Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Взлет и снижение: авиаперелеты подорожали максимальными за 14 лет темпами


25 января 2023 года Анастасия Львова, Известия


Стоимость полетов по России в экономклассе увеличилась за 2022 год максимальными за 14 лет темпами, выяснили «Известия». По данным источников в трех крупных агрегаторах, рост составил 8–14%. По информации Росстата, цены поднялись на 11%: в декабре 2021-го средняя стоимость авиабилетов на 1 тыс. км пути составила 5482,2 рубля, а в декабре 2022-го — 6096,9 рубля. В ФАС же, напротив, считают, что цены перелетов за год не выросли. Эксперты объяснили расхождение в данных разными методологиями подсчета у ведомств. При этом на фоне увеличения стоимости снизилось качество услуг, предоставляемых авиакомпаниями, отмечают специалисты.

Рекордный рост

Средняя стоимость авиабилетов на рейсы по России выросла в прошлом году на 8–14% по сравнению с 2021-м, рассказали «Известиям» источники в трех крупных сервисах по бронированию. По данным Росстата, стоимость полета в экономклассе на 1 тыс. км пути повысилась на 11%: в декабре 2021-го он обходился в 5482,2 рубля, а в декабре 2022-го — уже 6096,9.

Это максимальные за последние 14 лет темпы роста средних цен в течение одного года, подсчитали «Известия» на основе данных Федеральной статистической службы. В 2008-м перелеты в экономе за год подорожали на 34%. При этом в августе 2022-го цены почти достигли абсолютного значения — поднялись до 6621 рубля при максимуме в 6892,51 (был зафиксирован в августе 2010 года).

Глава Минтранса Виталий Савельев в конце ноября со ссылкой на данные Федеральной антимонопольной службы (ФАС) заявлял, что цены на авиабилеты в РФ в прошлом году сохранились на уровне 2020–2021 годов и снизились на 6,5% относительно уровня 2019 года.

В пресс-службе Минтранса отказались от комментариев. В Росстате подтвердили корректность подсчетов «Известий». Там также уточнили, что, согласно индексу потребительских цен (рассчитывается иначе, нежели динамика средних цен), авиаперелеты в 2022 году подорожали на 19,2%, и это тоже самое значительное повышение индекса по этой услуге с 2008-го.

Расхождение в методиках

По данным ФАС, цены на авиабилеты в России в 2022 году, напротив, снизились на 13–16% по сравнению с 2021-м.

— По данным за январь-ноябрь, средневзвешенная стоимость перевозки одного пассажира в 2022 году в салоне экономического класса на внутренних линиях в одном направлении протяженностью 1 тыс. км составила 4700 рублей (в 2021-м — 5600, в 2020-м — 4900), в направлении протяженностью 3 тыс. км — 8700 рублей (в 2021-м — 10000, в 2020-м — 9500), — сообщили «Известиям» в пресс-службе ФАС.

Данные за декабрь 2022 года еще не обработаны, уточнили в ведомстве.

Там пояснили, что служба проводит ежемесячный мониторинг стоимости авиабилетов — также в экономклассе и на рейсах только по России. При этом ФАС рассчитывает средневзвешенные тарифы по каждому маршруту, а не выборочно. В расчет берутся субсидированные тарифы, безбагажные, а также реализованные с различными скидками.

Как пояснил «Известиям» директор группы корпоративных рейтингов аналитического агентства АКРА Александр Гущин, определение динамики цен на авиабилеты — непростая задача, нужно учитывать много факторов.

— Во-первых, может меняться структура перевозок по маршрутам от дешевых направлений к более дорогим и наоборот. Во-вторых, может сказываться изменение глубины продаж билетов. Разный учет этих и многих других факторов и мог привести к различным результатам у разных ведомств. В условиях ограниченной информационной прозрачности сектора очень сложно оценить, чей расчет ближе к истине, — сообщил эксперт.

По его мнению, наиболее корректную картину может дать оценка динамики выручки авиакомпаний от пассажирских перевозок (и других услуг, которые так или иначе включены в стоимость билета) в расчете на 1 пассажиро-километр. При этом официальная статистика по перевозкам не публикуется Росавиацией с марта прошлого года, а некоторые авиакомпании перестали раскрывать и квартальные отчеты с данными о выручке.

Младший директор корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова отметила, что рост цен на билеты за год на 11% соответствует уровню инфляции, то есть в реальном выражении повышение средней цены отсутствует. По данным Росстата, инфляция по итогам 2022 года составила 11,94%.

В пресс-службе «Аэрофлота» «Известиям» сообщили, что средний сложившийся тариф на перевозку экономклассом за 2022 год по внутрироссийской маршрутной сети компании «удержался на уровне всего на 1,3% выше, чем в 2021 году». Этот тариф рассчитывается уже по факту завершения контрольного периода (2022 года) как отношение полученных доходов от авиаперевозки к количеству перевезенных пассажиров и сравнивается с аналогичным показателем за аналогичный период прошлого года.

При этом по отдельным направлениям тарифы на перевозку даже снизились, добавили в компании. Например, на рейсах из Москвы в Санкт-Петербург, Самару, Саратов, Красноярск, Омск и Уфу (на 2–21,4%).

«Известия» направили запросы в другие топ-5 авиакомпаний.

В 2023 году авиабилеты продолжат дорожать, так как предпосылок для смены тренда пока не наблюдается, уточнили «Известиям» отраслевые эксперты.

— По нашим оценкам, маловероятно, что цены будут снижаться, но и стремительного удорожания АКРА не ожидает. Среднее повышение стоимости в 2023 году может быть незначительно больше общего уровня инфляции в экономике, — добавил Александр Гущин.

Среди влияющих на рост цен факторов эксперт перечислил удорожание топлива, рост процентных ставок и сложную ситуацию с флотом у авиакомпаний.

При сохранении внешних условий рост тарифов на авиабилеты в 2023 году может быть менее существенным, чем в 2022-м — на фоне высокой конкуренции на внутреннем рынке и слабой динамики доходов населения, считает Алла Юрова.

Сервис на борту

Несмотря на рост цен, качество услуг на борту самолетов российских авиакомпаний не улучшилось, отмечают эксперты. Главный редактор отраслевого портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин напомнил, что около месяца на борту «Аэрофлота» не работала стриминговая система развлечений. Сейчас она функционирует только в части парка перевозчика, а на рейсах авиакомпаний «Россия» и S7 не действует.

По части бортпитания все негативные изменения произошли еще до 2022 года, добавил эксперт, а замена «одной шипучки на другую», или Coca-Cola на «Байкал», носит имиджевый характер и не считается ухудшением — для кого-то это даже улучшение.

— Сервис лучше не стал, где-то удалось сохранить прежние стандарты, но в большей части произошли сокращение питания или замена на более бюджетные варианты (бутерброды на фитнес-батончик), отказ от вин для бизнес-класса, невозможность пользоваться всеми сервисами в привычном формате из-за перехода на отечественную систему бронирования, — рассказал глава Общероссийского объединения пассажиров (ООП) Илья Зотов.

По словам одного из клиентов «Аэрофлота» — держателя платиновой бонусной карты перевозчика, сейчас у компании не работает так называемый консьерж-сервис (личный ассистент привилегированных пассажиров, который должен быть на связи круглосуточно). По задумке, он должен помогать в оформлении авиабилетов, бронировании мест в отелях и ресторанах в путешествии. Кроме того, ряд клиентов «Аэрофлота» рассказал, что после перехода перевозчика на новую систему бронирования до сих пор не всегда доступна опция выбора места при онлайн-регистрации.

Илья Зотов надеется, что ситуация постепенно выправится, требуется время на отладку всех процессов в работе новых российских IT-продуктов в сфере авиации.

Недавно на снижение качества обслуживания пассажиров обратила внимание и Росавиация. Федеральное агентство направило руководителям авиакомпаний письмо с просьбой следить за культурой речи и поведением пилотов и бортпроводников, писал «Коммерсант». Ведомство стало всё чаще получать жалобы пассажиров о ненадлежащем соблюдении стандартных операционных процедур экипажами самолетов и использовании ненормативной лексики.

«Аэрофлот», конечно, не превратится в лоукостер, заключил Илья Шатилин, но общемировой тренд таков, что и полносервисные авиакомпании ради конкуренции с лоукостерами запускают дешевые тарифы без включенных услуг вроде багажа или питания.


СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Росстат еженедельно наблюдает за динамикой стоимости авиабилетов для расчета показателя «Полет в салоне экономического класса самолета, в расчете на 1 тыс. км пути». Этот показатель учитывается при расчете индекса потребительских цен в стране. В мониторинг ведомства попадают только билеты на рейсы по России, уточнили «Известиям» в пресс-службе Росстата. Специалисты отслеживают цены как по интернету, так и приезжая в билетные кассы в аэропортах вылета.

В обзор попадают билеты как минимум на три-пять рейсов в день закупки. Среди полетов выбирают те, что пользуются наибольшей популярностью у пассажиров, и тарифы, по которым покупается большинство билетов (как правило, средней ценовой категории). При расчетах не учитываются билеты, продаваемые с индивидуальными скидками.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer