Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Кто присмотрит за Россией из космоса: в Правительство РФ внесён законопроект о ДЗЗ


6 июня 2022 года Роскосмос


Процесс принятия закона о дистанционном зондировании Земли (ДЗЗ) из космоса длится уже второй год, но кажется теперь мы близки к его завершению. Pro космос узнал у Валерия Заичко, заместителя директора департамента навигационных космических систем Роскосмоса, об основных положениях будущего закона и изменениях, которые он внесёт в нашу жизнь.

Процесс принятия закона о дистанционном зондировании Земли (ДЗЗ) из космоса длится уже второй год, но кажется теперь мы близки к его завершению. Pro космос узнал у Валерия Заичко, заместителя директора департамента навигационных космических систем Роскосмоса, об основных положениях будущего закона и изменениях, которые он внесёт в нашу жизнь.

Текущая ситуация с законом о ДЗЗ

Проект федерального закона «О дистанционном зондировании Земли из космоса» внесён на рассмотрении в Правительство РФ. В соответствии с планом законодательной деятельности он пройдёт рассмотрение в Госдуме в первом полугодии 2022 года. Текущая версия согласована со всеми федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), с юридической и организационно-правовой точек зрения законопроект прошёл все стадии согласовании, в т.ч. общественного. Поэтому есть шанс, что процесс, растянувшийся уже на второй год, скоро завершится его принятием.

«Законопроект был заслушан на общественном совете Роскосмоса. Для обсуждения проекта Госкорпорация провела более 10 мероприятий, включая четыре конференции с экспертами, круглый стол на конференции ИКИ РАН „Современные проблемы ДЗЗ“ в ноябре 2021 года, а также круглый стол на конференции „Современные проблемы фотограмметрии и ДЗЗ“ компании „Ракурс“», — описал текущую ситуацию Валерий Заичко. Он добавил, что в июне прошлого года законопроект был размещён на сайте regulation.ru для публичного ознакомления. В итоге поступило более 50 замечаний и предложений, в т.ч. от коммерческих компаний. В течение года Роскосмос их отрабатывал: «Постарались по максимум всё учесть», — уверяет заместитель директора департамента навигационных космических систем Роскосмоса.

Основные тезисы закона о ДЗЗ

Законопроект регулирует порядок использования данных ДЗЗ, получаемых российской орбитальной группировкой, прежде всего для государственных нужд. Смысл его в том, чтобы законодательно урегулировать использование уже де-факто созданной и работающей российской космической системы ДЗЗ в составе орбитальной группировки, наземной инфраструктуры, а также способов и методов обработки данных.

«Каких-то дополнительных ограничений или дополнительной регуляторной нагрузки на коммерческий сектор он не вносит, — по этому поводу было получено подтверждение от Минюста и Минэкономразвития», — объясняет Заичко.

Основные понятия, закрепляющиеся законопроектом:

  • Российская космическая система ДЗЗ;
  • оператор Российской космической системы ДЗЗ;
  • орбитальная группировка КА ДЗЗ. Требования к ее построению;
  • наземная космическая инфраструктура ДЗЗ;
  • требования к данным ДЗЗ и критерии оценки качества данных ДЗЗ;
  • национальный центр ДЗЗ из космоса;
  • коммерциализация деятельности в области ДЗЗ из космоса.

Центральные темы в законопроекте:

  • Недискриминационный доступ к данным ДЗЗ из космоса;
  • порядок вовлечения данных ДЗЗ из космоса в коммерческий оборот;
  • свободное распространение данных ДЗЗ из космоса;
  • качество данных ДЗЗ из космоса и критерии их объективной оценки;
  • использование данных ДЗЗ в качестве доказательной базы.
     

Спорные моменты закона о ДЗЗ

По его словам, большинство вопросов к законопроекту со стороны коммерческих поставщиков сервисов и услуг на основе данных космической группировки было по лицензированию деятельности в области ДЗЗ. Частный сектор опасался, что лицензирование наложит на них дополнительные ограничения. В итоге эти положения из него убрали, оставив формулировку «в соответствии с действующим законодательством». Существующие законодательные акты лицензируют только приём и обработку первичных данных ДЗЗ. Закон нацелен, прежде всего, на упорядочивание распространения этих данных (например, проверку, являются ли они секретными или нет и т.п.). Также новый закон будет регулировать права и обязанности ФОИВ/РОИВ, муниципальных образований, физических и юридических лиц по использованию данных российской космической системы ДЗЗ.

Вторая группа вопросов к законопроекту была по сертификации данных ДЗЗ из космоса. Тут, по мнению Валерия Заичко, есть недопонимание многими игроками рынка. Во-первых, сертификация носит добровольный характер. Во-вторых, смысл её заключается в том, чтобы подтвердить достоверность космических снимков: получен такими-то средствами, точность определения координат, разрешающая способность, никаких кардинальных изменений в текущие процессы не вносилось. Сертификация позволит использовать данные ДЗЗ в контрольно-надзорной деятельности (Росреестр, Роснедра, контроль вырубки леса, подтверждения ущерба при стихийных бедствиях и пр.).

«Естественно, сертифицировать и подтвердить подлинность данных ДЗЗ мы можем только со своей орбитальной группировки. И у коммерческих компаний возник вопрос, а что же делать с данными, полученным зарубежными поставщиками. Но теперь, когда те отказались от поставок российским потребителям данных ДЗЗ, этот вопрос вообще отпал сам собой», — отмечает собеседник.
Третья спорная тема волновала в первую очередь Росатом и Росреестр (как это ни удивительно, но бизнес не возражал). Сейчас закон распространяется на зондирование Земли только из космоса. В него не входит, например, аэросъёмка. Но в итоге все согласились с причинами, по которым там действуют совершенно иные условия регулирования.

Тем не менее одно замечание ФОИВов урегулировано не было — их беспокоит регулирование законом деятельности, связанной с использованием данных ДЗЗ: продуктов, сервисов и услуг, создаваемых на их основе.

«Данные ДЗЗ — это просто снимок из космоса, проблемы их распространять нет. Но на сегодня этого уже недостаточно: нужно идентифицировать объекты, провести какой-то анализ. Поэтому данные ДЗЗ, продукты, сервисы и услуги на их основе не разделимы» — объясняет позицию Валерий Заичко.
По его словам, ФОИВы опасались монополизации этой сферы Роскосмосом. Но эти страхи не обоснованы, по мнению Заичко. Он отмечает, что данные ДЗЗ даются ФОИВ бесплатно. Если ФОИВ хотят получить услуги и сервисы на их основе — они могут обратиться как в Роскосмос, так и к коммерческим компаниям. Эту деятельность законопроект ни в коем случае не ограничивает. В качестве примера он приводит проект «Цифровая Земля», в котором реализуются 7 геосервисов и 27 информационных продуктов.

Заключение

ДЗЗ из космоса — это одна из самых быстро развивающихся сфер в коммерческой космической отрасли, поэтому очень интересно, как ее реализация сложится в России.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer