Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Санкциям вопреки. Импортозамещение в отрасли


13 июня 2022 года Игорь Афанасьев, , Роскосмос


Роскосмос уверенно выпутывается из оков технологической зависимости в области микроэлектроники. С приобретением Ярославского радиозавода — одного из самых современных и оснащенных в стране, а также созданием на базе холдинга РКС Центра компетенций по разработке и производству печатных плат, процесс импортозамещения в этой сфере вступает в решающую фазу.

Роскосмос уверенно выпутывается из оков технологической зависимости в области микроэлектроники. С приобретением Ярославского радиозавода — одного из самых современных и оснащенных в стране, а также созданием на базе холдинга РКС Центра компетенций по разработке и производству печатных плат, процесс импортозамещения в этой сфере вступает в решающую фазу.

Сверкающая чистота и порядок. Ровные ряды просторных рабочих мест, оснащенных самой разнообразной техникой. Тщательно высматривающие что-то под микроскопом люди, одетые в бледно-голубые костюмы с колпаками на головах и оттого похожие на хирургов, готовящихся к ответственной операции. Это не картинка из научно-фантастического фильма, а антураж участка микроэлектроники сборочного производства Ярославского радиозавода (ЯРЗ). Здесь происходит автоматическая и ручная пайка сложнейших элементов и микросхем космического назначения.

Ультрасовременный цех стал результатом большой программы обновления, ведущейся на предприятии с 2012 г. Благодаря ей на заводе появилась еще одна «жемчужина» — корпус сборки и испытаний модулей полезной нагрузки для перспективных отечественных спутников связи. Все преобразования, включающие модернизацию механического цеха и внедрение системы менеджмента качества, позволили связать воедино на базе предприятия все технологические звенья по производству сложных микроэлектронных изделий — от изготовления корпусов до испытаний готовой аппаратуры. Другая важная особенность завода: способность организовать выпуск продукции в любых количествах — от опытных образцов до крупных серий.

Ярославский радиозавод с 1970 г. связан с космическими программами и в советские времена выпускал ретрансляторы для всех спутников связи. Космическое направление, ушедшее на задний план в 1990-х годах, возобновилось в 2005 г., когда завод начал производить аппаратуру для системы ГЛОНАСС и ретрансляторы для спутников связи.

Сегодня половину объема производства завода в Ярославле составляют заказы для космических проектов. Выпускается также радиоаппаратура для комплексов средств связи авиационного, сухопутного и морского назначения.

Восполняя пробелы

Ключевой дефицит российской ракетно-космической отрасли — специализированная электронная компонентная база, используемая в любом космическом аппарате. По ряду причин, связанных с деградацией отечественного производства микроэлектроники в «лихие девяностые», длительное время многие компоненты, особенно радиационно-стойкие, закупались за рубежом — в Соединенных Штатах, Европе или у поставщиков из некоторых стран Юго-Восточной Азии. С введением в 2014 г. санкций поставки крайне затруднились, а то и вовсе стали невозможны. Прекратилась отгрузка даже заказанных и оплаченных изделий. В этих условиях отечественные разработчики стали проектировать «борт» со смешанной электроникой, пытаясь плавно заместить импортные компоненты отечественными.

Начало новой волны санкционного давления в феврале нынешнего года совпало со стратегическими шагами, призванными уже в ближайшем будущем покончить с зависимостью от зарубежных производителей.

Суперзавод в Ярославле

Приобретение Роскосмосом каких-либо активов на стороне происходит нечасто, поэтому сообщение о покупке холдингом «Российские космические системы» (РКС, входит в Роскосмос) в марте этого года контрольного пакета акций ПАО «Ярославский радиозавод» привлекло внимание многих.

«Кризис — это период трансформации и волевых решений, — объяснил идею Дмитрий Рогозин. — Приобретение Ярославского радиозавода — это большое событие. Гендиректор РКС Андрей Тюлин постоянно говорил мне: „Нужен завод! Надо обязательно развивать серийное производство!“ Еще до того, как на нас обрушили все санкции, я собрал экономистов, финансистов, и мы приняли волевое решение [о покупке завода]. Сейчас все пугаются, деньги прячут, а мы решили, тем не менее, раскошелиться и купить этот завод».

Глава Госкорпорации подчеркнул, что отрасли такой объект необходим: «В условиях санкций мы заинтересованы в том, чтобы наши разработчики, дизайн-бюро, крупные компании, которые занимаются созданием космических приборов, имели в своем арсенале серийное производство высокого качества... Мы очень хорошо и давно знаем Ярославский радиозавод, раньше размещали здесь определенные заказы. Очень сильное и толковое руководство, перспективная инфраструктура».

Таким образом, приобретение Ярославского радиозавода можно назвать итогом многолетнего сотрудничества предприятия с Роскосмосом. «Там сейчас работают наши инспекторы, техники, технологи, которые определяют всю цепочку логики единой технической политики в интересах всей отрасли — как нам сформировать там серийное производство в ближайшие полгода», — пояснил Дмитрий Олегович.

«Завод в Ярославле становится базовым серийным заводом космического приборостроения, своего рода приборным foundry (предприятие, разрабатывающее и выпускающее полупроводниковую микроэлектронику. — Ред.), — подтверждает генеральный директор холдинга РКС Андрей Тюлин. — Технологические операции завода уже начали загружаться в виде цифровых моделей и маршрутов в единое пространство цифровых библиотек РКС. Таким образом, спроектированная предприятиями холдинга продукция будет гарантированно вписываться в производственный ландшафт Ярославского радиозавода».

Дальнейшее развитие Ярославского радио­завода будет происходить в рамках Программы стратегических преобразований предприятий космического приборостроения, одобренной наблюдательным советом Роскосмоса в первом квартале прошлого года. План предполагает расширение интегрированной структуры, куда войдут 17 предприятий, НИИ, КБ и сборочных производств. Ярославский радиозавод в этой системе должен стать одним из ключевых элементов.

По мнению руководителя РКС, «интеграция позволит сократить цикл выпуска новых продуктов, в частности целевой и служебной унифицированной бортовой аппаратуры, включая ретрансляторы связи, аппаратуру спутниковой навигации, низкочастотную и высокочастотную аппаратуру».

Системный подход

Выездное совещание холдинга РКС под председательством Дмитрия Рогозина состоялось 25 апреля 2022 г. на Ярославском радиозаводе. Обсуждались расширение действующих и создание новых производств, организация инновационного индустриального парка радиоэлектронных технологий, а также подготовка кадров в Ярославле.

В совещании участвовали временно исполняющий обязанности губернатора Ярославской области Михаил Евраев, генеральный директор РКС Андрей Тюлин, генеральный директор ЯРЗ Владимир Филимонов, ректор Ярославского госуниверситета Александр Русаков, представители Роскосмоса, предприятий холдинга РКС и областной администрации.

Задачи определены

Помимо выпуска электронной «начинки» для космических аппаратов, завод в Ярославле важен и в других целях. Прежде всего, речь идет о создании абонентского оборудования для российских орбитальных группировок, в том числе носимых терминальных устройств ГЛОНАСС и системы «Гонец», а также «гаджетов» для автомобильного, морского и речного транспорта.

«Во-первых, это выгодно с точки зрения коммерциализации. Во-вторых, это просто полезно людям, потому что повысит качество жизни в нашей стране. Все поймут, какая огромная польза от космоса не только в плане цифрового телевидения или навигации в телефонах, но и в остальных сервисах, которые будут доступны людям», — полагает руководитель Роскосмоса.

Второе направление — обслуживание Северного морского пути с помощью самых совершенных средств связи, метеорологии, наблюдения и навигации.

«Высокоточная навигация, радиолокационные данные, которые позволяют руководству ледовых караванов, капитанам ледоколов двигаться не на ощупь, а обходить сложные торосы и льды, ну и, конечно, бесперебойная связь, которая должна быть в Арктической зоне... Это тоже важная тема, которая позволит стране крепко стоять на ногах не только в геополитическом и военном отношении, но и в экономическом», — подчеркнул Дмитрий Рогозин.

Еще одна важная работа, которой будет загружен завод, — выпуск современных средств связи.

«Мы знаем колоссальную потребность в современных средствах связи и хотим, чтобы предприятие, которое теперь находится в контуре Рос­космоса, их выпускало. А после развертывания орбитальной группировки широкополосного доступа в интернет и „интернета вещей“ именно это предприятие будет выпускать средства связи для них», — сообщил глава Госкорпорации.

Халтура из-за границы

Производство собственных комплектующих — воп­рос не только технологической независимости. Качество зарубежной продукции на российском рынке не вселяет абсолютной уверенности, что покупатель получит «конфетку».

«Российские компании, причем не только из космического сектора, закупавшие диэлектрики, сырье и материалы у зарубежных производителей, утверждают, что в последние годы качество иностранных материалов постепенно снижалось, — отмечает Андрей Тюлин. — Формально, конечно, характеристики изделий оставались в рамках требований технических условий, но на деле оказывалось, что они начинали терять функциональные свойства во время реальной эксплуатации. В РКС пытались решать эти проблемы на уровне рекламаций и юридических механизмов, общаясь с поставщиками, но тщетно».

Одним из ответов на ухудшение качества зарубежных комплектующих стало развертывание на базе холдинга РКС отраслевого центра компетенций по выпуску многослойных печатных плат из оте­чественного сырья и материалов. Эти изделия являются основой бортовой радиоэлектроники большинства космических аппаратов.

«Отечественные материалы намного дешевле импортных и несравнимо быстрее поставляются на наши производственные площадки», — утверждает главный технолог РКС Андрей Бажанов.

Вместе с переходом на российское сырье совершенствуются и сами технологии производства печатных плат.

«Для разработки и изготовления перспективных и сложных изделий специалистам РКС требуется повышать характеристики: уменьшать габариты, снижать массу, повышать плотность монтажа, снижать энергопотребление и расширять функциональность. Для этого мы инвестируем в перспективные технологии изготовления печатных плат», — говорит зам. гендиректора РКС по стратегическому развитию и инновациям Евгений Нестеров.

Новые платы, изготовленные с применением отечественных материалов, химических продуктов и технологий, будут применяться во всех разработках холдинга РКС, в том числе в аппаратуре новых поколений спутников «Арктика-М», «Электро-Л», ИБИС-КА и других. 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами



Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer