Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вертолетный пролет


15 ноября 2021 года Валерий Смирнов, Военно-промышленный курьер


Речь пойдет о плодах четырнадцатилетнего управления отраслью акционерным обществом «Вертолеты России». Логотип холдинга красуется на машинах, чудом еще поднимающихся в небо. Но поднимающихся не благодаря стараниям этого АО, а скорее вопреки.

Речь пойдет о плодах четырнадцатилетнего управления отраслью акционерным обществом «Вертолеты России». Логотип холдинга красуется на машинах, чудом еще поднимающихся в небо. Но поднимающихся не благодаря стараниям этого АО, а скорее вопреки.

Отметим – холдинг «Вертолеты России» в отрасли является управляющей компанией, в функции которой входят регулирование финансовых потоков и расходов и оптимизация процессов взаимодействия подопечных предприятий.

Однако в его ведение не входит решение инженерно-технических и конструкторских задач. В реестре Росавиации среди производителей и разработчиков авиатехники компании «Вертолеты России» нет. Тем не менее ее руководство решает все вопросы, включая инженерно-технические, авторитарно и некомпетентно вмешиваясь в технические и технологические процессы. Полностью разрушив эффективную советскую систему разработки и производства винтокрылых машин, нынешние управленцы не предложили взамен ничего. Результат такого хозяйствования выражается в резком падении выпуска и продаж российских вертолетов, в отсутствии новых разработок. И как следствие – в потере рынка как внутреннего, так и зарубежного.

В 2022 году будет своеобразный юбилей – 15 лет деятельности холдинга. В преддверии празднования хочется спросить у руководства ГК «Ростех», холдинга АО «Вертолеты России»: где отечественные вертолеты? И задать второй, интересующий многих вопрос: где бюджетные средства, которые выделены и выделяются на вертолетные программы? Деньги, на которые можно было не только оснастить всю страну полной линейкой отечественных машин, но и обеспечить нашей стране мировое лидерство в отрасли.

Ми-8 на все времена

Заголовки СМИ пестрят обещаниями, заверениями, цифрами и перспективами от Минпромторга, генеральных директоров компаний, входящих в ГК «Ростех». А что у нас есть в воздухе?

Да все тот же Ми-8, Ка-32 и их модификации, Ми-26. Сегодня, как и 30, и 40 лет назад, вся основная воздушная работа в стране лежит на «восьмерках» Ми-8. И замены им пока не предвидится.

Рассмотрим вопрос предметно. 17 ноября 1986 года совершил свой первый вылет легкий многоцелевой вертолет Ми-34. Он был заказан ДОСААФ взамен устаревшего и неэкономичного Ми-2. Детище КБ получилось удачным. Но наступили 90-е годы, и речь уже стояла о выживаемости КБ, а не о запуске машины в серию.

“Инвестиции были получены в означенных объемах, то есть 210 миллионов долларов вложили в производство вертолета Ка-62. А это 7 миллиардов 648 миллионов 200 тысяч рублей. Серийного вертолета нет”

В августе 2011-го Ми-34С1 представили публике на авиасалоне «МАКС».

А год спустя этот проект был закрыт. Возможной причиной выставили неконкурентоспособность вертолета с основным соперником на российском рынке легких вертолетов – Robinson R44.

Сегодня четыре вертолета Ми-34 находятся в летном состоянии и пять бортов в процессе постройки на арсеньевском заводе «Прогресс» (серийные номера 03-03, 03-04, 03-05, 04-01, 04-02). На этом все. История вертолета Ми-34, в сущности неплохого и потенциально перспективного, закончена.

Еще одна советская разработка КБ Миля – Ми-38. Проектировать вертолет на замену Ми-8 начали в 1981 году. Первоначально делали ставку на канадский двигатель PW127TS компании Pratt & Whitney Canada.

Вот хроника судьбы этой машины. Натурный макет представили на Мосаэрошоу в 1992 году. К изготовлению двух опытных экземпляров приступили в 1993-м. В 1994–1999 годах проведено рабочее проектирование, завершена постройка опытных образцов для статических и динамических испытаний.

Только 17 декабря 2013 года состоялся первый полет Ми-38 с российскими двигателями ТВ7-117В. По уверениям чиновников Минпромторга, получение сертификата ожидалось в 2015-м. Стоимость программы разработки вертолета Ми-38 – два миллиарда рублей.

Прошло шесть лет. Декабрь 2019 года. Минобороны был поставлен первый вертолет Ми-38. Серийное производство планировалось начать еще в 2015-м на КВЗ (Казанский вертолетный завод). Сертификат типа был выдан ФАВТ (Росавиация) в декабре 2015 года. Но это не помогло запуску в серию машины. Итог: в ВКС РФ имеются два летающих вертолета Ми-38Т, два Ми-38 на хранении в МВЗ, три Ми-38 построены для сертификационных испытаний, один Ми-38-2 в варианте VIP салон (заводской номер 26005 р/н RA-14341 – 2019 года выпуска) сейчас в лизинге у компании ООО «Русские Вертолетные Системы», три Ми-38-4 находятся на Казанском вертолетном заводе для доработки и модификаций. Вот, пожалуй, и все.

Оптимизация «Камова»

Николай Камов – мэтр отечественного вертолетостроения. Создатель знаменитых вертолетов марки Ка соосной схемы расположения несущих винтов, уменьшающей габариты машины, что позволяет разместить ее в ограниченном пространстве, например на палубе или в ангаре корабля. Также соосная схема несущих винтов упрощает управление вертолетом и его маневрирование. Поэтому такие машины востребованы у военных и экстренных служб. Этими вертолетами нужно гордиться, а опыт необходимо конвертировать в твердый доход государства.

Есть вертолеты Ка-62 и Ка-226, о которых управленцы Минпромторга и вертолетной индустрии трубят как о достижении «оптимизации отрасли» и «эффективного управления». Рассмотрим ситуацию поближе.

Работы над прототипом с индексом В-60 начались еще в 1981 году на основе техзадания Минобороны СССР. Он был изначально выполнен в традиционной для этого КБ соосной схеме несущих винтов. В 90-х в инициативном порядке камовцы решили разработать гражданскую версию под индексом Ка-62. Это был уже совсем другой вертолет, лишь внешне похожий на Ка-60 (В-60), и должен был заменить Ми-4 и заполнить нишу между Ми-8 и Ми-2. Вертолет размерности Ми-2 разрабатывало КБ Миля, это был Ми-34, о судьбе которого мы уже рассказали. Так появилась машина традиционной схемы, но с нетрадиционным рулевым винтом типа фенестрон (рулевой хвостовой винт находится в кольцевом обтекателе).

Советские конструкторы планировали создать такую линейку вертолетов: Ми-38 (на замену Ми-8) – Ка-62 – Ми-34 (на замену Ми-2) – «Ансат». Да, были и есть сложности с отечественными двигателями. В качестве промежуточного варианта использовались иностранные движки. Но управленцы отраслью так и не смогли воплотить эту линейку в жизнь. Из нее только «Ансат» успешно летает.

До и после семнадцатого

До 2007 года проект Ка-62 еще более или менее развивался. А уже с 2007-го, когда произошло поглощение КБ «Камова» холдингом «Вертолеты России», стали появляться разные «объективные обстоятельства». Их результаты мы сейчас и видим – вертолета нет. Нет не то что в воздухе, в авиакомпаниях – его нет в серийном производстве и он до сих пор не сертифицирован.

«У нас есть планы организовать серийное производство вертолетов Ка-62 в Улан-Удэ. Для развертывания производства потребуются инвестиции в объеме 150 миллионов долларов. На сегодня в эту программу уже вложено 60 миллионов. Первый серийный вертолет Ка-62 будет построен на Улан-Удэнском авиационном заводе через два-три года. К 2010-му мы планируем выйти на выпуск 30–40 вертолетов в год», – цитировал в 2009-м сайт oboronprom.com генерального директора ОПК «Оборонпром» Дениса Мантурова.

Инвестиции были получены в означенных объемах, то есть 210 миллионов долларов вложили в производство вертолета Ка-62. А это 7 миллиардов 648 миллионов 200 тысяч рублей. Вертолета, повторим, нет – хотя сейчас их могло бы быть, если верить тем обещаниям, около полутысячи.

Слово не воробей

Удивительно, сколько интересных высказываний и громких обещаний чиновников и руководителей вертолетостроительного бизнеса можно найти в СМИ. 28 июня 2013 года генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Дмитрий Петров в интервью каналу «Россия 24» рассказал о состоянии дел в холдинге. Озвучено обещание завершить сертификацию Ка-62 до конца 2014-го.

Через четыре года: «Сегодня, 25 мая, первый летный образец нового гражданского многоцелевого вертолета Ка-62 совершил первый испытательный полет. Конструкция Ка-62 основана на армейском Ка-60, стоимость программы – свыше трех миллиардов рублей. Стартовыми заказчиками вертолета выступят российские силовые ведомства». («Ведомости», 25 мая 2017 года).

На следующий день Минпромторг озвучил свои планы: к 2030-му продать 365 машин. К 2025 году занять не менее 20 процентов доли рынка вертолетов такого класса» (ФБА «Экономика сегодня», 26 мая 2017 года).

Прошло еще три года – и 11 марта 2020-го на предприятии «Прогресс» начато строительство опытной партии Ка-62. Сдача партии запланирована на 2021 год.

К комментариям подключился уже глава Ростеха Сергей Чемезов. Он рассчитывает, что серийный выпуск нового среднего многоцелевого вертолета Ка-62 и модернизированного вертолета тяжелого класса Ка-32А11М начнется в следующем году.

«У нас большая палитра вертолетов – это и модернизированный Ка-32, и Ка-62. Надеюсь, что в следующем году уже начнем выпускать серию», – сказал он в интервью телеканалу «Россия-24» в рамках авиасалона «МАКС-2021».

Смущает вот это «надеюсь». Похоже, и у «тяжелой артиллерии» в лице главы Ростеха нет уверенности, что события, им озвученные, настанут.

Итак, сколько всего Ка-62 «на крыле» сегодня? Ка-62 – заводской номер 97876210101. Выпущен в 2017-м и принадлежит КБ Камова. С 2018 года не летает. Последний раз был замечен на территории кампуса Дальневосточного федерального университета на форуме ВЭФ-2018.

Наследник Ка-26

Менеджмент «Вертолетов России» приписывает себе в заслуги создание еще одной машины – это легкий Ка-226. Но и он разрабатывался и начинал летать еще до эпохи «эффективного управления» в вертолетостроении.

Ка-226 стал дальнейшей разработкой и глубокой модификацией известной советской машины Ка-26, созданной в середине 60-х. Первую «226-ю» собрали в 1997 году и у нее были изначально конкретные заказчики – МЧС, РАО «Газпром» и мэрия Москвы. Под них и выпускались первые борта.

Выпущены различные варианты этой машины. С иностранными двигателями и с отечественными (ТВ3-117ВМА). Собирали вертолеты на Кумертауском авиационном производственном предприятии – КумАПП (Башкортостан). Сегодня, кажется, пока еще собирают. Приведем цитаты из СМИ, по которым можно сделать определенные выводы.

Lenta.ru 29 декабря 2015 года цитирует пресс-службу Ростеха: «Ростех организует выпуск в Индии 200 вертолетов Ка-226Т. Это первый российско-индийский высокотехнологичный проект, реализуемый индийским правительством в рамках инициативы «Делай в Индии».

РИА «Новости», 13 мая 2015 года. «Индия одобрила покупку партии вертолетов производства российского ОАО «Камов», – пишет агентство Блумберг. – Машин семейства «Камов» будет выпускаться до 400 в год».

Еще через два года читаем: «27 апреля 2017 года, по сообщению ТАСС, глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов заявил президенту России Владимиру Путину, что контракт с Индией на поставку 200 вертолетов Ка-226Т превышает миллиард долларов».

12 января 2018 года РИА «Новости» известили, что поставки вертолетов Ка-226Т в Индию могут начаться через два года, то есть в 2020-м.

4 сентября 2019 года генеральный директор компании «Вертолеты России» Андрей Богинский сообщил РИА «Новости», что РФ и Индия пока не согласовали контракт на поставку 200 вертолетов Ка-226Т.

26 ноября 2020 года Интерфакс сообщает, что опытные Ка-226Т для Индии поднимутся в первой половине 2021-го. А уже 3 февраля 2021 года то же агентство пишет, что Индия и РФ пока не смогли договориться об уровне локализации производства легких многоцелевых вертолетов Ка-226Т.

На полях авиасалона «МАКС-2021» вице-премьер Юрий Борисов сообщил, что серийное производство Ка-226Т начнется в 2021 году на авиазаводе У-УАЗ. Постройка первого опытного образца должна была завершиться в 2020 году, но затянулась.

При этом генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский заявил СМИ: «Проект реализуется в соответствии с намеченным планом и в рамках кооперации предприятий холдинга принято решение разместить изготовление отдельных деталей вертолета Ka-226T на Кумертауском авиационном производственном предприятии».

Он также добавил, что Ка-226 – удачный вертолет. И если продажи его за рубежом постоянно из-за чего-то срываются, на внутреннем рынке он вполне успешен.

Насколько же успешен? По состоянию на 2021 год в эксплуатации находится около 30 машин. Из них 14 – в ВКС РФ, восемь бортов – в МВД, четыре – в КБ «Камова», два борта летают в Пограничной службе ФСБ РФ, два работают в Кумертауском АПО, один вертолет – в МЧС Украины.

Всего 20 (по другим источникам – 25) гражданских вертолетов – в РФ плюс 19 машин – в ВКС РФ (на 2018 год) и один вертолет – в ВМС Украины (на 2018 год).

Данные о военных Ка-226 расходятся с данными FLIGHT GLOBAL, International World Air Forces 2021. По сведениям FG, в составе российских ВВС есть 36 вертолетов Ка-226.

«Ансат», рожденный вопреки

В 1993 году на Казанском вертолетном заводе (КВЗ) на свой страх и риск начали разработку легкого многоцелевого вертолета. В 1997-м КВЗ получает сертификат разработчика и производителя вертолетов и создает прототип вертолета «Ансат». В 1999 году состоялся его первый полет.

Обратим внимание: машину казанцы создали силами своего ОКБ в то время, когда активы завода еще не были выкуплены всемогущим холдингом «Вертолеты России». До 2007 года, до момента его поглощения завод уже выпустил 14 машин. Легкий «Ансат» – пример удачной и успешной разработки авиатехники без участия нынешних управленцев и менеджеров от «Вертолетов России».

Сейчас в эксплуатации находятся более 60 бортов. Из них в ВКС РФ – 50.

«Ансат» – первая машина, полностью сконструированная и построенная в постсоветское время. И это единственный вертолет в линейке холдинга, выпуск и продажи которого увеличивались до 2018-го. Но к 2021 году и выпуск, и продажи резко упали (с 18 машин в 2018-м до 5 в 2021-м).

VRT-500 улетел, не родившись

Пожалуй, картина производства в РФ вертолетов была бы неполной без краткого рассказа об одном удивительном КБ с его интересной разработкой – вертолетом VRT-500.

18 июля 2017 года холдинг «Вертолеты России» на салоне «МАКС-2017» впервые представил модель легкого многоцелевого VRT-500, разработанного конструкторским бюро «ВР-Технологии».

При этом VRT-500, который везде позиционируется как новинка отечественного авиапрома, создан на самом деле неизвестно кем.

На портале госзакупок можно найти много договоров компании ООО «ВР-Технологии» на разработку концепции легкого вертолета и его внешнего облика, отдельных систем для него. Кроме того – договоров на поставку фюзеляжа, дверей, остекления, хвостовой балки для выставочного макета вертолета VRT. А еще там же можно найти договор на покупку исключительных прав на интеллектуальную собственность на очень большую сумму. Это может говорить о том, что разработки вертолета, которые велись третьими лицами в интересах «ВР-Технологий», были этим ООО выкуплены в собственность.

Инновационная модель VRT-500 кочует по выставкам с 2017 года, денег на проект уходит все больше, а летающей «новинки» все нет и нет.

10 апреля 2019 года пресс-служба холдинга «Вертолеты России» заявляет, что серийное производство российского бизнес-вертолета VRT-500, который будет конкурировать на рынке с Robinson, наладят в 2021 году.

Пропустим «промежуточные» обещания чиновников и производителей. Скажем лишь, что ни одно из них, прозвучавших с 2017 по 2020 год относительно перспектив вертолета VRT-500, не выполнено. В том числе использовать вертолет к 2020 году как аэротакси в Московской области и как беспилотник. Опустим сообщения в СМИ о подписании многочисленных соглашений то со скандинавами, то с малайзийцами и сингапурцами, то с арабами на миллионы долларов. Об этих соглашениях регулярно сообщали прессе то руководители Ростеха, «Вертолетов России», «ВР-Технологий», то министры и вице-премьеры.

Ничего пока из этого не вышло. А вышло так, что компанию «ВР-Технологии» покупает (август 2021-го) сингапурская офшорная компания Aeroter PTE Ltd. Компания из четырех человек, созданная за год до покупки, с уставным капиталом 1000 сингапурских долларов выкупает 100 процентов уставного капитала (почти 34 миллиона долларов) российского инновационного конструкторского бюро «ВР-Технологии», входящего в состав холдинга «Вертолеты России» и в государственную корпорацию «Ростех». Неисповедимы дела российского бизнеса! А ведь еще в октябре прошлого года министр торговли заявил, что готова сборочная линия в Италии (компания Vertex Aero S.r.l.). Там же, по его словам, будут производиться летные испытания и сертификация машины. Серийное производство планируется начать в 2023 году.

Как бы то ни было, «российский инновационный легкий вертолет» будет выпускаться или в Италии, или в Малайзии, или еще где-то. Что не даст отечественной экономике и промышленности ничего, кроме уже полученных убытков от вложения в проект бюджетных денег.

Печальный итог

В сущности вот и вся линейка вертолетов, которую выпускает или собирается выпускать холдинг «Вертолеты России» в составе госкорпорации «Ростех». Компания, прибравшая к рукам практически всю вертолетостроительную отрасль в России, за 14 лет так ничего сама не разработала и не выпустила в небо.

Сосредоточив в одних управленческих руках оба вертолетных КБ и все заводы-производители, холдинг получил возможность оперировать разработкой и выпуском всей линейки отечественных вертолетов. Но с трудом справлялся даже с уже отлаженным выпуском серийных машин. С поддержанием летной годности и с обслуживанием уже выпущенных вертолетов у холдинга получалось еще хуже.

Оперирование «всей номенклатурой производимой в России вертолетной техники» (как считают в Минпромторге) оказалось столь «успешным», что и по сей день каких-то положительных тенденций в отрасли ожидать не приходится.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer