Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самолеты Георгия Бериева


13 февраля 2023 года Ростех


Самолеты Георгия Бериева Ровно 120 лет назад, 13 февраля 1903 года, в Тифлисе, в семье рабочего на свет появился будущий авиаконструктор Георгий Бериев. Широкой публике его имя не очень известно по сравнению с именами других легендарных авиаконструкторов. Наверное, все оттого, что гидросамолеты, созданию которых Георгий Михайлович посвятил всю свою жизнь и свой талант, – направление весьма специальное, и обычные пассажиры на них не летают. Производили такие машины в ограниченных количествах, многие интересные разработки не шли в серию по различным экономическим причинам. Расскажем об основоположнике советской гидроавиации и его машинах, тружениках двух стихий.

Первый успех

Как рассказывал сам Георгий Михайлович, первые мечты о небе и самолетах у него появились еще в детстве, когда он увидел в предместье Тифлиса полет известного летчика Сергея Уточкина на французском аэроплане «Фарман».

Склонность и способности к технике проявились у Бериева еще в подростковом возрасте, он идет учиться в железнодорожное училище, а потом поступает в Тифлисский политехнический институт. Видимо, тогда мечты о создании самолетов и оформились в выбор профессии, и Георгий в 1925 году переводится на авиационное отделение кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института имени М.И. Калинина.

Факультет предопределил и специализацию – морское самолетостроение. Это направление тогда считалось особенно перспективным, но удачных, пригодных к производству советских проектов все 1920-е создать никак не получалось. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, пригласили иностранного специалиста, именитого французского конструктора Поля Эме Ришара. Именно в его КБ и распределили выпускника Бериева. Под руководством французского конструктора он постигает тонкости расчетов самолета на прочность, работает над силовыми установками.

Георгий Михайлович быстро учится и растет по служебной лестнице. В начале 1930-х ему нет еще и тридцати, но у него уже есть свой проект – морского ближнего разведчика, впоследствии получившего название МБР-2. Бериев работает над ним по своей инициативе, и в итоге комиссия принимает его проект. Он становится первой моделью советского гидросамолета, запущенного в серию. А ведь ранее отклоняли проекты гораздо более опытных конструкторов.

Читая описание этого самолета с позиций современного человека, можно удивиться, о какой надежности идет речь, если ее фюзеляж сделан из ясеня, сосны и липы, а обшит березовой фанерой. Но, во-первых, машина хорошо себя показала и прослужила 12 лет, а во-вторых, конечно, молодой и талантливый конструктор сам прекрасно понимал, что дерево в авиастроении – материал дня вчерашнего. Задумывал он свой самолет цельнометаллическим, и так поначалу в проекте и было указано. Но в стране был дефицит алюминия, он шел только на тяжелые бомбардировщики, и Бериев адаптировал свой проект к имеющимся реалиям и добился его утверждения.

В короткие сроки проект был завершен и самолет подготовлен к испытаниям. Летчики-испытатели признали машину хорошо управляемой и устойчивой в воде и воздухе. Самолет пошел в серию, а Бериев обошел самого Туполева, назвавшего его машину «деревяшкой». Конкурирующий проект старшего коллеги, цельнометаллический гидросамолет МДР-2 так и остался на уровне экспериментальной машины.

МБР-2 был принят на вооружение, а его гражданские модели использовались для перевозки пассажиров и грузов. Машина выручала в тех местностях, где было мало аэродромов, но зато было много рек и озер. Самолет Бериева успешно участвовал и в Великой Отечественной войне. Всего в различных модификациях было произведено более 1300 МБР-2.

Главный конструктор гидросамолетов

Успешный дебют сделал из молодого конструктора руководителя центрального КБ морского самолетостроения. Местом базирования нового центра стал Таганрог, авиазавод №31, ныне Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева в составе Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха.

Еще до войны Бериев и его КБ успели разработать несколько моделей гидросамолетов, в том числе корабельные катапультные ближние разведчики КОР-1 (Бе-2) и КОР-2 (Бе-4), которые были выпущены малыми сериями. Опыт военных действий на море выявил необходимость наличия на вооружении морской авиации тяжелых гидросамолетов для дальней морской разведки, бомбометания, доставки десанта и грузов, сброса торпед. В конце войны ОКБ Бериева такую машину разработало и после долгого процесса испытаний, в 1951 году Бе-6 был одобрен к принятию на вооружение.

Следующая разработка команды Бериева − самолет-амфибия на подводных крыльях, которые заменили поплавки. Такое усовершенствование принципа конструкции гидросамолета позволило эффективно выгонять машину из воды на разбеге.

В середине 1950-х конструкторы под руководством Бериева работают над моделями реактивных гидросамолетов. В результате был создан Бе-10, единственная в мире летающая лодка с турбореактивным двигателем, которая пошла в серию.

Бе-12 «Чайка» стал первым советским самолетом-амфибией, на котором установлены турбовинтовые двигатели. Убирающиеся шасси дали возможность использовать эту машину и с сухопутных аэродромов. Это была разработка двойного назначения, «Чайка» могла нести и различное оружие, даже бомбы с ядерным зарядом, и использоваться в мирных целях. Выпускались разные модификации самолета: и поисково-спасательная, и противопожарная. Но основной задачей на тот момент самой большой амфибии в мире была борьба с подлодками потенциального противника. Несмотря на то что производство «Чайки» закончилось в 1973 году, она до сих пор в строю и считается настоящим ветераном российской морской авиации.

Во второй половине 1960-х годов ОКБ Бериева нащупывает свой путь развития в гражданской сфере – создает «сухопутный» ближнемагистральный самолет Бе-30, который должен был заменить на местных линиях Ан-2, к тому времени считавшийся устаревшей моделью. Так вышло, что Бе-30 стал последней машиной, сконструированной под руководством Георгия Бериева. Этот самолет имел хорошие летные характеристики, был высоко оценен летчиками-испытателями, демонстрировался на 28-м международном салоне в Ле Бурже в 1969 году, но в серию не пошел. Его «потомок» Бе-32 тоже имел трудную судьбу. Проект пытались возродить в 1990-е годы, а потом еще и в 2010-е. Сейчас есть планы запуска в серийное производство модифицированных версий этой машины.

Но все же главным наследием Георгия Михайловича остается созданное им отечественное гидросамолетостроение. Уже после ухода конструктора его таганрогским КБ разработан самый большой в мире реактивный самолет-амфибия А-40 «Альбатрос». Его «наследник» Бе-200 «Альтаир» на сегодняшний день – самый знаменитый «отпрыск» КБ, созданного Бериевым. По многим параметрам эта машина не имеет себе равных в мире.

Самолет многоцелевой – годится и для перевозки грузов, и для охраны водных поверхностей, и для спасательных операций. Но все же главная миссия этой амфибии – борьба с пожарами. Противопожарный вариант Бе-200 может заправляться водой не только на аэродроме, но и на поверхности любого подходящего водоема. На скорости 150-190 км/ч в режиме глиссирования, то есть скольжения по водной глади, самолет способен взять в свои баки до 12 тонн воды за 12 секунд. С 2003 года противопожарная версия Бе-200 используется для тушения лесных пожаров как в России, так и за рубежом. Самолет отлично показал себя в труднодоступной, в частности горной, местности при борьбе с лесными пожарами в Италии, Португалии, Греции, Турции и других странах. Бе-200 имеет меньшее время подлета к месту пожара за счет своей скорости, большую дальность действия, что позволяет заправляться и сбрасывать воду на курсах, недоступных для других противопожарных самолетов. Бе-200 заказывают и иностранные эксплуатанты.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer