Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Власти сменят схему управления крупнейшим покупателем самолетов из России


5 августа 2021 года Тимофей Дзядко, Артём Кореняко, РБК


Минтранс и Минпромторг к 1 сентября заключат соглашение о совместном развитии Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Это следует из плана-графика («дорожной карты») по реализации основных подходов по повышению эффективности взаимодействия ГТЛК и предприятий промышленности. Документ 30 июля утвердил первый вице-премьер Андрей Белоусов, который курировал разработку новой модели развития ГТЛК по поручению премьер-министра Михаила Мишустина.


Средства господдержки

В 2009–2021 годах инвестиции государства в капитал ГТЛК составили 119 млрд руб., указано в ее презентации по итогам первого квартала 2021 года. В 2020 году компания получила из бюджета 17 млрд руб., в 2021 году — 5 млрд руб.

За это время правительство также выделило 45,8 млрд руб. на закупку лизингодателем 46 самолетов Superjet 100, 26 млрд руб. на 156 вертолетов и еще 10 млрд руб. — на 7,6 тыс. единиц российской дорожной техники и автотранспорта.

Минтранс и Минпромторг к 1 сентября заключат соглашение о совместном развитии Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Это следует из плана-графика («дорожной карты») по реализации основных подходов по повышению эффективности взаимодействия ГТЛК и предприятий промышленности. Документ 30 июля утвердил первый вице-премьер Андрей Белоусов, который курировал разработку новой модели развития ГТЛК по поручению премьер-министра Михаила Мишустина.

РБК ознакомился с копией этого документа, его подлинность подтвердили в пресс-службе Минпромторга.

Минтранс останется единственным владельцем ГТЛК. Но ее новый совет директоров будет сформирован на паритетных началах из представителей Минтранса и Минпромторга совместно с «Ростехом», следует из «дорожной карты». К 15 октября ГТЛК также заключит с госкорпорацией соглашение, предусматривающее ее долгосрочные обязательства по закупке продукции российских предприятий (в «Ростех» входят такие производители, как Объединенная авиастроительная корпорация, «Вертолеты России», Уралвагонзавод и КамАЗ).

«Слаженная работа двух министерств окажет положительное влияние на дальнейшее развитие ГТЛК, что, в свою очередь, будет содействовать успешной реализации государственных задач и программ при соблюдении баланса интересов промышленной отрасли и транспортного сектора», — сообщили в пресс-службе ГТЛК. Представитель «Ростеха» напомнил, что ГТЛК — давний партнер его предприятий, а сотрудничество с лизинговыми компаниями является дополнительным способом реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках.

РБК направил запросы представителям Белоусова и вице-премьера Юрия Борисова (курирует промышленность), а также в пресс-службу Минтранса.

ГТЛК — крупнейшая лизинговая компания России по объему лизингового портфеля (1,286 трлн руб. на 1 января 2021 года), указано в ее годовой отчетности. Второе место занимает «СберЛизинг» (817 млрд руб.).

Минтранс с 2009 года является единственным акционером и куратором ГТЛК. Но неоднократно обсуждалась ее передача в ведение Минпромторга, по линии которого компания получает 80% бюджетных средств. Последний раз с таким предложением в конце мая выступил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов, написав письмо президенту Владимиру Путину, сообщала газета «Коммерсантъ». Он также предложил включить представителей госкорпорации в совет директоров лизинговой компании. Чемезов подчеркнул, что лизинговые программы ГТЛК обеспечивают значительную часть спроса на продукцию предприятий «Ростеха».

«Вопросы отраслевых интересов очевидны, тем не менее прошу поддержать», — говорилось в резолюции Путина, который переадресовал письмо Чемезова премьер-министру Михаилу Мишустину. Премьер поручил его проработать Андрею Белоусову и главе Минтранса Виталию Савельеву, возглавляющему совет директоров ГТЛК.

В итоге была выбрана другая форма сотрудничества с Минпромторгом — передачи компании в его ведение не произойдет, но усилится роль этого ведомства и «Ростеха» в управлении. До сих пор у них было по одному представителю в совете директоров ГТЛК, в котором 11 мест (их занимают замминистра Олег Бочаров и советник гендиректора ОАК по гражданской авиации Валерий Окулов). Минтранс и Минпромторг совместно занимались разработкой плана-графика, отмечает представитель Минпромторга. Проект соглашения о совместном развитии ГТЛК должен быть согласован уже к четвергу, 5 августа. «Он формализует процедурные моменты в части управления и развития лизингодателя», — добавил собеседник РБК. По его словам, речи о передаче акций ГТЛК Минпромторгу не идет.

К этому же сроку ведомства должны были подготовить согласованный список кандидатов для включения в новый совет директоров ГТЛК. Этот список «находится на финальной стадии согласования», — говорит представитель Минпромторга. Несмотря на то что в новом совете у Минтранса и Минпромторга с «Ростехом» будет равное количество представителей, Савельев, скорее всего, сохранит пост председателя, сказали РБК два собеседника — в правительстве и знакомый одного из членов совета.

Какие проекты может получить госкомпания

Усиление роли Минпромторга и «Ростеха» в управлении ГТЛК происходит на фоне планов правительства заказать авиатехнику на сумму 2,5 трлн руб. до 2030 года, в первую очередь у предприятий ОАК. Это обсуждалось на совещании у Путина по вопросу реализации ключевых проектов гражданского авиастроения, которое прошло 20 июля в рамках Международного авиационно-космического салона (МАКС-2021).

Основной пакет заказов на российские самолеты и вертолеты в рамках госзаказа пойдет через ГТЛК, заявил глава Минпромторга Денис Мантуров в интервью РБК 2 августа. «[У ГТЛК] есть и капитал собственный, есть опыт привлечения внебюджетных средств через еврооблигации, а коммерческие кредиты [выдаются] по ставкам существенно ниже, чем у других частных лизинговых компаний», — добавил он.

Но партнерство ГТЛК с предприятиями «Ростеха» не ограничивается авиационной техникой, оно также касается железнодорожного подвижного состава (Уралвагонзавод) и автомобильного транспорта (КамАЗ), отмечает представитель «Ростеха». «В условиях тренда на импортозамещение это открывает новые возможности для модернизации транспортных предприятий России, для этого ГТЛК и создавалась», — добавил он.

К 1 ноября в лизинговой компании также будут созданы консультативно-совещательные органы (комитеты) для рассмотрения вопросов с закупками различных видов техники, в работе которых будут участвовать производители и потребители техники, говорится в «дорожной карте». «Мы рассчитываем, что деятельность комитетов будет максимально полно охватывать номенклатуру авиатехники и транспортных средств российского производства», — отмечает представитель «Ростеха».

Как это повлияет на сделку с ВЭБом

В рамках реформы институтов развития, объявленной в конце 2020 года, предполагалось, что ГТЛК может быть объединена с активами «ВЭБ-лизинга» в Единую лизинговую компанию. Ее акционером в этом случае стал бы ВЭБ. В итоге ГТЛК получила бы 79 самолетов и вертолетов, фондирование под эти активы и дополнительный капитал, говорил на брифинге 16 апреля гендиректор компании Евгений Дитрих, отвечая на вопрос РБК.

Но против этой сделки выступил Чемезов в том же письме Путину в конце мая. По его мнению, участие ВЭБа, находящегося под санкциями США, в капитале ГТЛК грозит распространением на нее таких ограничений. Санкционные риски подтвердил РБК и источник, знакомый с ходом переговоров ГТЛК и ВЭБа.

У лизинговой компании были прецеденты, когда на фоне переговоров с ВЭБом иностранные банки отказывались ее кредитовать — например, так поступил весной китайский ICBC, утверждает собеседник РБК (ранее об этом сообщал источник «Коммерсанта»).

Теперь сделка вряд ли случится в таком виде (активы «ВЭБ-лизинга» в обмен на акции ГТЛК), но ГТЛК еще может приобрести авиационные активы госкорпорации, считает источник, знакомый с ходом переговоров. Представители ГТЛК и ВЭБа отказались от комментариев.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer