Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Закрытое небо" - самолёты, которых боится Трамп


1 июня 2020 года Владимир Карнозов, ТРК "Звезда"


Заявление президента США о выходе его страны из Договора по открытому небу (ДОН) ставит вопрос: а, чем, собственно, Дональду Трампу не угодили невооружённые самолёты наблюдения, которые сегодня используются десятками стран мира?

Ответов на этот и многие другие вопросы не найти в официальном письме госдепа США о выходе из ДОН. Напомним, что данный договор разрешает странам запускать свои невооружённые самолёты-разведчики над территорией других стран-участников. В 2020 году США решили отказаться от участия в этом соглашении. Пытаясь объяснить причины своего поступка, составители письма из госдепа стараются перевалить ответственность с больной головы на здоровую. Они обвиняют Россию во многих «грехах», зачастую никак не связанных с ДОН, и требуют, ни много ни мало, «смену курса Кремля».

Помощник президента США по национальной безопасности Роберт О'Брайен, выступая в эфире новостного канала Fox News, договорился до того, что русский самолёт наблюдения Ту-154М Лк-1 совершил полёт над Капитолием, Пентагоном, Белым домом, над президентской резиденцией Кэмп-Дэвид и над секретным правительственным бункером Маунт-Уэзер под Вашингтоном. Кроме того, возмущался помощник президента, русские
следили за его шефом над городом Бедминстер, где сейчас на отдыхе находится президент США Дональд Трамп, а также над гольф-клубом Трампа в штате Вирджиния. Об одном О'Брайен умолчал - полёты в рамках ДОН выполнялись по согласованному с американскими властями маршруту, и представители ВВС США на борту контролировали порядок применения аппаратуры наблюдения и соблюдение положений договора. О чём сообщил телеканал CNN.

Attention, в небе неисправный самолёт!

Между тем, каким бы странным на первый взгляд это не показалось, одной из весомых причин, побудивших Трампа принять своё решение 21 мая, является факт ветхости самолётов типа OC-135B (OC-135B Open Skies United States Air Force observation aircraft), используемых экипажами ВВС США для т.н. «экспедиционных полётов» над территориями других стран-участниц ДОН. Пара самолётов таких машин постройки 1961 года давно не проходила серьёзного ремонта, а их дряхлость часто даёт о себе знать в виде отказов бортовых систем, угрожая жизням членов экипажа, не говоря уже о тех, кто находится на земле.

Из-за плохого технического состояния вверенной им техники американские авиаторы порой долго задерживаются на иностранной территории пока идёт ремонт и улаживание дипломатических формальностей. «Порой ситуация принимала очень неприятную окраску», - вспоминает бывший командир 55-го Авиакрыла бригадный генерал Дональд Бэкон, ныне представитель в нижней палате парламента от штата Небраска, член комитета Конгресса по вооружённым силам. Господин Бэкон прекрасно осведомлён о достоинствах и недостатках ОС-135B и когда в Конгрессе заводят разговор о ДОНе, он предлагает для начала придать ОС-135B статус музейных экспонатов.

Политик-республиканец вспоминает, как в 2016 году экипаж OC-135B вынужденно прервал выполнение ранее запланированных полётов над Россией в результате серьёзного отказа электрооборудования. Командиру пришлось запрашивать специальное разрешение авиационных властей на аварийный перелёт к месту постоянного базирования, параллельно озвучивая длинный список отключённых по неисправности бортовых систем. На обратном пути возникло возгорание в контуре системы поддержания давления в кабине, экипаж изменил маршрут. С трудом перевалив за горный хребет, лётчики сумели совершить посадку на ближайшем аэродроме.

Модернизация «по остаточному принципу»

Первый OC-135B получил приписку к 24-й разведывательной эскадрилье в октябре 1993 года, ещё два - в конце 1996-го. Они являются частью большого семейства американских самолётов, построенных на платформе C-135. С тех пор они базируются на аэродроме Оффатт, штат Небраска. Попутно заметим, что на этой авиабазе 55-го Авиакрыла базируются и несколько сохранившихся WC-135B из серии в одиннадцать самолётов. Эти самолёты предназначены для сбора радиоактивных частиц в районе ядерных испытаний. Два года тому назад одна такая машина была перехвачена парой истребителей Су-30МКК ВВС Народно-освободительной армии Китая при выполнении разведывательного полёта над Восточно-Китайским морем.

На той же базе построены свыше двадцати разведчиков RC-135, плюс ещё несколько других самолётов, предназначенных для испытаний различной аппаратуры. Кроме того, ВВС США продолжают эксплуатацию большого числа самолётов-заправщиков КС-135 на аналогичной платформе. Словом, машины данной серии многочисленны, хорошо изучены личным составом, в эксплуатации по ним накоплена огромная статистика. Но есть нюанс.

Если воздушным танкерам и разведчикам часто выделяют средства на модернизацию с целью повысить их функционал и надёжность, то финансирование OC-135B ведётся по остаточному принципу. Так, они не прошли обширную программу модернизации самолёта-разведчика RC-135 в 2005 году, которая включала усиление планёра, замену навигационного оборудования, доработку кабины лётчиков с установкой более современных приборов, в том числе замену ряда стрелочных индикаторов цифровыми.

А самое главное, значительно повысившее надёжность изношенной техники, затронуло замену устаревших моторов TF33 на более современные CFM56 (военное обозначение F108). Сначала новая силовая установка появилась на заправщиках KC-135R/T в рамках программы модернизации Block 45, рассчитанная на поддержание их в строю как минимум до 2040 года. О подобном экипажам ОС-135B остаётся только мечтать и с риском для жизни продолжать летать на «фанере».

Почему не выделяются деньги на замену или хотя бы более-менее глубокую модернизацию самолётов, задействованных в программе «Открытое небо»? Неужели в чрезмерно раздутом бюджете Пентагона не хватает на это средств?!

Американские законодатели неоднократно отказывались удовлетворить запросы военного ведомства по замене морально и физически устаревших OC-135B на новые самолёты. А в качестве таковых вполне могли бы выступить Boeing 737 - на платформе этого авиалайнера создан морской патрульный Р-8 и другие военные машины. Также не стоит сбрасывать со счётов бизнес-джеты премиум-класса от фирм Gulfstream и Bombardier - на базе Global Express строится самолёт радиоэлектронной разведки E-11A.

Крайний раз соответствующая просьба поступила от Пентагона два года тому назад. Запрашиваемая сумма - 222 млн долларов - просто капля в море фактически неограниченного финансирования данного ведомства! Обсуждая совокупный бюджет, конгрессмены одобрили практически все поступившие заявки, а эту… подумали-подумали, и отклонили.

Итак, причина систематического отказа законодателей заменить старенькие OC-135B на новые самолёты не финансовая, а политическая. Действия конгрессменов напоминают сцены из жизни капризного ребенка - «назло маме отморожу уши».

Отказываясь выделять средства на обновление парка самолётов типа Open Skies, они ставят под удар вовсе не Россию, а жизнь и безопасность собственных лётчиков, вынуждая их подниматься в небо на морально и физически устаревшей авиатехнике.

«Не вкладываясь в поддержание самолётов типа Open Skies, мы увеличиваем риски для наших же военнослужащих. Это старые самолёты, они показывают плохую надёжность и порой ломаются, находясь над территорией России. Это становится причиной крайне неприятных ситуаций, когда наши экипажи подвергаются надоедливым замечаниям российских властей», - утверждает господин Бэкон.

Американские лётчики: мы, Трамп, такие же хотим

Сегодня наблюдается парадоксальная ситуация: военлёты самой богатой страны мира, ежегодно расходующей баснословные 700 миллиардов долларов на оборонные нужды, завидуют коллегам из других стран мира с гораздо меньшими военными бюджетами. Так, Германия, тратящая на вооружение всего лишь 1,1% от валового национального продукта, в 2017 году ввела в строй самолёт наблюдения на базе авиалайнера Airbus A319, ранее принадлежащего Люфтганзе и доработанного путём установки фотоаппаратуры.

Похожая техника - пара самолётов Ту-214ОН - недавно поступила и российским авиаторам. Вариант «ОН» использует платформу пассажирского авиалайнера «Туполев-214» и несёт комплекс авиационного наблюдения разработки концерна «Вега». Он включает цифровую камеру отечественного производства OSDCAM4060, опробованную на дооборудованных Ан-30Б и Ту-154М, телевизионные и инфракрасные камеры, радиолокатор бокового обзора, цифровой вычислительный комплекс и систему навигационного обеспечения. Всего на борту - пять фото и три телевизионные камеры.

Сначала Ту-214ОН прошёл испытания в нашей стране, а по их завершению был представлен на суд 72 представителям иностранных государств, посетившим аэродром Кубинка 2 сентября 2018 года. Кульминацией стало подписание американским представителем итогового протокола по освидетельствованию российского воздушного судна на полях Консультативной комиссии по Договору по открытому небу в Вене.

Таким образом, США присоединились к другим 22 государствам-участникам Договора, одобривших Ту-214ОН. «Было очевидно, что с технической стороны претензий к Российской Федерации нет, и подписание документа является лишь вопросом времени», - говорилось в сообщении.

«Сертификация нового самолёта наблюдения позволяет нам расширить возможности по эффективному выполнению наблюдательных полётов, в том числе и над территориями Великобритании, США и Канады», - заключило Министерство обороны РФ.

Современный, комфортный и оборудованный по последнему слову техники самолёт - мечта любого лётчика. Поговаривают, что пришёлся он по душе президенту Трампу. Не в этой ли зависти - русские смогли, а мы нет, - кроется его решение о выходе США из ДОН? 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer