Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полная безударность: в РФ делают систему упреждения столкновения дронов


18 ноября 2022 года Ольга Коленцова, Известия


Российские инженеры разрабатывают первую отечественную систему, которая позволит предупреждать и предотвращать столкновения беспилотников с другими летательными аппаратами. Она предназначена для гражданских дронов взлетной массой свыше 30 кг. В основе ее работы — малогабаритная радиолокационная станция, которая «наблюдает» за обстановкой с помощью излучения электромагнитных импульсов и принятия отраженных сигналов от воздушных судов. Бортовой вычислитель обрабатывает данные и принимает решение о том, нужно ли аппарату менять курс или высоту. Разработчики планируют создать систему к 2026 году, сделав модификации для летательных аппаратов разной массы. Эксперты считают особенно важным внедрить такую разработку для гражданских беспилотников, которые будут летать над городами.

Предупредить и предотвратить

Российские инженеры приступили к созданию первой отечественной системы, которая позволит операторам беспилотных воздушных судов заблаговременно обнаруживать опасные сближения аппаратов в воздухе. Аналогичные разработки есть и в других странах, например в США, но они находятся на этапе экспериментов и пилотных проектов, серийно еще не внедрены.

Систему создает научно-производственное предприятие «Радар ммс», компания — участник рынка «Аэронет» НТИ. Разработку назвали Detect-and-Avoid System (DAA, система обнаружения и предотвращения). Она состоит из нескольких подсистем, главная из которых представляет собой первичные малогабаритные бортовые радиолокационные станции, работающие в диапазоне частот сантиметровых длин волн, или, как его называют, СВЧ. Их используют главным образом для радиолокации и радиорелейной связи.

— Бортовые радиолокационные станции данного диапазона позволят одновременно вести наблюдение за воздушными судами, находящимися в секторе обзора на расстоянии более 25 км, — рассказал «Известиям» директор направления беспилотных авиационных систем (БАС) компании Василий Анцев. — Система наблюдения будет передавать сообщения о пространственном положении беспилотника на наземные пункты управления движением и на воздушные суда, оборудованные этой системой.

Также в нее входят приборы для измерения высоты, бортовой вычислитель для обработки данных и формирования команд изменения траектории полета. Он же отвечает за передачу сообщений об изменении маршрута оператору беспилотника и в пункты управления воздушным движением.

Бортовой вычислитель, обработав полученные данные, примет решение об изменении траектории или высоты полета.

Систему можно будет использовать не только для задач гражданской беспилотной техники, но и адаптировать для обеспечения безопасности полетов малой авиации, вертолетов и самолетов. DAA предупредит воздушные суда о наличии беспилотников на пути их следования.

— На данный момент мы ведем разработку системы для беспилотников массой от 30 до 700 кг, но планируем создать и ее модификации для более тяжелых и легких экземпляров, — рассказал Василий Анцев. — Но наиболее вероятные заказчики — представители малой авиации: вертолеты типа Ми-8 и дроны. Сегодня они практически ничем не оборудованы для предотвращения «ДТП в воздухе». Например, на севере высотный потолок составляет порядка 800 м, а видимость не слишком хорошая. В этих случаях можно и просмотреть летящий на тебя беспилотник.

Разработчики планируют завершить создание системы в 2026 году.

Безопасность прежде всего

Эксперт Международной организации гражданской авиации Андрей Яблоков объяснил разницу систем предупреждения столкновения на пилотируемых и беспилотных воздушных судах. На самолете или вертолете эта система идентифицирует другие воздушные аппараты и высоту их полета, затем передает данные пилоту, который принимает решение о смене траектории. Если «убрать» человека из летательного аппарата, нам нужно заменить его зрение и мышление техникой. Этим и занимается система предупреждения столкновений в воздухе. Если беспилотником управляет оператор на земле, информация идет ему. Если же оператора нет, вычислительная система должна сама принимать решение о смене траектории.

— Единую систему, подходящую каждому воздушному судну, создать нельзя, — рассказал эксперт. — Ведь самолеты и беспилотники летают на разных высотах, с разными скоростями. Кроме того, для гражданских беспилотников, особенно работающих в городских условиях, есть риск столкновения со зданиями или рельефом местности. Разумеется, и требования к безопасности летающих над городом беспилотников выше, чем для парящих над нежилой зоной.

Система слежения и предотвращения столкновений беспилотных аппаратов необходима для разрешения взлета и контроля воздушной обстановки систем БАС, считает руководитель лаборатории «Школа дронов» детского технопарка МАИ «Траектория взлета» Кирилл Щукин.

— Все БПЛА массой от 30 кг должны быть оборудованы также системами экстренной безопасной посадки, которая предотвратит возможный ущерб для третьих лиц, — считает Кирилл Щукин. — Их необходимо внедрять на любые БПЛА, которые рассчитывают применять в воздушном пространстве РФ. Ведь сейчас беспилотники планируют использовать для самых разных задач в городских условиях, например для доставки грузов или мониторинга ситуации с воздуха.

По словам разработчиков, предстоит решить еще большое количество регуляторных проблем — например, разработать стандарты в этой области.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer