Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Наукоёмкий процесс. Как сейчас разрабатывают авиационные двигатели


1 декабря 2020 года Сергей Зайцев, Аргументы и факты


Мкртич Окроян уже двадцать лет является генеральным конструктором АМНТК «Союз» и точно знает, что нужно делать, чтобы обеспечить российскую авиацию лучшими двигателями.

«Советского наследия мало для конкуренции в XXI веке»

АМНТК «Союз» был создан в 1943 году как базовое предприятие по разработке и выпуску двигателей для советской авиации. Более 75% авиационных двигателей, которые когда-либо производились в нашей стране, вышли из КБ «Союз». Предприятие и сегодня является мировым рекордсменом по числу разработок в двигателестроении. «Наследие, которое мы получили от Советского Союза, имеет огромное значение: на нем фактически основано все производство авиадвигателей в стране, — объясняет генеральный конструктор Мрктич Окроян. — Но в современном мире, где бурно развивается электроника, технологии беспилотного управления, для успешной конкуренции и главное — укрепления обороноспособности страны — необходима широкая межотраслевая интеграция».

«До прошлого года отрасль с задачами справлялась»

Разработка авиационных двигателей — сложный, наукоемкий процесс, требующий усилий уникальных специалистов, вложения средств и больших временных затрат. По оценке Мкртича Окроевича, вплоть до прошлого года отечественным авиастроителям удавалось удовлетворить потребности экономики страны, перед которой поставлены задачи модернизации, в частности военно-промышленного комплекса. Но сейчас, чтобы идти дальше, необходимы новые двигатели — а с их производством возникают затруднения. «Проблема в том, что большинство конструкторских бюро занимается модернизацией уже существующих разработок, — рассказывает М. Окроян. — Они не могут предложить новые типы продукции, потому что не располагают достаточным уровнем компетенции для прорывных разработок». Поэтому серийные заводы, которые изготавливают фактически усовершенствованные советские двигатели 1970/80-х годов, сегодня теряют прибыли. Их продукция уже в наши дни отстает по характеристикам, комплектации, агрегатной базе, электронике и другим важным параметрам — и с годами этот тренд будет только нарастать. Стране нужен прорыв в сфере двигателестроения.

«Очень интересные разработки способны предлагать военным маленькие компании, но и им нужно учиться не модернизировать то, что уже придумано другими, а смело создавать новое и выпускать продукцию, которая существенно превосходит по своему уровню и характеристикам то, к чему привыкли вчера. В первую очередь это важно в разработках для ВПК», — уверен Мкртич Окроян.

«Разработки есть, но их нужно внедрять в производство»

В начале 1990-х годов отечественные конструкторы создали целый ряд прототипов двигателей, которые по разным экономическим и политическим причинам не пошли в серийное производство. Мкртич Окроевич Окроян, который пришел на «Союз» в 2000 году, застал легендарное предприятие, созданное в годы Великой Отечественной войны, в сложном положении: заказов от авиастроителей тогда почти не поступало, задолженности по зарплате были огромными, и уникальный коллектив — а на «Союзе» конструкторы и опытное производство работают как одно целое — был на грани распада. Путем сложнейших усилий, больших вложений предприятие удалось сохранить. А вот разработки, сделанные в те сложные времена, остались под сукном. Сегодня речь снова зашла о том, чтобы наладить серийное производство этих двигателей — даже через 30 лет их характеристики далеко опережают все, что сегодня представлено на мировом рынке.

«АМНТК «Союз» никогда не занимался модернизацией, — рассказывает генеральный конструктор Мкртич Окроян. — Здесь всегда ставили и решали новые задачи. И сегодня разработки, сделанные в 1990-х годах, актуальны и востребованы у авиастроителей, которые обращаются на "Союз".Главное — организовать производство».

«Будущее — за производственными вертикалями»

Мкртич Окроян много лет руководит Балашихинским литейно-механическим заводом — ведущим предприятием отечественной авиационной отрасли. Проведя БЛМЗ через сложные годы перестройки и защитив его от банкротства, Окроян уже возродил в Балашихе производство широкого спектра авиационных колес — и уверен, что завод может стать производственной базой для новых двигателей, созданных на «Союзе».

«Балашихинский литейно-механический завод имеет большие технологически-производственные мощности, осуществляет литейные и механическиепроцессы, изготавливает огромную номенклатуру для авиационной техники и авиастроения, — поясняет М. О. Окроян. — На этом заводе можно выпускать новейшую авиастроительную продукцию в экспериментальных и опытных производственных масштабах».

Сегодня в конструкторском портфеле АМНТК «Союз» есть модельные ряды малоразмерных, двухконтурных двигателей, позволяющих придавать самые передовые характеристики региональнымсамолетам типа ТУ, ИЛ-112, ИЛ-114. Эти моторы по мощности на 20-30% превосходят те, которые сегодня считаются лучшими для применения на этих самолетах. «У нас бывают главные конструктора авиационных корпораций, мы видим огромную заинтересованность в этой серьезной продукции, — рассказывает Мкртич Окроевич. — Но к сожалению, мы еще не готовы выпускать серийные образцы. Для этого нужно увязывать в одну вертикаль КБ и производство. Я убежден, что будущее авиационной отрасли — за производственными вертикалями».

Чего ждет авиационная отрасль

Среди наиболее интересных для отечественных авиастроителей двигателей «Союза», которые можно будет запустить в серию, решив этот вопрос — моторы для вертолётов «Ансат», Ка-62, Ка-226-Т, двигатель для вертолётов среднего типа (МИ-17, МИ-34) с мощностью, в 1,5-2,5 раза превосходящей имеющиеся сегодня образцы, моторы для среднемагистральных воздушных судов.

А разработанный на «Союзе» в 2000-х годах газогенератор мощностью 30 МВт с КПД 38% до сих пор не имеет аналогов в России.

«Мы можем гордиться разработкой двигателя, который обеспечивает высокую мощность при большой экономии материала: один компрессор — ступень, одна турбина — ступень. Такое появляется в последнее время в мировой практике, и у нас такой двигатель уже есть, — объясняет генеральный конструктор АМНТК „Союз“ Мкртич Окроян. — Но чтобы мы могли реализовать наши производственные программы, в результатах которых заинтересованы российские авиастроители, нам необходима помощь от определённых финансовых и экономических государственных структур. Пока у нас нет таких возможностей, как у других структур и централизованных вертикалей в двигательно-строительной авиации». Для производства передовых, конкурентоспособных двигателей необходимо серьезно проработать вопросы производстваагрегатов, электроники и управления, создать на них электронно-цифровую систему управления двигателем (ЭСУД) с полной ответственностью, применить гибридный подход, без которого будет немыслим передовой двигатель завтрашнего дня. Все это требует серьезной государственной поддержки, потому что нацелено на повышение мощности российской экономики и обороноспособности страны.

Соединение конструкторских бюро и средних заводов необходимо, чтобы никогда не повторилась ситуация 1990-х — когда закрывались лишенные производственной поддержки производства КБ, рассеивались научные кадры, а развитие отечественного двигателестроения находилось в зависимости от иностранного капитала.

«Спрос на техническую продукцию цикличен, поэтому особенно важна связка мощного конструкторского потенциала и реального производства, — убежден Мкртич Окроян. — Нам необходимо развивать собственные производственные мощности и выпускать передовые двигатели, которые разработаны в России и могут с успехов конкурировать на мировой арене даже в самые политически и экономически непростые периоды».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer