Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самолеты под санкциями: Как теперь будем летать по России и за границу, что будет с ценами и безопасностью


25 апреля 2022 года Елена Аракелян, Комсомольская правда


Накануне сезона отпусков на российскую авиацию свалились «адские» ограничения. Отвечаем на главные вопросы о ближайшем будущем отрасли

ПОЧТИ НЕВЫЕЗДНЫЕ

Начнем с хорошей новости: несмотря ни на что, самолеты летают! В том числе и за границу! И даже обратно (хотя и не все)!

С заграницы и начнем. Сейчас пассажирские самолеты российских авиакомпаний продолжают летать в 13 стран. В основном это ближнее зарубежье. Из дальнего - Турция, Израиль, ОАЭ, Египет, Иран, Шри-Ланка.

Авиакомпании очень хотели бы этот список расширить. А уж как мечтают об этом туристы, и говорить не приходится. Тем более что со снятием коронавирусных ограничений формально авиасообщение у нас возобновлено с 52 «дружественными» странами. Это в дополнение к 15, на которые эти ограничения не распространялись и раньше.

Но есть проблема - лизинг. Наверное, это иностранное слово за последнее время выучили все, кто хоть раз слышал о проблемах российской авиации. Лизинг - это такой вариант долгосрочной аренды. Лизинговая компания покупает у производителя самолеты и сдает в аренду перевозчикам. Это общемировая практика. Приобретать дорогостоящие борта сразу в собственность даже для крупного перевозчика нерентабельно.

Так вот, значительную часть «Боингов» и «Эйрбасов», на которых российские перевозчики возили пассажиров, они взяли в лизинг у европейских компаний. После начала спецоперации несколько десятков таких бортов арестовали за границей. И наши перевозчики перестали летать за рубеж - от греха подальше (подробнее об этом расскажем чуть позже).

Проблемы и с «Боингами», которые принадлежат российским лизингодателям. Тут уже вступают в силу не европейские, а американские санкции. Американцы запретили всему миру обслуживать российские «Боинги».

Что в итоге? Сейчас наши авиакомпании используют около 1000 самолетов. По словам главы Минтранса Виталия Савельева, из них только 193 могут более-менее спокойно летать за рубеж. 148 - это «Суперджеты», остальные - «иномарки», которые в собственности у отечественных лизингодателей или самих авиакомпаний и при этом не попадают под какие-нибудь еще санкции.

- «Санкционным» самолетам придется летать только в те страны, которые дают гарантии, что наши борта там не арестуют, их заправят и обслужат, - поясняет главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров.

Из стран дальнего зарубежья такие гарантии дала только Шри-Ланка.

Впрочем, и с «Суперджетом» не все просто. Он хоть и наш, но многие детали — импортные. Полностью отечественный двигатель пока проходит испытания и сертификацию. «Мотор» тех самолетов, которые летают сейчас - российско-французский. И с ремонтом двигателей возникли проблемы из-за санкций с французской стороны. С десяток запасных двигателей есть, но на все авиакомпании их явно не хватит.

А кроме того, «Суперджет» - самолет ближнемагистральный. Дальность полета — до 3000 км, у модификации LR - до 4500 км. Частично проблему предполагается решать с помощью авиационного хаба (это такой большой транспортно-пересадочный узел) в Сочи. Идея такая. Пассажир, допустим, «Уральскими авиалиниями» долетает из Екатеринбурга в Сочи. А оттуда летит уже «Россией» (это у нас главный держатель «Суперджетов») в Анталью, Каир или Тель-Авив. Билет при этом продается сквозной, а рейсы стыкуются по времени.

ЗАКРЫТО НЕ ВСЕ

Напомним, какие санкции сейчас действуют против наших авиакомпаний. Их три типа

- США, Канада, Япония и практически вся Европа (кроме Сербии) закрыли свое небо для российских самолетов. Росавиация зеркально закрыла наше небо.

- Евросоюз запретил продажу и поставку российским авиакомпаниям самолетов и запчастей к ним, а также их ремонт и страхование. Это распространяется и на лизинг. В связи с этим европейские лизинговые компании потребовали назад свои борта. Но смогли забрать только те из них, которые на момент объявления санкций находились в зарубежных аэропортах. Или только готовились к отправке в Россию. По словам министра транспорта Виталия Савельева, из-за арестов за рубежом мы «потеряли» 78 самолетов. Основная же часть лизинговых бортов (всего в зарубежном лизинге их было более 500) так и осталась в России.

Уже в апреле ЕС принял смягчающие поправки. Разрешены контракты по финансовому лизингу. Такие самолеты российские авиакомпании могут оставить себе, выплатив их полную стоимость. Финансовый лизинг - это своеобразная рассрочка, ее можно сравнить с ипотекой. Авиакомпания вносит арендные платежи, пока таким образом не будет выплачена полная стоимость самолета.

Но чаще используется более дешевый вид лизинга - операционный. Это обычная аренда — перевозчик просто платит за пользование самолетом, который остается в собственности лизингодателя.

Точное число самолетов в финансовом лизинге не известно. Но основная часть лайнеров российских перевозчиков - в операционном лизинге. Эксперты предполагают, что от поблажек может выиграть авиакомпания Utair, у которой весь парк в финансовом лизинге или собственности.

- Американские санкции немного другие. Поначалу речь шла о том, что «Боинг» не будет поставлять в Россию новые воздушные суда, сворачивается их техподдержка и ремонт. Затем США ограничения ужесточили: запретили кому бы то ни было обслуживать российские борта американского производства (или те, где используется более 25% американских запчастей). Нельзя их даже просто заправить авиакеросином. Под эти запреты попали 99 «Боингов» наших авиакомпаний и частный самолет Романа Абрамовича.

Отдельного внимания удостоились «Аэрофлот», Azur Air и Utair. Минторг США обвинил их в «нарушении американского экспортного контроля», то есть введенных санкций, поскольку компании были замечены в полетах за рубеж на «Боингах». По этому поводу против конкретно этих трех компаний были введены дополнительные, «самые жесткие» санкции. Они все о том же - нельзя поставлять запчасти, обслуживать борта. Но эти санкции введены против авиакомпаний - в отличие от предыдущих, которые распространялись только на самолеты определенного типа.

КТО ГОТОВ ЛЕТАТЬ К НАМ

По данным Минтранса, полеты в Россию продолжают 29 иностранных авиакомпаний из 19 стран (см. «Куда и с кем можно улететь из России»). Особенно активны арабские перевозчики: в ОАЭ и обратно нас готовы возить аж сразу четыре местных компании.

А как же остальные «дружественные»? Был момент, когда зарубежные перевозчики наперебой стали сообщать о приостановке рейсов в Россию из-за проблем со страхованием или перестрахованием. Путешественники напряглись — как бы не остаться, за вычетом нескольких стран, в изоляции...

О чем вообще речь? Авиастрахование очень дорого, хотя бы в силу стоимости самолета. Поэтому риски компании-страхователя обычно еще перестраховываются в другой компании.

- Нередко страхуются у своих национальных компаний, а перестраховываются у европейских. Поэтому в связи с санкциями действительно возникли проблемы. Но они не критичны, нужно просто время, чтобы сменить страховщика, - утверждает Роман Гусаров.

Действительно, в списке 20 крупнейших мировых перестраховщиков есть и представители Индии, Китая, Кореи.

Как объясняет эксперт, во многих случаях перелеты сейчас не возобновляются не по политическим, а чисто по экономическим соображениям — из-за дороговизны упал пассажиропоток. Скажем, в Индию. А в Китае своя проблема - там опять ограничения из-за коронавируса.

По самым популярным в летний сезон и не закрытым из-за санкций направлениям рейсы, скорее всего, будут. Специально для перевозки российских туристов на средиземноморские курорты турки даже создают специальную компанию Southwind (дополнительно к тем трем турецким, которые в Россию сейчас летают). Она будет базироваться в Анталии, турецкое Управление гражданской авиации ходатайство уже одобрило. По планам, у авиакомпании будет пять самолетов, которые станут летать с главного турецкого курорта в Москву и Питер.

ЧТО С ВНУТРЕННИМИ РЕЙСАМИ

Еще одна цитата из министра транспорта Виталия Савельева: по прогнозам Минтранса, внутри страны наши авиакомпании за этот год перевезут порядка 90 млн пассажиров (10 млн уже перевезли за январь-февраль). Это примерно на уровне прошлого года, когда на внутренних линиях полетали 87,5 млн пассажиров.

Бортов для этого - с учетом не отданных европейским лизинговым компаниям «иномарок» и почти полного отсутствия международных полетов - у наших авиакомпаний оказалось даже с избытком. Есть возможность часть «Боингов» и «Эйрбасов» пока оставить про запас. Или на запчасти. Что некоторые авиакомпании и собираются делать.

Как сообщил начальник отдела управления сетью и доходами внутренних воздушных линий «Аэрофлота» Евгений Скоробогатов, Airbus и Boeing придется «экономить», чтобы продлить срок их службы. Поскольку каналы поставки комплектующих для них пока не налажены.

НАСКОЛЬКО БЕЗОПАСНО ЛЕТАТЬ

Этот вопрос сейчас задают многие. А как иначе, когда производители отказались обслуживать самолеты и поставлять к ним запчасти.

Как заявил вице-премьер Юрий Борисов, парк иностранных бортов у нас достаточно молодой – средний возраст самолета менее 15 лет. Поэтому больших проблем с их эксплуатацией пока быть не должно.

- Технические центры свои, достаточно высококвалифицированные, у нас есть - их должно хватить, - утверждает Роман Гусаров.

Остается понять, как все-таки будет решаться вопрос с запчастями. Представители властных структур уверенно заявляют, что «решения есть», но какие именно - не говорят. Это не означает, что решений на самом деле нет. Как поясняют эксперты, уже были случаи, когда слишком откровенные рассказы чиновников и аналитиков на тему «как мы будет обходить санкции» имели вполне конкретные последствия. На Западе прислушивались - и в следующем пакете санкций обнаруженную дыру прикрывали.

- В целом все документы, которыми должны руководствоваться российские авиакомпании, не предполагают возможности летать с не устраненными неисправностями или использовать контрафактные детали. Существует нормативная база, которая защищает нас, потребителей. И если ее не нарушать, то и рисков, связанных с безопасностью полетов, быть не должно, - рассказал «КП» руководитель аналитического центра «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

А если все равно страшно, вот совет от эксперта:

- Есть довольно простой подход, который позволяет обычному человеку составить свое мнение о том, нет ли проблем с той или иной авиакомпанией и ее самолетами, - говорит Пантелеев. - Если у какого-то перевозчика начнутся необъяснимые массовые задержки и отмены рейсов, которые не связаны с объективными факторами - например, неким ЧП в аэропорту, природными катаклизмами - это повод насторожиться.

ВОПРОС РЕБРОМ

На какие цены рассчитывать этим летом

По прогнозам главы Минтранса Виталия Савельева, к лету билеты, как всегда, подорожают. Но не сильно - «вы не можете поднять высоко цену, это нереально, люди не купят билет».

- Билеты не могут не подорожать. Потому что сейчас дорожает все, даже бортовое питание, - говорит Роман Гусаров. - А вот на сколько, пока неясно. Потому что непонятно, каким будет спрос и ждет ли ажиотаж какие-то направления. Раньше ведь люди покупали билеты заранее - это в том числе была и возможность сэкономить. А сейчас все в режиме ожидания - что будет. Поэтому и более-менее точные прогнозы давать нереально.

В любом случае, правительство всеми силами пытается удержать цены на авиабилеты от скачка. На днях премьер Михаил Мишустин сообщил, что кабмин выделит авиакомпаниям около 100 млрд рублей, чтобы частично компенсировать расходы на полеты.

Но это внутри страны. С билетами за рубеж все по-другому: конкуренции там почти нет, господдержки - тем более. Отсюда и цены: например, самый дешевый авиабилет из Москвы в Анталью на конец мая стоит 16 тысяч рублей. А ведь еще два-три года назад цены были ниже раза в два, а то и в четыре. При точно таком же курсе доллара. Вернутся ли те времена, сегодня никто не скажет.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer