Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Выдающемуся конструктору двигателей Сергею Изотову – 105 лет


30 июня 2022 года Ростех


Сергей Петрович Изотов, с 1975 года главный конструктор, а с 1981 года генеральный конструктор Ленинградского НПО имени В.Я. Климова 30 июня 1917 года родился Сергей Петрович Изотов – один из основателей конструкторской школы АО «ОДК-Климов» Объединенной двигателестроительной корпорации. При участии конструктора были созданы турбовальные вертолетные двигатели ГТД-350, ТВ2-117 и ТВ3-117, уникальные жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), реактивный самолетный двигатель РД-33.

Сергей Петрович Изотов, с 1975 года главный конструктор, а с 1981 года генеральный конструктор Ленинградского НПО имени В.Я. Климова
30 июня 1917 года родился Сергей Петрович Изотов – один из основателей конструкторской школы АО «ОДК-Климов» Объединенной двигателестроительной корпорации. При участии конструктора были созданы турбовальные вертолетные двигатели ГТД-350, ТВ2-117 и ТВ3-117, уникальные жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), реактивный самолетный двигатель РД-33.

Сергей Петрович Изотов родился на станции Синельниково Днепропетровской губернии. Автомеханический факультет Ленинградского политехнического института окончил с отличием и был распределен на только что созданный завод №451, откуда вскоре отправился в командировку на завод №26 в Рыбинск, где судьба связала его с будущим наставником – Владимиром Яковлевичем Климовым. С 1941 года они вместе работали на объединенном заводе №26 в Уфе, куда были эвакуированы другие предприятия отрасли.

В Уфе Сергей Петрович прошел путь от инженера-конструктора до заместителя начальника серийно-конструкторского бюро, принимал активное участие в создании модификаций «двигателя Победы» М-105.

Отметив потенциал Сергея Петровича Изотова, Владимир Климов сделал его своим заместителем после создания Опытно-конструкторского бюро в Ленинграде в 1946 году. Изотов руководил всеми проектами по созданию реактивных двигателей – ВК-1, ВК-2, ВК-3, ВК-13.

В начале 1960-х на заводе им. В.Я. Климова (это имя заводу было присвоено после смерти конструктора в 1963 году) под руководством Сергея Петровича стартовала новая эпоха – ОКБ начало разработку турбовальных вертолетных двигателей ГТД-350 и ТВ2-117, главных вертолетных редукторов ВР-2 и ВР-8 для Ми-2 и Ми-8 соответственно.

В 1964-1972 гг. продолжилось развитие линейки вертолетных двигателей, были разработаны двигатели ТВ3-117 и главный редуктор ВР-24 для вертолета Ми-24, двигатель ТВ3-117М и главный редуктор ВР-14 для вертолета Ми-14.

В период руководства Сергея Изотова ОКБ занималось разработкой жидкостных ракетных двигателей. В 60-х был создан двигатель 5Д67 для второй ступени ракеты комплекса С-200. Затем была разработана установка 8Д419 для первой в СССР межконтинентальной баллистической ракеты УР-100. За эти работы Завод им. В.Я. Климова награжден орденом Ленина. Вторая почетная государственная награда – орден Октябрьской Революции – была вручена заводу за создание двигателя ГТД-1000Т для танка Т-80. Эта разработка тоже является заслугой «изотовской» команды.

Решения, отвечающие новым требованиям того времени, были разработаны и по тематике реактивных двигателей. В период с начала 1970-х годов по 1984 год был создан турбореактивный двигатель с форсажной камерой РД-33, коробка самолетных агрегатов КСА-2 и двигатель-турбостартер ГТДЭ-117 для истребителя МиГ-29. Этот двигатель и его модификации востребованы и популярны во всем мире до сих пор. Под руководством Сергея Изотова климовцы в кратчайшие сроки создали факел для Олимпиады-80.

«Жизнь Сергея Петровича – производственная и личная – это факел. Он не просто создавал коллектив. Когда он подбирал людей, он их «зажигал» – это надо иметь такое огромное внутреннее творческое горение и внутреннюю силу, которая позволяла ему вдохновлять людей», – говорит падчерица Сергея Петровича Елена Почиковская.

Сергея Петровича не стало в 1983 году. Для многих он стал настоящей легендой – человеком, который стоял у истоков отечественного авиадвигателестроения. Дело Сергея Петровича продолжил его сын Петр Сергеевич Изотов, который работал в ОКБ над совершенствованием конструкции двигателей. Он участвовал в создании двигателей ГТД-1000, РД-33, двигателя ТВ3-117 и его модификаций, в том числе ВК-2500, для всех вертолетов Миля и Камова. Внук Сергея Изотова, Данила Петрович, трудится в «ОДК-Климов» в дирекции программы ВК-2500/ТВ3-117, коллектив которой занимается доработкой конструкции изделий, чтобы обеспечить максимально безопасные и комфортные условия эксплуатации.

«Важно помнить и чтить историю, людей, благодаря которым мы имеем мощный научно-технический задел, позволяющий сегодня создавать конкурентоспособные изделия, применяя новейшие технологии. Коллектив под руководством Сергея Петровича Изотова создал огромное количество образцов техники, которая и сегодня надежно работает. Сильный потенциал сегодняшней команды «ОДК-Климов» основан в том числе на уникальном наследии прославленного конструктора, принципах и подходах его школы», – отмечает исполнительный директор АО «ОДК-Климов» Александр Ватагин.

30 июня в Политехническом университете Петра Великого состоится встреча руководства университета и «ОДК-Климов», приуроченная 105-й годовщине со дня рождения Сергея Петровича Изотова. АО «ОДК-Климов» является партнером СПбПУ по подготовке специалистов в области авиационного двигателестроения, ведению научных разработок. Сергей Петрович Изотов – яркий выпускник вуза, в честь которого в главном здании Политеха установлена памятная доска. Многие сегодняшние климовцы – выпускники Политехнического университета, которые продолжают развивать традиции прославленной «климовско-изотовской» школы двигателестроения.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer