Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Хищные космические птицы: особенности названий русских скафандров


12 июня 2022 года Роскосмос


Наверняка вы слышали эти слова в прямых трансляциях — «Сокол», «Орлан», «Беркут». Всё это названия советских и российских скафандров, применяемых в космонавтике. Какие разновидности скафандров существуют и откуда пошли «птичьи» названия — рассказываем в материале медиа Pro космос, созданном специально для Госкорпорации «Роскосмос».

Наверняка вы слышали эти слова в прямых трансляциях — «Сокол», «Орлан», «Беркут». Всё это названия советских и российских скафандров, применяемых в космонавтике. Какие разновидности скафандров существуют и откуда пошли «птичьи» названия — рассказываем в материале медиа Pro космос, созданном специально для Госкорпорации «Роскосмос».

Всё началось в далёкие 50-е годы, когда завод № 918 (в настоящее время — Научно-производственное предприятие «Звезда») начал производить скафандры, гермошлемы и амуницию для высотной авиации и стратонавтики. Именно в конце 50-х начали использовать в герметичных скафандрах плечевые шарниры, съёмные герметичные перчатки, кислородные маски и шлемы. Например, посмотрите на фото высотного скафандра СИ-3М, который смотрится стильно до сих пор. В таком скафандре можно смело совершать прыжок из стратосферы с высоты 30 км.

Следующим шагом стал знаменитый СК-1, который носили космонавты космических кораблей «Восток». И его модификация СК-2 — для первого набора женщин-космонавтов. Именно СК-1 стал первым в мире космическим скафандром. Всего создали 41 скафандр этого типа, включая две штуки для Валентины Терешковой и её дублёра Ирины Соловьёвой. Скафандр применялся на кораблях «Восток» — «Восток-6».

Космонавты «Восхода-1» отправились в космос втроём без скафандров. Алексею Леонову и Павлу Беляеву на «Восходе-2» предстояло совершить полёт для первого в мире выхода в открытый космос. Оба были облачены в скафандры «Беркут» — первое изделие «Звезды», которое получило название хищной птицы. Поскольку в авиации и космонавтике любят традиции, да и бытуют суеверия, то со времён выхода в открытый космос Леонова так и повелось. Возникла традиция давать имена советским и российским скафандрам в честь хищных птиц.

После возвращения Леонова и Беляева на Землю инженеры «Звезды» прочитали все отчёты космонавтов касаемо недочётов скафандра «Беркут». И он был кардинально доработан — в первую очередь ему добавили жёсткости. Именно из-за раздувания «Беркута» Алексей Леонов долго не мог войти обратно в корабль «Восход-2», ему пришлось сильно сбрасывать давление.

Доработанный скафандр получил название «Ястреб» и использовался при стыковке «Союза-4» и «Союза-5». Космонавты переходили через открытый космос в новых скафандрах для внекорабельной деятельности. Точно такие же скафандры были на борту «Союза-7» и «Союза-8», но они не потребовались. Во время группового полёта трёх кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8» стыковка не производилась из-за отказа электроники автоматической системы стыковки «Игла».

Сразу после «Ястреба» в семье хищных птиц появился ещё один «птенец» — скафандр «Кречет» для нахождения космонавта на поверхности Луны. К сожалению, советская лунная программа была закрыта — скафандр никогда не использовался для ВКД.

После гибели экипажа «Союза-11» был разработан спасательный скафандр «Сокол-К», который успешно применялся на космических кораблях с «Союза-12» по «Союз-40». «Сокол-К» создали на базе авиационного скафандра «Сокол». Сразу после создания и успешного применения «Сокола-К», НПП «Звезда» начало готовить его модификацию, которая получила название «Сокол-КВ». «КВ» никогда не применялся в космосе, было разработано всего шесть скафандров для испытаний и тренировок.

Благодаря «Соколу-КВ» был разработан легендарный и самый массовый космический скафандр в мире — «Сокол КВ-2». Он имел две модификации — первая эксплуатировалась с 1980 по 2002 годы, а вторая — начиная с 2002 года по нынешнее время. Во второй версии скафандр стал более эргономичным, удобным и интуитивным.

При этом у «Сокола КВ-2» была и особая модификация для катапультирования космонавтов из кабины корабля «Буран». Она называлась «Стриж», но никогда не применялась для пилотируемых полётов (даже на «Союзах»). Главным отличием от «КВ-2» был цвет хаки, двойное остекление шлема, парашют и огнестойкость. Как видите, от роли хищных птиц в жизни космонавтов скафандры не отходят ни на йоту.

У «Стрижа» была и чуть упрощённая версия — высотный скафандр «Баклан» для военных лётчиков дальней авиации. В целом — похож на переделанный для авиации «Сокол-К».

Хоть лунный «Кречет» и никогда не применялся в космосе, но и он дал «потомство». Благодаря ему появилось целое семейство скафандров для ВКД — полужёсткие «Орланы» появились благодаря лунной программе. «Орлан» эксплуатируется ещё со времён «Салюта-6» в 1978 году и имеет шесть модификаций — «Д», «ДМ», «ДМА», «М», «МК» и «МКС».

Птичье имя получил и профилактический нагрузочный костюм космонавта — его назвали «Пингвин». Птица, хоть и нелетающая, зато хищная. Причём под водой во время охоты пингвин двигается так грандиозно, что невольно напрашиваются ассоциации с полётом. Костюм применялся для создания нагрузки на опорно-двигательный аппарат космонавта на станции. Отсюда и получил своё название — из-за схожести фигуры космонавта, согнутой упругими элементами костюма, и обычного пингвина.

Скафандры и костюмы для космоса — это не единственное направление, которое получило животные названия в русской космонавтике. Можно припомнить гидрокомбинезон «Форель» для спасения космонавтов после приводнения и спасательный радиомаяк «Комар».

Традиция названий скафандров нам кажется очень красивой. Ждём создания «Сокол КВ-М» и «Орлан-Л», пусть они продолжат славную традицию!




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer