Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сбросить лишнее: «Роскосмос» намерен сократить финансирование МКС


2 марта 2023 года Ольга Коленцова, Известия


«Роскосмос» намерен запросить у правительства 160,4 млрд рублей на поддержание работы российского сегмента МКС с 2024 по 2028 год, рассказали «Известиям» три источника в отрасли. Это означает, что финансирование станции сократится примерно на 10%, или 3,3 млрд рублей в год, следует из расчетов «Известий», сделанных на основе данных Федеральной космической программы и оценок экспертов. Расходы урежут за счет затрат на модернизацию станции, создания для нее новых модулей и совместных экспериментов с западными партнерами, предположили представители отрасли. Эксперты отмечают, что у российской космонавтики постепенно меняются приоритеты. На первое место выходит не работа МКС, а создание Российской орбитальной станции и многоразового пилотируемого корабля «Орел» для полетов на Луну.

Затянули пояса

Для продолжения работы на Международной космической станции «Роскосмос» намерен запросить у правительства РФ 160,4 млрд рублей на 2024–2028 годы, то есть в среднем по 32,1 млрд в год, сообщил «Известиям» источник, знакомый с ситуацией, и подтвердил второй наш собеседник в РКК «Энергия». Данная сумма звучала и на заседании Научно-технического совета «Роскосмоса», которое состоялось в феврале, сообщил третий источник издания в отрасли.

Если цифра не изменится, это будет означать сокращение финансирования российского сегмента МКС примерно на 3,3 млрд рублей год, следует из расчетов «Известий». В Федеральной космической программе (ФКП) 2016–2025 годов на пилотируемые полеты заложено 393,7 млрд рублей — по 39,4 млрд в год. По словам экспертов, на МКС идет около 90% данного бюджета, то есть порядка 35,4 млрд в год. Таким образом, планируемое финансирование уменьшается примерно с 35,4 млрд до 32,1 млрд рублей в год.

«Известия» обратились в «Роскосмос» с просьбой прокомментировать возможное сокращение финансирования российского сегмента МКС.

— На МКС тратят около 90% бюджета всей пилотируемой программы, — рассказал руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Если очень приблизительно, то корабли «Союз» и «Прогресс» стоят по миллиарду. В год запускают два-три «Союза» и три «Прогресса». Плюс затраты РКК «Энергия», Центра управления полетами, зарплаты и стоимость подготовки космонавтов, доставка грузов для российского сегмента МКС, обслуживание системы, проведение экспериментов.

Источник из РКК «Энергия» подтвердил, что российская пилотируемая программа — это практически только МКС, не считая ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Возможное сокращение финансирования МКС вызывает вопросы, поделился с «Известиями» один из собеседников, — ведь чем станция старше, тем больше нужно денег на поддержание ее в рабочем состоянии.

— Практически весь российский сегмент давно выработал ресурс, надо многое менять, — подчеркнул он.

Нас не проведешь

Эксперты назвали несколько статей расходов, за счет которых может быть сокращено финансирование МКС.

— Во-первых, не ожидается каких-либо модернизаций и новых российских модулей на станции, — рассказал доцент РЭУ им. Плеханова Денис Домащенко. — Например, серьезных расходов требовали подготовка и запуск на орбиту модуля «Наука». В настоящее время таких масштабных проектов, связанных с МКС, уже нет. Во-вторых, за счет ФКП теперь не будет финансироваться часть контрактов по сотрудничеству с Европейским космическим агентством и NASA. В-третьих, может пройти оптимизация персонала, который занимается пилотируемой программой МКС.

Источник в научной организации, связанной с космическими программами, также спрогнозировал дальнейшее сокращение программы международных экспериментов. На сайте «Роскосмоса» указано, что на данный момент на МКС проходит 18 экспериментов, в прошлые годы их число доходило до 28.

— Деньги на поддержание жизнедеятельности космонавтов и обеспечения работы станции из бюджета выбросить невозможно, — пояснил наш собеседник. — А вот количество экспериментов вполне можно снизить без угрозы жизни экипажа. Тем более что модуль «Наука» на данный момент оснащен не полностью и там нельзя полноценно проводить эксперименты. Наверное, пока решено оставить только самые важные эксперименты, результаты которых можно будет использовать в практических целях на Земле.

Источник «Известий» напомнил, что раньше у российской стороны было немало экспериментов, проводимых совместно с Европой, сейчас их число резко сократилось. Осталось буквально два-три эксперимента, где европейцы выступают соисполнителями, а Россия — головной организацией. Ранее же на МКС было много исследований, где ситуация была обратной. По его словам, в стране сменился приоритет задач, поэтому снижение расходов на второстепенные научные исследования закономерно.

— Сейчас еще нужны деньги на Российскую орбитальную станцию, на затопление МКС (рано или поздно это сделать придется, поэтому стоит начинать готовиться сейчас), создание перспективного многоразового пилотируемого корабля «Орел» для полетов на Луну, — сообщил источник из Роскосмоса. — Однако подозреваю, что с учетом других финансовых трат страны даже запрошенные «Роскосмосом» средства правительство может урезать.

В начале февраля в РКК «Энергия» состоялось заседание главных конструкторов, в ходе которого было принято решение о возможности продления участия России в проекте МКС, исходя из технического состояния станции. Научно-технический совет «Роскосмоса» одобрил продление эксплуатации станции до 2028 года. Именно на этом заседании была впервые названа и одобрена сумма в 160,4 млрд рублей на финансирование российского сегмента МКС в 2024–2028 годах, сообщил источник «Известий».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer