Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Шапка-всевидимка: для управления дронами используют VR-технологии


25 мая 2020 года Антон Лавров, Роман Крецул, Известия


Боевыми дронами станут управлять с помощью технологий виртуальной реальности. Расчеты новейших российских разведывательно-ударных беспилотников оснастят VR-шлемами, которые синхронизируют движения головы оператора и камер БПЛА. Также изображение, полученное с оптики беспилотника, дополнит информацию о параметрах его полета, наземных и воздушных целях. Эксперты считают, что новинка улучшит условия работы операторов, но необходимо время, чтобы отладить интерфейс взаимодействия человека и машины.

Шлем управления

Для экипажей российских тяжелых беспилотников разрабатывают шлем виртуальной реальности, рассказали «Известиям» источники в Министерстве обороны и ВПК. Это позволит решить проблему недостаточной ситуационной осведомленности управляющих боевыми дронами операторов. Обычных мониторов может быть мало для безошибочного дистанционного пилотирования скоростных и реактивных аппаратов.

Создаваемый шлем позволит отслеживать положение головы оператора, направление его взгляда и синхронизировать их с движением камер беспилотника. Кроме того, VR-технологии дадут возможность совместить изображение, полученное с оптики дрона c информацией о наземных и воздушных целях, а также параметрах полета.

Такие нововведения серьезно улучшат условия работы операторов БПЛА, отметил главный редактор портала Military Russia Дмитрий Корнев.

— Лучший обзор и практически моментальная скорость реагирования на происходящие события — два главных плюса, — считает эксперт. — Сейчас картинка выводится на мониторы, их может быть несколько. Вести наблюдение и ориентироваться на местности в такой ситуации не так-то просто. Теперь оператор с помощью поворота головы или даже легкого движения глаз сможет увидеть, что происходит справа или слева от дрона. Для этого надо обеспечить высокое качество изображения в режиме реального времени — в первую очередь речь идет о степени детализации. Существующие мощные видеокамеры, видеокарты, графические процессоры и технологии 3D-моделирования позволяют это сделать.

Внутри шлема надо будет установить самые современные видеопанели. Также необходимо разработать максимально удобный для оператора интерфейс.

— Шлем даст большую реалистичность при управлении полетом, — пояснил эксперт. — Максимальная включенность в процесс даст возможность точно облетать препятствия, не выводить аппарат на критичные режимы полета и эффективно выполнять боевые задания. От точности позиционирования аппарата зависит меткость попадания в цель ракеты или бомбы — дрон перед ударом нужно вывести в нужную точку.

В итоге шлем позволит повысить эксплуатационные характеристики БПЛА — выживаемость аппарата и эффективность его вооружения. Работа операторов будет более комфортна, а, значит, они будут меньше уставать и адекватнее действовать, отметил эксперт.

В идеале такое оборудование должно использоваться для управления любыми стоящими на вооружении армии дистанционно управляемыми аппаратами. Но в первую очередь они нужны операторам новейших дронов: «Охотников», «Альтиусов» и «Орионов».

Дистанционная авиация

Многие современные дроны управляются через спутниковые каналы связи. Поэтому их экипажи могут располагаться за тысячи километров от района действия БПЛА. Все новые тяжелые российские беспилотники разрабатываются с учетом возможности такого применения.

Для снижения нагрузки на операторов крупных беспилотников с большой продолжительностью полета сейчас приходится использовать несколько сменных экипажей. Отдельная команда обеспечивает операции взлета и посадки. После этого управление переходит к боевым операторам, которые руководят БПЛА в полете и над полем боя.

Технологии виртуальной реальности могут пригодиться как в беспилотной, так и в пилотируемой авиации, но для этого предстоит решить еще множество технических сложностей.

Иллюзии, искажение восприятия пилотом своего положения в пространстве — серьезная проблема в авиации, отметил заслуженный летчик-испытатель полковник Игорь Маликов. И при подготовке пилотов придется приложить немало усилий для ее решения.

— Обмануть вестибулярный аппарат человека — элементарно, — рассказал эксперт «Известиям». — Летишь где-нибудь в облаках и тебе кажется, что есть крен. А прибор показывает, что его нет. В российских истребителях даже есть кнопка, нажав на которую, можно привести самолет в горизонтальное положение. Чтобы операторы беспилотников могли эффективно работать в шлемах виртуальной реальности, необходимо провести много исследований. VR-шлемами оснащены пилоты американского F-35, это позволяет им видеть то, что незаметно из кабины. Однако, насколько я знаю, у них есть проблемы с освоением этого оборудования. Многие пилоты, судя по отчетам, пока не справляются с ситуацией.

Ранее «Известия» писали, что шлем с системой виртуальной реальности уже адаптируется для оснащения палубных истребителей МиГ-29К. Технология должна помочь пилотам на самых сложных этапах полета — взлете и посадке, а также в бою.

Ударники на подлете

Сейчас в нашей стране идет разработка трех типов тяжелых разведывательно-ударных беспилотников массой от одной до 20 т, для которых может быть полезна новая технология.

Как сообщило Министерство обороны, первый из них уже прошел боевое крещение. БПЛА «Орион» в ударном варианте был испытан в Сирии в 2019 году. В апреле в СМИ появились сообщения, что военное ведомство подписало акт технической приемки первого комплекса, в составе которого три таких аппарата.

После задержек с разработкой активизировались работы на семитонном «Альтиусе». Сейчас идут испытания по оснащению его тяжелыми планирующими бомбами семейства «Гром». С ними беспилотник сможет высокоточно поражать цели с расстояния в десятки километров, не заходя в зону действия ПВО противника.

Самый крупный из российских БПЛА — 20-тонный реактивный «Охотник» впервые поднялся в воздух 2 августа 2019. Этот тип беспилотника способен нести такую же боевую нагрузку, как пилотируемый бомбардировщик и предназначен для действий в условиях сильной ПВО. Он получит самые совершенные вооружения и средства управления.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer