Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сезон охоты на БЛА открыт


1 декабря 2020 года Владимир Тучков, Военно-промышленный курьер


Нельзя сказать, что опасность использования противником разведывательных и ударных беспилотников не осознавалась электронным сектором оборонно-промышленного комплекса России еще десять лет назад. И что сейчас, когда дроны показали свои способности, создатели комплексов радиоэлектронной борьбы якобы оказались у разбитого корыта. Вовсе нет. Уже довольно давно в России идут многочисленные разработки противодронных электронных средств, которыми занимаются и новые частные компании, и предприятия-ветераны, накопившие громадный опыт в создании сложных электронных комплексов.

Часто мелькают сообщения о том, как проходят испытания или как очередной «убийца дронов» демонстрируется на международной выставке. Однако между презентацией образцов и использованием их в армии пропасть огромной ширины, которую практически ни один из «убийц» преодолеть не в состоянии. Поэтому все наши ожидания по отражению налетов беспилотников пока связаны с привычными ракетными комплексами ближнего действия и малой дальности – с «Панцирем», с «Сосной», с «Кубом», даже с ЗРК средней дальности «Бук». А большая часть разрекламированных комплексов РЭБ бесследно исчезает.

Электронный «обрез»

Подавляющее большинство разрабатывающихся в стране комплексов электронного противодействия предназначено для «обрубания» всех каналов связи беспилотника с внешним миром, в роли которого выступает удаленный оператор, дистанционно управляющий полетом дрона, а также спутники. Этих каналов три: получение дроном управляющих команд, передача дроном оператору информации от видеокамер, а также прочей разведывательной аппаратуры, получение от спутника сигнала GPS.

И тут изделий наразрабатывали, что называется, на любой вкус. В концерне «Калашников» два года назад объявили о создании электронного ружья «REX-1», внешне напоминающего обрез. Весит 4,5 килограмма. 30-градусным электромагнитным лучом создает помехи во всех трех каналах. Дальность действия – 500 метров.

Нечто похожее по принципу действия создали в частной компании «Локмас». Это тоже переносной «обрез», называющийся «Ступор». Он тяжелее на килограмм и имеет дальность на 100 метров больше. «Ступор» делает беспилотники недееспособными при непрерывном их облучении от 4 до 25 секунд.

“Комплексы РЭБ, которые гарантированно способны предотвращать доступ дронам противника в обороняемое воздушное пространство, либо появятся в ближайшее время, либо уже существуют”

Необходимо сказать, что такого рода электронные ружья имеют существенный недостаток – они не оснащены аппаратурой обнаружения. То есть все зависит от размера дрона, от зрения стрелка и от погодных условий.

Этим летом генеральный директор концерна «Автоматика» Владимир Кабанов сделал странное заявление. Разработанный концерном ручной противодронный комплекс «Пищаль-ПРО» выходит на рынок. О каком рынке идет речь? О международном оружейном? Но в этом сегменте толкается локтями множество производителей, преимущественно из Top-100 мировых компаний ВПК. О российском открытом рынке бытовой техники? Вряд ли на это будет получено разрешение, потому что на «Пищаль-ПРО» обратило пристальное внимание МВД, которому тоже необходимо бороться с дронами – от «хулиганских» до террористических. А вот про постановку комплекса на вооружение и его закупках для армии ничего не слышно.

«Автоматика» создала еще два противодронных комплекса, более солидных. «Таран» предназначен для отражения атаки роя беспилотников, действуя полностью в автоматическом режиме. Надо воткнуть в землю треногу, закрепить на ней «чемодан» с электроникой и антеннами и нажать кнопку. Это приведет к тому, что электромагнитным «зонтиком» будет прикрыта полусфера диаметром 2700 метров.

«Сапсан» – стационарный комплекс солидных размеров. Он уже имеет аппаратуру обнаружения беспилотников, как активную, так и пассивную, дальность действия которой достигает 100 километров. Обнаружив в небе чужие дроны, он включает помеховое воздействие на них.

В противодронную гонку включился и концерн «Созвездие», входящий в госконцерн «Ростех». Его инженеры размахнулись, создав целое семейство комплексов «Солярис» – от переносных до стационарных, прикрывающих от атак беспилотников площадь 80 квадратных километров.

Некоторые переносные комплексы-ружья оснащаются еще механизмом, подавляющим работу оптико-электронных каналов дронов. Это либо стробоскоп, либо лазер, ослепляющие оптику. Однако если электронный луч имеет раствор 20 или 30 градусов, то лазером надо бить точно в цель, в «десятку». Вряд ли на расстоянии нескольких сот метров достижима такая точность стрельбы.

«Серп» против «Жнеца»

Есть комплексы, описание которых граничит с научной фантастикой. На форуме «Армия-2018» концерн «Росэлектроника» показывал комплекс «Серп», смонтированный на шасси от ЗРК «Бук». Он имеет аппаратуру обнаружения воздушных целей и СВЧ-пушку, которая выжигает электронику беспилотников. Как отдельные дроны, так и их рои обнаруживаются на значительном удалении при помощи РЛС с активной фазированной антенной решеткой. Максимальная дальность действия пушки – 20 километров. Осадки – дождь, снег, а также туман поглощают часть энергии, из-за чего дальность действия пушки сокращается.

Прежде всего необходимо сказать, что такого рода воздействие, которое называется электромагнитным импульсом (ЭМИ), требует огромного расхода энергии. И то лишь для выдачи короткого импульса, а не постоянного облучения. Но и с воздействием ЭМИ не все так просто, в противном случае в десятке стран с развитой технологией уже существовало бы электромагнитное оружие. Пережечь микросхемы класса Military довольно непросто, они выдерживают без пробоя p-n-переходов напряженность электрического поля 10 киловольт/метр и даже более.

Также следует напомнить, что нечто подобное в России уже создавалось. И в начале 2000-х годов даже был создан работоспособный образец – мобильный комплекс «Ранец-Е». Он предназначался для того, чтобы стать электронным комплексом малой дальности в системе ПВО. Ему предстояло перехватывать не только беспилотники, но и пилотируемые самолеты и вертолеты, а также крылатые ракеты.

«Ранец-Е» смонтирован на колесном шасси МАЗ-534, весит пять тонн. Выдает импульс сантиметрового диапазона волн длительностью 20 наносекунд и мощностью 500 мегаватт. Вот этот импульс поражает электронику на расстоянии до 10 километров. У комплекса есть ряд недостатков, но главный, из-за чего он до сих пор не принят на вооружение, заключается по сути в его одноразовости. Нет, он не взрывается при выдаче импульса гигантской мощности. После выдачи ЭМИ дизель-генератор должен в течение 20 минут накапливать в конденсаторной батарее энергию для следующего выстрела. Для комплекса, входящего в состав ПВО, в условиях массированных эшелонированных атак такая пауза совершенно непозволительна.

Также следует обратить внимание на то, что «Ранец-Е» разрушает электронные компоненты на расстоянии до 10 километров, а у «Серпа» этот параметр равен 20 километрам. Что выглядит крайне странно. Вряд ли в нем используют какой-то неведомый прежде источник энергии.

Однако несмотря на бурную деятельность разработчиков противодронового РЭБ-оружия, Министерство обороны не спешит принимать его на вооружение. Видимо, содержимое технических описаний на предлагаемые образцы существенно отличается от реальных результатов. С гражданскими беспилотниками, в которых не предусмотрена защита от средств подавления их работы, справляться не так уж и сложно. И совсем другое дело военные машины, обладающие повышенной помехозащищенностью.

Один из способов защиты дрона, когда на него начинает действовать источник помех, состоит в смене рабочих частот. И таких переключений, плавающих, может быть очень много. Четырехкилограммовым электронным ружьям отслеживать эти метания по частотному диапазону крайне сложно. Также используется прием дублирования принимаемой и передаваемой информации. И совсем трудно бороться с дронами, у которых отключен канал связи с оператором, а боевое задание исполняется в соответствии с заложенной в память программой. А уже на подходе дроны, которые будут иметь искусственный интеллект, пусть и в зачаточной форме. Есть и еще одна серьезная проблема: навигация некоторых беспилотников строится не на основании сигналов GPS, а за счет работы инерциальной системы управления, что повышает у дрона автономность и защиту от внешних воздействий.

Русский прорыв

Однако неверно было бы считать отсутствие практических результатов в области противодронных комплексов слабостью инженерной мысли, работающей в сфере РЭБ. Как раз напротив – достижения впечатляющие. Многие комплексы, например популярная «Красуха-4», сильно удручают вероятного противника.

Так, командующий ВВС США в Европе бригадный генерал Франк Горенк признается, что достижения России в области РЭБ сводят на нет все преимущества высокотехнологичного оружия, которое используется в армиях стран НАТО. Потому что новейшее электронное оружие русских полностью парализует функционирование американской электроники, установленной на ракетах, самолетах, кораблях, танках.

Столь же мрачно смотрит на проблему американского отставания в этой области военной техники командующий силами НАТО в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес: «Российские подразделения РЭБ обладают заоблачными возможностями».

С конкретной причиной столь вопиющего отставания прекрасно знаком бывший начальник РЭБ сухопутных войск США Лори Бакхут: «Наша главная проблема в том, что мы не воевали в условиях подавления связи на протяжении нескольких десятилетий, поэтому понятия не имеем, как в такой ситуации действовать. У нас отсутствуют тактика и алгоритм работы, мы совершенно не подготовлены к ведению боевых действий в условиях отсутствия связи. США не обладают столь обширными возможностями РЭБ, какими владеет Россия. У нас очень хорошая радиоразведка, и мы можем вести прослушку круглые сутки, но по выведению аппаратуры из строя – тут наши возможности и до одной десятой от аналогичных показателей Российской армии недотягивают».

Официальная информация по российским комплексам РЭБ минимизирована. А некоторые направления засекречены. Так, например, известно, что комплексы «Самарканд» уже развернуты или разворачиваются в Архангельской, Калининградской, Московской, Мурманской, Нижегородской областях, Краснодарском и Приморском крае, Еврейской автономной области, а также в Беларуси. Но втайне содержатся не только характеристики этого комплекса, но и его назначение.

Российские электронщики, алгоритмисты и радиотехники в новом столетии совершили прорыв в области РЭБ. Появилось новое поколение комплексов, которые максимально задействуют возможности, предоставляемые цифровыми технологиями. В ряде комплексов используется воздействие на аппаратуру противника, получившее название неэнергетических помех. Суть их такова. Современные средства обнаружения и цифровой обработки позволяют иметь точную копию сигналов противника. При этом в ответ посылается аналогичный сигнал, в котором, однако, изменены важнейшие параметры. Ложный сигнал в искаженном виде возвращается неприятелю. Это приводит к нарушению работы электронных схем.

Так что сомневаться не приходится – либо в ближайшее время появятся комплексы РЭБ, которые гарантированно будут предотвращать доступ дронам противника в обороняемое воздушное пространство, либо они уже существуют. Например, «Красуха-4» вполне возможно не только блокирует сигнал GPS в радиусе 300 километров, но и обрушивает дроны. Во всяком случае в Сирии такие случаи зафиксированы. Или же это был какой-то иной комплекс, например «Инфауна» или «Ртуть-БМ».

Ну а Рособоронэкспорт на международных выставках продвигает уже частично рассмотренные выше образцы – «Репеллент», «Сапсан-Бекас», «Купол», «Рубеж-Автоматика», «Луч» и «Пищаль». Однако существует незыблемое правило торговли оружием: если предлагаемый продавцом товар не находится на вооружении армии страны-производительницы, то у покупателя к нему немного доверия.

Но представляется, что значительные перспективы у разработки комплекса «Эгида», которая должна завершиться в следующем году. «Эгиду» создают в концерне «Вега», который разрабатывал радиотехнический комплекс для перспективного самолета ДРЛОиУ А-100. В комплекс русского АВАКСа вошла аппаратура не только радиолокации, но и радиотехнической разведки.

«Эгида» решает три задачи – обнаруживает дроны, определяет их тип и выводит из строя, перехватив управление. Радиус действия комплекса – 10 километров. В памяти комплекса «Эгида» хранятся данные по изученным дронам, в связи с чем взлом их системы управления занимает одну-две секунды. Если же дрона нет в каталоге, то «Эгиде» придется, используя искусственный интеллект, подобрать к нему отмычки. На это может уйти до нескольких минут, но положительный результат все равно будет получен.

У этого комплекса есть и еще одна полезная функция. Он способен определять точку, из которой оператор управляет беспилотником и передает ее координаты артиллеристам или ракетчикам.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer