/price/ можно найти здесь.
Топ 10 мастеров: http://remont.youdo.com/building/outbuilding/verandy/, подробности тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer