Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Жесткая посадка – 2019": продажи вертолетов КВЗ рухнули вдвое до антирекордных 27 единиц


2 июля 2020 года Виктор Османов, БИЗНЕС Online


Выручка Казанского вертолетного завода в 2019 году уменьшилась на четверть до 16,1 млрд рублей. Несмотря на это, предприятие сократило чистый убыток, а операционная прибыль вообще выросла втрое до 840 миллионов. О том, как завод «отозвал» 250 млн рублей зарубежных инвестиций и сменил вектор продаж с Африки и Азии на Европу, сколько сэкономил на управленцах, какой выгодный кредит смог получить под занавес 2019 года и какова ситуация с контрактами на «Ансаты» и «Ми», читайте в материале «БИЗНЕС Online».

ВЫРУЧКА И ОТГРУЗКИ УПАЛИ ДО АНТИРЕКОРДА, ЭКСПОРТ «ПЕРЕЕХАЛ» ИЗ АФРИКИ И АЗИИ В ЕВРОПУ

Выручка ПАО «Казанский вертолетный завод» в 2019 году сократилась на четверть до 16,1 млрд, а чистый убыток — на 135 млн до 2,34 млрд рублей, следует из опубликованной этой весной бухгалтерской отчетности общества. И сразу же отметим, что ряд показателей скорректирован компанией после обнаружения аудитором ошибки в учете по итогам 2018 года, когда чистый убыток был заявлен в размере 5,3 млрд рублей.

Однако это не повлияло на антирекорд, установленный КВЗ, — его выручка стала минимальной за все время раскрытия бухотчетов с 2010 года. Предыдущий минимум был зафиксирован в 2017-м, когда поступления слегка не добрались до 21 млрд рублей.

Поступления от производства и продажи вертолетов упали на 6,05 млрд до 11,3 млрд рублей. При этом спад в абсолютном выражении равномерно распределился между внутренним и внешним рынками, которые показали убыль на 3 млрд до 8,5 млрд и 2,8 млрд рублей соответственно. Но в относительном выражении экспорт сократился в 2,1 раза, в то время как внутреннее потребление — только в 1,4 раза. Заводчанам остается лишь мечтать о достижениях 2014 года с его 48,7 млрд рублей поступлений от продажи вертолетов, из которых 42,6 млрд получено по контрактам в сфере военно-технического сотрудничества. Напомним, что в «тучные» 2012–2015 годы ключевым заказчиком КВЗ была Индия, компанию которой составляли, как ни странно, США.

Главной статьей доходов предприятия был Ми-8, точнее, его экспортный вариант Ми-17 — до 2017 года на него приходилась львиная доля заказов и прибыли. Но крупные экспортные заказы остались в прошлом. Динамика продаж говорит сама за себя. В 2014 году (до этого с 2007-го наблюдался лишь рост) КВЗ выполнил стахановскую норму, продав рекордные 107 вертолетов, в 2015-м — уже 77, в 2016-м — 70, в 2017-м — 62.

Набрать высоту Казанский вертолетный планировал со второй половины 2018 года: существовала надежда на договор с Национальной службой санитарной авиации, которой завод должен был поставить 104 «Ансата». Но в итоге в 2018-м реализовано только 52 машины, а в 2019-м объемы и вовсе рухнули до антирекордных 27 единиц — итого падение в 4 (!) раза от уровня 2014 года.

Увы, на внешних рынках КВЗ последние несколько лет не может получить весомых заказов, а внутренний спрос, как показали итоги 2018–2019 годов,  не способен загрузить завод на полную мощность. Так, на российском рынке в 2019-м было продано 24 машины — на 23 меньше, чем в 2018-м; на экспорт пошло только три — на две меньше. Да и в целом, судя по операционным результатам, продажи на внутреннем рынке, как говорится, для души. Собеседники нашего издания не раз отмечали, что гособоронзаказ в части сложных изделий (вертолеты, корабли и т. п.) — это обычно не про прибыль, а про работу ради работы (хорошо, если не в убыток). Экспортное же направление, реально приносившее прибыль, окончательно зачахло.

При этом поступления (от реализации вертолетов, запчастей и прочих товаров, услуг) из Африки сократились в прошлом году на 2,21 млрд до 166 млн, по направлению Азии — на 3,55 млрд до 101 млн рублей. А вот поставки в Европу в денежном выражении увеличились на 3,188 млрд до 3,193 млрд рублей. Впрочем, и тут речь идет о единичных поставках.

ПОСРЕДНИКАМ И МЕНЕДЖЕРАМ ПРИШЛОСЬ УМЕРИТЬ АППЕТИТЫ

Логично, что на фоне падения оборотов валовая прибыль упала на 648 млн (17%) до 3,243 млрд рублей. К счастью, параллельно сократились сбытовые расходы, сразу на 1,058 млрд до 1,453 млрд рублей. Больше всего КВЗ сэкономил на комиссии комиссионера, которая упала на 749 млн до 649 млн рублей. Ранее в отчетах завода, когда его экспорт еще был силен, в качестве посредника указывался «Рособоронэкспорт». Судя по тому, что резко упали расходы по статье «Военная приемка», на 63 млн до 89 млн рублей, в целом казанцы неслабо сэкономили на услугах структур минобороны.

Кроме того, на 163 млн (15%) до 951 млн сократились управленческие расходы. Драйвером оптимизации стали затраты на заработную плату и страховые взносы управленческого персонала, которые уменьшились на 109 млн до 579 млн деревянных.

Такие чудеса экономии на посредниках и менеджерах привели к улучшению результата от основной деятельности: операционная прибыль КВЗ выросла более чем в три раза, или на 573 млн, до 840 млн рублей.

ПОПЫТКА ОСЛАБИТЬ КРЕДИТНУЮ УДАВКУ И ОФСЕТНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ

Переходя к кредитам и процентам, начнем за здравие. По итогам прошлого года наблюдался рост процентных платежей КВЗ на 76 млн до 2,657 млрд рублей, но при этом на 92 млн до 105 млн подросли и процентные поступления. Иначе говоря, баланс процентных потоков хоть и на символические 16 млн рублей, но все-таки улучшился.

Под занавес 2019 года завод сумел привлечь 6 млрд рублей под 6,5% годовых в рублях — это действительно хорошая ставка, достаточно вспомнить, что ключевая ставка Центробанка РФ на тот момент составляла 6%. Оставался вопрос: что помешало заводу рефинансировать прежние кредиты, к примеру, 4,3 млрд рублей, привлеченные под 10,7%, или 1,5 млрд по ставке 9,5%, или 2,46 млрд под 8,4%? «Вышеуказанный кредитный лимит по льготной ставке 6,5 процента годовых в размере 6 миллиардов рублей предоставлялся по отдельной программе поддержки предприятий ОПК», — пояснили выгодные условия займа в пресс-службе КВЗ.

Но оставались и другие вопросы к менеджменту предприятия. Так, нам было неясно, какими соображениями руководствовались на КВЗ, когда привлекали долларовые кредиты: в рублевом эквиваленте 770 млн рублей на 19 месяцев под 4,34% и 780 млн на 26 месяцев под 4,9%. При этом кредит под 4,34% получен в середине 2018 года, т. е. уже при Юрии Пустовгарове. А ведь об опасности валютных кредитов сегодня, кажется, знают все. Золотое правило гласит: занимай деньги в той валюте, в которой зарабатываешь.

Однако, если заглянуть в историю чуть глубже, выяснится, что в середине 2015 года, когда ставки на рынке капитала были в разы выше, завод также получил под 4% валютные кредиты на 179 млн и 237 млн рублей. «Валютные займы привлекаются только под заключенные контракты с инозаказчиками, выручка по которым поступает в иностранной валюте. Опорные банки ПАО „КВЗ“ на сегодня — Новикомбанк, ВТБ, Промсвязьбанк, Газпромбанк, Сбербанк», — сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе КВЗ.

Не исключено, что правительство РФ, понимая положение стратегических оборонных заводов, все-таки нашло средства для списания данных долгов. Об этом стоит поговорить подробнее.

Напомним, в июле-2019 оборонный вице-премьер РФ Юрий Борисов заявил, что долг предприятий ОПК достиг 2 с лишним триллионов рублей и треть этой суммы не будет погашена никогда. На уплату процентов уходит 200 млрд в год, что сопоставимо с общей прибылью оборонщиков, и такая долговая нагрузка парализует отрасль. Борисов выдвинул предложение списать 700 млрд рублей, и в конце января стало известно о положительном решении этого вопроса. Оставалось лишь неясным, какие конкретно предприятия войдут в заветный список.

Уточним, что всего у КВЗ на 1 января 2020 года было 32,8 млрд кратко- и долгосрочных заемных средств. По словам нашего источника, пока неясно, спишут КВЗ весь долг или только его часть. Вероятнее всего, последнее. По сведениям другого нашего собеседника, примерно 15 млрд КВЗ погасить не сможет, и уже решено, что ему простят еще какую-то сумму. Однако часть долга все же оставят, «чтобы жизнь медом не казалась». Как говорит источник «БИЗНЕС Online», решение по кредитному «очищению» КВЗ обдумывалось еще до заявления Борисова, но оставалась вероятность, что Индия-таки закажет 48 винтокрылых машин Ми-17В-5, после чего завод смог бы самостоятельно погасить значительную часть задолженности: по предварительным прикидкам, контракт принес бы прибыль как минимум 10 млрд рублей, но обстоятельства сложились иначе.

В целом итог работы Казанского вертолетного завода мог быть лучше, но ухудшился баланс прочих статей. Отрицательное сальдо прочих расходов и доходов выросло на 704 млн до 1,265 млрд рублей. Кардинально изменилось соотношение курсовых разниц. Положительные курсовые разницы сократились на 1 млрд до 1,1 млрд, а отрицательные выросли на 200 млн до 1,7 млрд, в итоге получили 600 млн чистой отрицательной разницы вместо аналогичной, но положительной разницы в 2018 году.

Далее у «вертолетчиков» прошло движение средств по резервам. А как компания может усилить свои результаты с помощью резервов, мы уже рассказывали ранее. Отрицательное сальдо доходов и расходов КВЗ от резерва на снижение стоимости ценностей (грубо говоря, на амортизацию) уменьшилось на 165 млн до 28 млн рублей. Также из резерва по офсетным обязательствам (используется при обязательстве инвестировать средства в экономику страны-импортера) было высвобождено сразу 247 млн; годом ранее подобного не наблюдалось. Объективно же снятию дополнительного обязательства вложиться деньгами в экономику Индии или Афганистана можно только порадоваться.

В то же время, плотно поработав пару-тройку лет на российском рынке, КВЗ дополнительно направил 761 млн рублей в резервы по сомнительным долгам — на 718 млн больше, чем в 2018 году.

ВИНОВАТО СЛИШКОМ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ИЛИ ВСЕ-ТАКИ ЦЕНА?

Как ранее объяснял директор завода Пустовгаров, причина экспортного провала — в цикличности спроса на Ми-17: «Мы наполнили рынок вертолетами. А Ми-8 — это как автомат Калашникова: долго-долго летает».

Но есть и альтернативная версия. К примеру, бывший замгендиректора КВЗ Валерий Карташев уверен, что рынок загубили высокой стоимостью. «Цену вздули в 3–4 раза. В 2007 году самый дорогой со всякими наворотами вертолет стоил 6 миллионов долларов, обычная машина — 4,5–5,3 миллиона, а сейчас — 15–18 миллионов. Но мы же торгуем не с Европой и США, а с Азией, Африкой, Южной Америкой. И как может тип вертолета, которому 50 лет, стоить столько же, сколько „Еврокоптер“ или „Сикорский“? — заявлял он нашему изданию. — Говорите, что за это время он модернизировался? Что там модернизировать? Никаких инноваций нет, кроме приборного оборудования. Это что, инновация? Если снизить цену миллионов до 7, найти покупателей можно хоть сейчас. Французы как в Чили „Суперпумы“ толкали? Сказали: „Первые пять машин бесплатно дадим и обслуживать будем за свой счет“. Надо ж коготок запустить. Благодаря этому потом продали еще 30, а стоимость первой пятерки по ним размазали. Учитесь! Мы изъездили Руанду, Бурунди, Лаос, Вьетнам, Египет, с черными президентами братались. И пожалуйста — где одна машина, где две, где три, так и набиралось».

Виновато ли легендарное качество казанских машин или же неадекватная цена, так или иначе о серьезных экспортных контрактах пока ничего не слышно.

После заглохшей темы с развитием санитарной авиации определенные надежды завод связывает с Ми-38. По нашим данным, до 2030 года планируется построить около 200 подобных машин. Цена каждой — $16–17 миллионов. Предположительно, у КВЗ уже есть контракты на 21 вертолет, также в январе прошла информация о том, что два Ми-38 продали за границу.

Среди приоритетных направлений развития авторы отчета отметили, собственно, опытно-конструкторские работы по Ми-38 (исполнение трехлетнего контракта с минпромторгом РФ), модернизацию «Ансата», Ми-8/17 и создание научно-технического задела. Среди перспективных технологий, которые планирует освоить завод, следующие: 3D-печать с использованием порошков — 2022–2025 годы, автоматизированная клепка — 2025-й; поточная финишная сборка — 2021-й. Из дополнительных услуг запланировано ввести обучение на тренажере «Ансат» (в третьем квартале 2020-го) и Ми-38 (в первом квартале 2022-го). Также есть планы по летной подготовке на данных машинах со второго квартала 2022 и 2023 годов соответственно.

Представители завода поделились с «БИЗНЕС Online» своим видением перспектив: это 85 заказов на Ми-38 и твердый план на 3 года.

«Казанский вертолетный завод начинал 2019-й с производственным планом около 100 машин, однако по разным причинам было отложено вступление в силу контракта на 56 вертолетов „Ансат“. Кроме того, сроки производства ряда вертолетов Ми-8/17 и Ми-38 перенесены на 2020 год. Тем не менее в 2019-м была проделана большая работа по формированию задела на поставки в последующие годы. Поставлены первые вертолеты Ми-38 в гражданском и военном облике, всего реализовано три вертолета данного типа (с учетом одной опытной машины — четыре), — рассказали в пресс-службе КВЗ. — На сегодняшний день подписаны контракты на поставку Ми-38 в интересах государственной авиации и на экспорт, всего в портфеле заказов предприятия более 15 „твердых“ и порядка 70 „мягких“ заказов на Ми-38. Кроме того, способствовать загрузке предприятия будет и развитие вертолета „Ансат“, который в 2019 году успешно прошел ряд испытаний для продления назначенного ресурса и оснащения дополнительными опциями. Заключен ряд контрактов на поставку вертолетов „Ансат“ за рубеж, вертолет сертифицирован авиационными властями Китая. Производственный план КВЗ на 2020 год предполагает выпуск более 60 вертолетов, также принят твердый план на 3 года, в котором обозначена стабильная загрузка по вертолетам Ми-8, поставки Ми-17В-5 на экспорт, рост поставок вертолетов „Ансат“ и Ми-38».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer