Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Поддуть клапаны: на спасение трех авиакомпаний потратят 17 млрд рублей


4 июня 2022 года Софья Смирнова, Известия


Правительство РФ выкупит облигации S7 Airlines на 13,7 млрд рублей, «Уральских авиалиний» — на 3 млрд рублей, «Авроры» — на 366 млн рублей. В ближайшее время опубликуют соответствующее распоряжение. Это не первое крупное вливание в частные отраслевые структуры. Так, поддержку получит Газпромбанк на сумму 50 млрд рублей, а также «Аэрофлот», РЖД, ДОМ.РФ. Средства возьмут из Фонда национального благосостояния. О последствиях для авиарынка и российской экономики — в материале «Известий».

Правительство РФ выкупит облигации S7 Airlines на 13,7 млрд рублей, «Уральских авиалиний» — на 3 млрд рублей, «Авроры» — на 366 млн рублей. В ближайшее время опубликуют соответствующее распоряжение. Это не первое крупное вливание в частные отраслевые структуры. Так, поддержку получит Газпромбанк на сумму 50 млрд рублей, а также «Аэрофлот», РЖД, ДОМ.РФ. Средства возьмут из Фонда национального благосостояния. О последствиях для авиарынка и российской экономики — в материале «Известий».

Реальная поддержка

Авиаотрасль, существенно пострадавшая в период антиковидных ограничений в России и мире, сейчас является одной из наиболее уязвимых сфер вследствие военной спецоперации на Украине и санкций западных стран, считает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.

— Среди отрицательных факторов — полное закрытие авиасообщения с ЕС, США и Великобританией, приостановка полетов в ряд городов на юге России, запрет поставки в Россию воздушных судов и запчастей к ним, одностороннее досрочное прекращение договоров лизинга с российскими авиаперевозчиками по инициативе лизингодателей. По данным Росстата, грузооборот транспортной авиации в России в апреле рухнул почти на 85% к апрелю прошлого года, а пассажирские авиаперевозки — на 20,8%, — продолжает она.

По мнению аналитика, авиаотрасль — одна из ключевых в современной экономике, поэтому докапитализация компаний необходима для продолжения ее бесперебойной деятельности, хотя, по всей видимости, в новых условиях бизнес-модели в этой сфере будут реструктурироваться.

— В условиях, когда правительству приходится существенно наращивать бюджетные расходы для смягчения кризисных последствий в экономике и поддержания ее «структурной трансформации», а возможности привлечения госзаимствований на долговых рынках существенно ограничены, ФНБ становится одним из инструментов докапитализации компаний, оказавшихся в проблемной ситуации вследствие резкого изменения экономических условий. Решения по использованию его средств в этих целях уже принимались правительством и ранее, в частности, для «Аэрофлота», РЖД, ДОМ.РФ, — уточняет Ольга Беленькая.

По данным эксперта, средства ФНБ на 1 мая составляли около 11 трлн рублей, из них объем ликвидных активов — 7,876 трлн рублей. Несмотря на то что ФНБ изначально и задумывался как часть устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу, средства из него не используются для текущих выплат пенсионерам.

— Дефицит Пенсионного фонда финансируется за счет трансферта из федерального бюджета, а на софинансирование пенсий сейчас тратятся относительно небольшие средства (в апреле — 2,5 млрд рублей). В текущем году с учетом ожидаемого дефицита федерального бюджета (по оценке министра финансов Антона Силуанова, он может составить минимум 1,6 трлн рублей) средства ФНБ могут наряду с другими накопленными резервами использоваться для покрытия бюджетного дефицита, — резюмирует Ольга Беленькая.

Сохранить источник

Фонд национального благосостояния формируется за счет поступлений от налога на добычу полезных ископаемых, который нефтегазовые компании платят ежемесячно, а также экспортных пошлин от продажи нефти, газа и их производных, комментирует управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева.

— Тем не менее в текущем году ФНБ больше не получает части сверхдоходов от экспорта углеводородов, следовательно, поступает средств значительно меньше, чем тратится, — поясняет аналитик.

По мнению эксперта, мировые цены на нефть и газ растут. Несмотря на это, дальнейшая успешная реализация, а значит, и пополнение ФНБ находятся под вопросом.

— Во-первых, из-за антироссийских санкций целые страны отказываются импортировать российскую нефть и уже заявили об этом публично. Во-вторых, оставшиеся покупатели уже говорят о том, что готовы покупать российскую нефть с дисконтом. Первой, кто об этом заявил, стала Индия. В-третьих, вероятно снижение объемов добычи из-за устаревания оборудования, нехватки комплектующих и сервисного обслуживания: из России ушли четыре крупнейшие нефтесервисные компании. Есть и противоположная тенденция — уход в «серую» зону: так, набирает популярность практика переналива из одного танкера в другой и продажа российской нефти как нероссийской. В этом случае реальный подсчет объема продаж и выручки под вопросом, а значит, и пополнение ФНБ за счет экспортной выручки станет непрозрачным со следующего года, — рассуждает она.

— Выкуп облигаций — только одна из мер поддержки. Несколько дней назад ряд авиакомпаний открыли в банках специальные счета типа С для лизинговых платежей в пользу иностранных компаний. Да, воспользоваться ими прямо сейчас не будет возможности. Тем не менее механизм выступит неким аналогом банковской гарантии: после снятия санкций в отношении российских компаний деньги будут доступны немедленно. В дальнейшем мер поддержки будет еще больше, но стоит прислушаться прежде всего к мнению участников рынка, — отмечает Екатерина Косарева.

Без риска

Благодаря выкупу облигаций авиакомпаний на средства ФНБ частные компании получат финансирование и смогут продолжать бесперебойную работу, утверждает исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов.

— Граждане смогут оперативно перемещаться по РФ. А российская экономика в том числе зависит от мобильности граждан. Перебои с авиасообщением негативно сказались бы на всей экономике, авиакомпаниям была необходима поддержка из средств ФНБ, — подчеркивает аналитик.

По мнению эксперта, мера поддержки благоприятно скажется на стабильном пополнении ПФР.

— Поскольку авиакомпании продолжат свою работу, их сотрудники будут получать оплату, а средства в Пенсионный фонд продолжат поступать, — продолжает он.

ФНБ был создан для поддержки экономики в трудный период и сейчас настал такой момент, говорит собеседник «Известий».

— То, что эти средства из ФНБ вообще выделяются и работают, а не заморожены до непонятных времен, — момент положительный. Кроме того, нет риска потерь: структура финансирования авиакомпаний через облигации предполагает возврат средств в ФНБ. Следовательно, это не повлияет на объемы фонда, — подытоживает Тузов.

Здесь и сейчас

Правительство приняло вынужденное решение о докапитализации авиакомпаний, которые терпят убытки по ряду причин, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

— Во-первых, введенные санкции со стороны Запада, ограничение авиасообщения с зарубежными государствами. А ведь именно международные перелеты приносили перевозчикам прибыль — внутренние рейсы субсидируются государством для сдерживания цен на авиабилеты. Во-вторых, закрытие аэропортов на юге России, сокращение турпотока в эти регионы (Крым, Краснодарский край). В-третьих, снижение спроса на авиаперелеты у россиян в связи с ростом стоимости билетов, — перечисляет он.

По мнению эксперта, принимаемые правительством меры помогут авиакомпаниям пережить сложный период.

— Так, динамика пассажирооборота по всем видам транспорта в апреле составляла –7,5% против –4,0% год к году в марте и 23,0% год к году в феврале. То есть происходит ухудшение показателей пассажиропотока, авиакомпании терпят убытки, требуется поддержка отрасли, — оценивает он.

Изначально ФНБ создавался как средство финансирования будущих пенсий, но сейчас деньги, накопленные за счет высоких цен на энергоносители, направляются на поддержку ведущих компаний отдельных секторов и отраслей, говорит аналитик.

— Это необходимо, чтобы не допустить ухудшения ситуации в экономике страны, чтобы наименее болезненно пройти сложный кризисный период и не допустить роста масштабов негативных явлений: банкротства предприятий, роста безработицы, — объясняет эксперт.

Что касается прогнозов по объему ФНБ, то еще в апреле правительство приняло решение в течение этого года все сверхдоходы от высоких цен на нефть направлять не в фонд, а напрямую для пополнения бюджета, напоминает эксперт.

— Ожидается серьезное снижение ВВП (на 10–12%) по итогам года, поэтому различные меры по поддержке экономики потребуется принимать оперативно и своевременно, — подводит итоги Деев.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer