Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Путь самурая


2 февраля 2023 года Дмитрий Струговец, Известия


На днях «Роскосмос» объявил, что ключевым элементом национальной пилотируемой программы станет Российская орбитальная станция (РОС). Начало ее развертывания планируется на 2027 год. Эскизный проект, в котором определят орбиту, количество модулей и научные задачи, должен быть закончен к концу года.

С идеей национальной орбитальной станции в «Роскосмосе» и Ракетно-космической корпорации «Энергия» работают почти 10 лет. Первые упоминания звучали еще в проекте действующей Федеральной космической программы на 2016–2025 годы. Тогда эксплуатацию МКС планировалось завершить в 2020 году. Соответственно, возникал вопрос о будущем отечественной пилотируемой космонавтики. Проще говоря — куда дальше летать космонавтам?

На пилотируемые полеты выделено около 40% бюджетного финансирования ФКП на 2016–2025 годы. Эти деньги идут РКК «Энергия» как производителю космических кораблей и модулей МКС, немного достается Центру подготовки космонавтов, Центру управления полетами и производителю ракет — РКЦ «Прогресс». Существование этих подразделений «Роскосмоса» напрямую зависит от продолжения пилотируемых полетов.

Таким образом, основная задача создания Российской орбитальной станции — продолжить существование национальной пилотируемой программы после прекращения работы МКС.

Задачи ставятся, исходя не из желаемой цели, а из имеющихся возможностей. Эта проблема характерна для многих предприятий отрасли. Если мы имеем станки для производства ракет с диаметром баков 2,9 м, то рождается проект создания семейства ракет-носителей «Ангара»; если надо спасти производство двигателей РД-180, то под него придумывают ракету «Союз-6».

То есть весь процесс идет от обратного — не под цели создают технику, а исходя из техники, которую способны создать, ищут задачи, которые с ее помощью можно решить. Разумеется, в идеальном сценарии всё должно быть с точностью до наоборот. В СССР заказчиком всех работ выступала Академия наук (через нее шли и научные и военные заказы). Ученые ставили задачи по технологическому прорыву, военные — по национальной безопасности. В США для определения целей космонавтики существует Совет по космосу при президенте. То есть сначала определяется цель, формируется стратегия, а затем — средства ее достижения.

Какие задачи стоят перед пилотируемой космонавтикой? Это обеспечение безопасности страны, технологическое развитие, экономический эффект от космических проектов, решение геополитических вопросов. Проект МКС относится к последнему пункту.

К чему же относится РОС? Давайте пройдемся по тем уникальным задачам, которые указывают для этой станции. Что она может сделать такого, на что не способна МКС и не умела станция «Мир», затопленная в 2001 году? Это мониторинг обстановки в Арктике и вдоль Севморпути, а также мониторинг всей поверхности Земли благодаря наклонению орбиты в 97 градусов. Повышенная радиация на этой орбите позволит разработать средства защиты космонавтов, что потребуется при полетах на Луну и Марс. РОС обеспечит производство в космосе, ремонт и обслуживание спутников. И, наконец, ее преимущество — сокращение расходов на пилотируемую программу благодаря периодической посещаемости, а не постоянной обитаемости станции.

Но вопросы мониторинга Земли в целях национальной безопасности эффективнее решаются группировкой намного более дешевых космических аппаратов. Обслуживать и ремонтировать на этой орбите можно только спутники, находящиеся на том же наклонении, что и будущая станция, коих немного. Посещаемый тип эксплуатации станции отбрасывает пилотируемую программу России фактически ко временам станций «Салют».

Единственный технологический рывок может быть совершен только в средствах радиационной защиты, но нужно понимать, что радиационные пояса на орбите РОС отличаются от того воздействия солнечной и космической радиации, которой будут подвергаться космонавты на Луне и Марсе. Да и не проще ли для разработки средств от радиации запустить на эту орбиту одиночный модуль или корабль, а не строить целую станцию?

Вот и получается, что все задачи и функции РОС — искусственные. И, несмотря на то что проект новой станции многократно обсуждался в РАН и на научно-техническом совете «Роскосмоса», ни один научный институт не предложил какой-то своей задачи для станции: все кивали вслед аргументам РКК «Энергия». Изредка только звучали голоса ученых Института медико-биологических проблем РАН в поддержку пилотируемых программ в радиационных поясах.

Все здравомыслящие люди понимают, что никакой РОС не будет ни в 2027-м, ни в 2037 году. Мы остаемся на МКС как минимум до 2028 года и будем на ней до тех пор, пока оттуда не уйдут американцы. Есть лишь одна возможность заставить работать на результат те предприятия ракетно-космической отрасли, которые обеспечивают пилотируемую программу. Эта возможность — стресс-тест: срочно уйти с МКС. Только в этом случае, для того чтобы продолжить существовать, у РКК «Энергия» не будет иного выхода, кроме как создавать нечто очень реальное, и очень быстро.

Но пока пилотируемая программа России похожа на самурая, у которого нет цели, есть только путь.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer