Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полная безударность: в РФ делают систему упреждения столкновения дронов


18 ноября 2022 года Ольга Коленцова, Известия


Российские инженеры разрабатывают первую отечественную систему, которая позволит предупреждать и предотвращать столкновения беспилотников с другими летательными аппаратами. Она предназначена для гражданских дронов взлетной массой свыше 30 кг. В основе ее работы — малогабаритная радиолокационная станция, которая «наблюдает» за обстановкой с помощью излучения электромагнитных импульсов и принятия отраженных сигналов от воздушных судов. Бортовой вычислитель обрабатывает данные и принимает решение о том, нужно ли аппарату менять курс или высоту. Разработчики планируют создать систему к 2026 году, сделав модификации для летательных аппаратов разной массы. Эксперты считают особенно важным внедрить такую разработку для гражданских беспилотников, которые будут летать над городами.

Предупредить и предотвратить

Российские инженеры приступили к созданию первой отечественной системы, которая позволит операторам беспилотных воздушных судов заблаговременно обнаруживать опасные сближения аппаратов в воздухе. Аналогичные разработки есть и в других странах, например в США, но они находятся на этапе экспериментов и пилотных проектов, серийно еще не внедрены.

Систему создает научно-производственное предприятие «Радар ммс», компания — участник рынка «Аэронет» НТИ. Разработку назвали Detect-and-Avoid System (DAA, система обнаружения и предотвращения). Она состоит из нескольких подсистем, главная из которых представляет собой первичные малогабаритные бортовые радиолокационные станции, работающие в диапазоне частот сантиметровых длин волн, или, как его называют, СВЧ. Их используют главным образом для радиолокации и радиорелейной связи.

— Бортовые радиолокационные станции данного диапазона позволят одновременно вести наблюдение за воздушными судами, находящимися в секторе обзора на расстоянии более 25 км, — рассказал «Известиям» директор направления беспилотных авиационных систем (БАС) компании Василий Анцев. — Система наблюдения будет передавать сообщения о пространственном положении беспилотника на наземные пункты управления движением и на воздушные суда, оборудованные этой системой.

Также в нее входят приборы для измерения высоты, бортовой вычислитель для обработки данных и формирования команд изменения траектории полета. Он же отвечает за передачу сообщений об изменении маршрута оператору беспилотника и в пункты управления воздушным движением.

Бортовой вычислитель, обработав полученные данные, примет решение об изменении траектории или высоты полета.

Систему можно будет использовать не только для задач гражданской беспилотной техники, но и адаптировать для обеспечения безопасности полетов малой авиации, вертолетов и самолетов. DAA предупредит воздушные суда о наличии беспилотников на пути их следования.

— На данный момент мы ведем разработку системы для беспилотников массой от 30 до 700 кг, но планируем создать и ее модификации для более тяжелых и легких экземпляров, — рассказал Василий Анцев. — Но наиболее вероятные заказчики — представители малой авиации: вертолеты типа Ми-8 и дроны. Сегодня они практически ничем не оборудованы для предотвращения «ДТП в воздухе». Например, на севере высотный потолок составляет порядка 800 м, а видимость не слишком хорошая. В этих случаях можно и просмотреть летящий на тебя беспилотник.

Разработчики планируют завершить создание системы в 2026 году.

Безопасность прежде всего

Эксперт Международной организации гражданской авиации Андрей Яблоков объяснил разницу систем предупреждения столкновения на пилотируемых и беспилотных воздушных судах. На самолете или вертолете эта система идентифицирует другие воздушные аппараты и высоту их полета, затем передает данные пилоту, который принимает решение о смене траектории. Если «убрать» человека из летательного аппарата, нам нужно заменить его зрение и мышление техникой. Этим и занимается система предупреждения столкновений в воздухе. Если беспилотником управляет оператор на земле, информация идет ему. Если же оператора нет, вычислительная система должна сама принимать решение о смене траектории.

— Единую систему, подходящую каждому воздушному судну, создать нельзя, — рассказал эксперт. — Ведь самолеты и беспилотники летают на разных высотах, с разными скоростями. Кроме того, для гражданских беспилотников, особенно работающих в городских условиях, есть риск столкновения со зданиями или рельефом местности. Разумеется, и требования к безопасности летающих над городом беспилотников выше, чем для парящих над нежилой зоной.

Система слежения и предотвращения столкновений беспилотных аппаратов необходима для разрешения взлета и контроля воздушной обстановки систем БАС, считает руководитель лаборатории «Школа дронов» детского технопарка МАИ «Траектория взлета» Кирилл Щукин.

— Все БПЛА массой от 30 кг должны быть оборудованы также системами экстренной безопасной посадки, которая предотвратит возможный ущерб для третьих лиц, — считает Кирилл Щукин. — Их необходимо внедрять на любые БПЛА, которые рассчитывают применять в воздушном пространстве РФ. Ведь сейчас беспилотники планируют использовать для самых разных задач в городских условиях, например для доставки грузов или мониторинга ситуации с воздуха.

По словам разработчиков, предстоит решить еще большое количество регуляторных проблем — например, разработать стандарты в этой области.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд



Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer