Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Понравился Сердюкову": гендиректором "Туполева" станет человек Колесова?


4 июня 2020 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


Сегодня совет директоров «Туполева» сменит гендиректора компании. На место Александра Конюхова, по данным «БИЗНЕС Online», претендуют несколько человек, но фаворит — гендиректор казанской «Радиоэлектроники им. Шимко» Ронис Шарипов. Сам он, уже два раза сбегавший от своего шефа Николая Колесова в Казань, активно сопротивляется назначению, не в восторге и Денис Мантуров. Но, похоже, дело решено на самых верхах «Ростеха».

«ЭТО ПРЕПОДНОСИТСЯ КАК ВЫБОР ЧЕМЕЗОВА, НО…»

Сенсационную новость сообщили сразу несколько источников «БИЗНЕС Online» в оборонно-промышленном комплексе: генерального директора АО «НПО „Радиоэлектроника им. Шимко“» Рониса Шарипова могут назначить шефом ПАО «Туполев». Смена руководителя «Ту» должна состояться сегодня на совете директоров компании, об этом вчера сообщил «Интерфакс» и подтвердил источник «БИЗНЕС  Online» в руководстве Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), причем он полагает, что преемником нынешнего гендиректора Александра Конюхова будет именно Шарипов. «Крепкий, порядочный», — добавил он.

Плюс, отметим, его двигает могущественный гендиректор АО «Концерн „Радиоэлектронные технологии“» (КРЭТ) Николай Колесов. И дело не только в том, что «Радиоэлектроника» входит в эту компанию, но и в давних близких отношениях.

Шарипов (родился 5 мая 1966 года в селе Гороховое Поле Сабинского района ТАССР) окончил (1990-й) Казанский университет по специальности «правоведение». Пять лет он проработал в прокуратуре следователем и надзирающим прокурором, но, по его словам, решил «более досконально разобраться в механизмах функционирования реального сектора экономики, в основах макроэкономики». Ему предложили работу в госкомимущества РТ: он был начальником управления комитета, заместителем председателя комитета РТ по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению. В 2000–2001-х — заместитель главы Пестречинского района. В 2001–2007-х прошел через колесовскую кузницу кадров — ОАО «КОМЗ»: первый заместитель гендиректора — коммерческий директор, генеральный директор.

В 2007 году Шарипов вслед за Колесовым, который возглавил Амурскую область, отправился на Дальний Восток. До 2008-го он был на постах министра имущественных отношений, природных ресурсов и лесного хозяйства, а также первого заместителя председателя правительства области, однако незадолго до скандальной отставки своего патрона с губернаторского поста написал заявление об уходе по собственному желанию и вернулся в Казань. Амурские СМИ, охарактеризовавшие его как «самого порядочного и профессионального из казанцев», объясняли этот шаг тем, что Ронис Накипович «морально не выдержал ситуацию с уголовными делами нескольких подчиненных губернатора и возможность отставки самого Колесова». Кстати, Шарипов оказался одним из немногих в казанском десанте на Дальнем Востоке, кто был вне подозрений в злоупотреблениях.

Как бы то ни было, он вернулся на КОМЗ — советником гендиректора, но уже через пару месяцев оказался председателем совета директоров завода, который примерно тогда же стал одним из главных личных активов Колесова, передвинувшегося в кресло советника гендиректора «Ростехнологий» Сергея Чемезова.

В 2009 году Шарипов назначен гендиректором ОАО «Радиоприбор», которое находилось едва ли не на краю гибели, а в 2012-м Колесов забрал его первым замом в КРЭТ. Туда Ронис Накипович отправился без энтузиазма. На вопрос, почему все-таки согласился, отвечал как герой фильма «Белое солнце пустыни»: «Позвали». Через год «дезертировал» и оттуда. «Он сбежал из Москвы потому, что не его это», — говорит один хорошо знающий Шарипова собеседник «БИЗНЕС Online». «Меня меньше всего волновал вопрос статуса — было важнее вернуться в Казань, к семье», — объяснял Ронис Накипович свой демарш (у него жена и двое детей).

В июне 2013 года его представили как гендиректора «Радиоэлектроники им. Шимко» — головного российского предприятия по системам и средствам государственного опознавания («свой-чужой»), которому предстояло серьезное реформирование. Утверждают, что с этой задачей Шарипов прекрасно справился. Вообще чувствуется, что Ронис Накипович любит свою нынешнюю работу. Корреспондент «БИЗНЕС Online» убедился в подобном, побывав пару лет назад на предприятии. Это заметно по тому, с каким чувством гендиректор рассказывал о людях, показывал модернизированные цеха, в конце концов, говорил о том, что никогда не согласится отдать на аутсорсинг питание работников, чтобы не угробить его.

Неудивительно, что Шарипов, как говорят наши источники, всеми силами противодействует нынешнему назначению в Москву. «Пожелаем ему, чтобы этого не случилось», — говорит один из казанских ОПК-директоров (узнать мнение самого Рониса Накиповича вчера не удалось — его телефон не отвечал). Но, похоже, от желания Шарипова в данном случае мало что зависит. «Вовне это преподносится как выбор Чемезова, — говорит один из наших собеседников, — но тот его всего пару раз видел и вдруг вспомнил?! Понятно, чья затея». Намек на Колесова, который, по одной из версий, метит в гендиректора объединенных ОАК и «Вертолетов России» (вариант слияния прорабатывается), а потому заблаговременно расставляет там своих людей. По нашим данным, Шарипов произвел хорошее впечатление на собеседовании у Чемезова и «очень понравился» индустриальному директору авиационного кластера «Ростеха», председателю совета директоров ОАК, экс-министру обороны Анатолию Сердюкову.

КОНЮХОВ НЕ СПРАВИЛСЯ С ТУ-160?

Однако экспансия команды Колесова встречает противодействие министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. «Минпромторг против Рониса и в целом не дает колесовским людям распространяться — блокирует все такие поползновения», — указывает источник, напоминая неудачные попытки назначить экс-гендиректора КОМЗа Сергея Раковца сначала гендиректором ПАО «Казанский вертолетный завод», потом — исполнительным директором АО «Гражданские самолеты Сухого». Нынешний гендиректор «Туполева» Конюхов, в 2016 году сменивший на этом посту Николая Савицких, считается ставленником Мантурова, потому шеф минпромторга всячески сопротивляется его отставке.

Что можно занести в актив Конюхову за время управлением «Туполевым»? Достройку из советских заделов одного Ту-160, подъем прототипа Ту-160М, двух прототипов Ту-22М3М, летающей лаборатории Ту-214ЛМК, восстановление разрушенного в постсоветское время участка электронно-лучевой сварки и начало сборки первого совершенно нового Ту-160 (Ту-160М). В пассиве — так и не начатая толком реконструкция КАЗа: с планового 2020 года ее завершение перенесено на 2022-й.

Это и называют главной причиной отставки. «Провал модернизации, конечно, вина Конюхова, — говорит один из источников. — Допущена фундаментальная ошибка. Там логичнее было все сломать и отстроить заново, вместо этого пошли по пути капитального ремонта. Теперь все валят на Тихомирова (Борис Тихомиров — генеральный директор АО „Казанский Гипронииавиапром“, ответственного за реконструкцию КАЗа, — прим. ред.), а он ведь предлагал решения… В результате процесс модернизации стал бесконечным».

С этим мнением не согласен председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. «Что значит „провалена“, когда в стране нет технической базы и надо все по крупицам восстанавливать? — отметил он в беседе с „БИЗНЕС  Online“. — Одно дело, когда при Копылове выделяли немереные деньги, было необходимое оборудование, и другое — когда ничего этого нет. Комплектующие заводы довели до того, что они компетенции растеряли. На этом фоне то, что сделали и делают на КАЗе, — настоящий подвиг. Прогресс очень большой. Другой вопрос, что Конюхову не удалось пролоббировать некоторые вещи, например комплексный характер модернизации и средства на подготовку кадров».

По второй версии, Конюхов не нашел понимания у министра обороны Сергея Шойгу, предложив ему пересмотреть цены и сроки исполнения заказов — проблемы с тем и другим обострились во время «коронакризиса». «Туполя занимаются ограниченным количеством программ — стратегической авиацией и не менее значимыми для позиций гендиректора машинами для специального летного отряда „Россия“ (КАЗ строит самолеты для перевозки высших чиновников — прим. ред.), — напомнил один из наших собеседников. — С обоими заказчиками шутки плохи. Если сделаешь неправильный шаг, то дело может закончиться жесткими выводами».

«ТАСУЮТ ЛЮДЕЙ, А РЕЗУЛЬТАТА НЕТ»

Впрочем, не факт, что у отставки Конюхова вообще есть конкретная причина. По мнению главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, это лишь продолжение реструктуризации ОАК. «Через смену руководителей в ближайшее время пройдет не одно подразделение корпорации», — заверил он «БИЗНЕС  Online». Напомним, что сегодня ОАК находится в процессе вхождения в «Ростех». Как заявил в конце прошлого года Чемезов, процесс передачи акций завершится в первом полугодии 2020-го, весь 2021-й будет посвящен реорганизации авиастроительной отрасли, которая сконцентрируется в авиационном кластере «Ростеха» под руководством Сердюкова. Последний же заявил тотальную модернизацию управления отраслью. «Просто „Ростех“ расставляет своих людей, а Конюхов не из чемезовских», — обобщает собеседник.

Но источники настроены скептически. «В авиастроение вложили и вкладывают уже не миллиарды, а триллионы, но там конца и края нет — все съедается, — говорит один из собеседников. — Чемезов с Сердюковым тасует людей, а результата нет. Система виновата, система пустых людей». Он подчеркнул, что во многом это происходит потому, что все директора предприятий поставлены в условия, когда не они принимают решения — всем крутят корпорации. «Сегодня директора заводов — это начальники цехов, — усмехается собеседник. — У них нет рычагов для принятия решений». Такого же мнения придерживается исполнительный директор портала «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «Беда в том, что сегодня как таковые руководители компаний выполняют лишь техническую роль, то есть не определяют стратегию и даже тактику, — основные вопросы решаются на уровне корпораций», — подчеркнул он в беседе с «БИЗНЕС Online».

«А „наверху“ сидят люди, которые не имеют отношения к технике, не работали с большими коллективами, — добавляет один из наших собеседников. — Интересно, авиастроители когда-нибудь будут управлять отраслью (камень в огород и Конюхова с Шариповым — прим. ред.)?! Юристы, экономисты в таких вещах неприемлемы. Надо, чтобы человек когда-то сам руководил авиазаводом. В советское время люди, которые возглавляли минавиапром, ранее командовали авиазаводами, осознавали, что это такое, а сегодня приходят те, кто только и умеет, что считать и отправлять деньги».

С такой точкой зрения не согласен Гусаров: «Человек, который руководит крупной компанией, должен обладать иными знаниями. Управлять корпорацией, холдингом должны люди с экономико-юридическими знаниями, а создавать самолеты — для этого есть руководители второго эшелона. Ни „Боингом“, ни „Эйрбасом“ авиконструкторы или инженеры не руководят — и результат вполне себе положительный. Можно вспомнить авиаконструктора Погосяна в качестве руководителя ОАК: вряд ли кто-то может сказать, что имелись подвижки в лучшую сторону. Берия не учился на физика-ядерщика, однако под его руководством сделали атомную бомбу — он создал все условия, по сути, был руководителем компании. Микоян не авиаконструктор — этими вопросами занимался Гуревич, но именно первый все держал в руках, всем обеспечивал и выдавал прекрасные результаты».

Еще один небезынтересный вопрос: удержится ли на своем месте Савицких (руководит КАЗом с декабря 2013 года, к слову, свежеиспеченный депутат Госсовета РТ)? Есть мнение, что если в «Ту» придет Шарипов, то он, конечно, поставит на КАЗ своего человека. С другой стороны, в ОПК-кругах Татарстана распространено мнение о прочности позиций нынешнего директора КАЗа. «Не думаю, что его будут менять», — говорит источник в ОАК. «Обратите внимание: когда Савицких снимали с гендиректоров „Туполева“, его же не просто так оставили на КАЗе, — говорит другой источник. — Значит, он через кого-то надавил на Конюхова и остался первым замом». «Савицких — очень удачный директор, — полагает Агеев. — Он блестящий организатор, его с руками и ногами везде возьмут. Посмотрите, как в нынешних непростых условиях четко организовал работу, в 3 раза увеличил коллектив».

Словом, ждем решений совета директоров «Туполева». Агеев уверен, что Шарипов — это хороший вариант: «Конюхов — немного рафинированный, не производственник, а Ронис — производственник. И он более татарин, поэтому будет больше помогать авиазаводу».

Другой наш собеседник полагает, что вероятность назначения Шарипова высокая, но не стопроцентная. «Это колесовские „хотелки“, но есть и другие люди, — говорит он. — К тому же учтем, что сам Шарипов, так скажем, не очень рад такому повороту — место-то расстрельное. И готовых к назначению — три-четыре человека, все решится в последний момент — росчерком пера можно любого назначить, а сейчас еще идет подковерная война».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer