Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космический "Ил"


5 августа 2022 года Ростех


6 августа 1988 года состоялся первый полет уникального самолета Ил-76МДК, позволяющего воспроизвести в земных условиях состояние кратковременной невесомости. Космические «Илы» используются для подготовки космонавтов, проведения медицинских экспериментов, для испытания приборов и устройств в условиях невесомости. Оказавшись на таком борту, можно почувствовать себя на Луне или Марсе – самолеты позволяют имитировать условия лунной и марсианской гравитации. Рассказываем об истории создания этих необычных машин.

6 августа 1988 года состоялся первый полет уникального самолета Ил-76МДК, позволяющего воспроизвести в земных условиях состояние кратковременной невесомости.

Космические «Илы» используются для подготовки космонавтов, проведения медицинских экспериментов, для испытания приборов и устройств в условиях невесомости. Оказавшись на таком борту, можно почувствовать себя на Луне или Марсе – самолеты позволяют имитировать условия лунной и марсианской гравитации. Рассказываем об истории создания этих необычных машин.

Любимый тренажер космонавтов

При подготовке к первому полету человека в космос ученым было важно узнать, как влияет на живой организм состояние невесомости. Первые советские космонавты проходили тренировки на истребителе МиГ-15, но полноценно ощутить невесомость, находясь в кресле, не представлялось возможным. Поэтому в 1960 году для подобных опытов разрабатывается первый самолет-лаборатория Ту-104АК на базе гражданского реактивного лайнера Ту-104. Проверку невесомостью на нем проходили люди, и различное оборудование, которое предполагалось использовать в космосе. Кроме того, на борту Ту-104АК размещались макеты элементов космических кораблей, на которых в невесомости тренировались космонавты.

Со временем габариты фюзеляжа Ту-104АК перестали удовлетворять запросам «Звездного городка», и возникла потребность в более объемной летающей лаборатории.  История нового самолета с индексом «космический» началась с посещения космонавтом Георгием Береговым цеха сборки второго опытного экземпляра Ил-76 в 1970 году. Космонавту понравился вместительный грузовой отсек транспортника, и уже в 1972 году было принято решение о создании на его базе самолета-лаборатории Ил-76К.

Проектированием космического самолета занималось ОКБ С.В. Ильюшина. По воспоминаниям участников процесса, чертежи были готовы достаточно быстро, но с производством сложной, узкоспециализированной машины на серийном заводе ТАПиЧ не торопились. И только когда шефство над самолетом взяли молодые специалисты  авиазавода, дело пошло в гору.

Полеты по параболе

Немного расскажем о самом принципе «невесомого» полета. Чтобы возник нужный эффект, самолет должен сначала забраться на «горку» − на максимальной скорости провести крутой набор высоты, а затем перейти в такое же крутое снижение. В верхней точке полета создается вертикальная нулевая перегрузка, и на 25-28 секунд «включается» невесомость. Такой трюк также называется полетом по «параболе Кеплера». За один полет команда обычно выполняет около десяти выходов на «параболу», а навык у будущего космонавта складывается в среднем за 10-12 полетов.

При выполнении таких специфических действий самолет испытывает сильные перегрузки. Соответственно, их нужно было закладывать в конструкцию планера нового «Ила». Кроме того, все оборудование требовалось доработать для его нормального функционирования в условиях невесомости. Также первоначально в Ил-76К добавлялся противоштопорный парашют, так как был высок риск сваливания в штопор при спуске с «горки».

В передней части грузовой кабины располагалась команда испытателей, в которую входил руководитель, инженер и два врача. Для обеспечения безопасности космонавтов  кабину доработали. Ее устлали мягкими материалами, оснастили дополнительным освещением и боковыми поручнями.

Все это было успешно реализовано, и 2 августа 1981 года Ил-76К совершил свой первый полет с экипажем под командованием С.Г. Близнюка, который и проводил все дальнейшие испытания машины. Траекторию «параболы» для космического «Ила» рассчитал ведущий инженер ОКБ Ильюшина В.В. Смирнов, что позволило увеличить продолжительность этапа невесомости по сравнению с Ту-104АК с 15 до 25 секунд. Примечательно, что из-за высоконагрузочных полетов ресурс самолета значительно сокращался – примерно в 10 раз.

Всего было выпущено три самолета Ил-76К, которые тренировали космонавтов почти десять лет. Им на смену пришел впервые взлетевший 6 августа 1988 года самолет Ил-76МДК (модифицированный дальний космический), созданный на основе обновленного серийного транспортника Ил-76МД. В этой версии также было построено три машины, которые по сей день используются в авиации Роскосмоса для подготовки космонавтов, и замены им пока не требуется.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer