Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Женщины — вперед: как советская девушка полетела на орбиту


16 июня 2023 года Арсений Замостьянов, Известия


Она родилась в ярославской деревне Большое Масленниково. В семнадцать лет, не прерывая учебы, уже работала на знаменитом шинном заводе браслетчицей. А главное — записалась в Ярославский аэроклуб, и вскоре парашютный спорт стал для девушки любимым занятием, настоящей отдушиной. И первым шагом к фантастическому достижению: 16 июня 1963 года Валентина Терешкова стала первой в мире женщиной-космонавтом. К юбилею легендарного полета «Известия» вспомнили, как это было.

«Готова к новым испытаниям»

Идея женского космического полета возникла еще до старта Юрия Гагарина. Главный конструктор Сергей Королев планировал масштабное освоение околоземного пространства, а в перспективе — создание орбитальных станций и даже постоянно действующих баз на Луне и Марсе. Как тут обойтись без женщин? Но первые космические корабли были слишком тесными и несовершенными, как и защита от радиации. Медики решительно протестовали, уверяя, что женский организм не выдержит непредсказуемых и малоизученных космических перегрузок.

Самым активным сторонником подготовки женского полета вскоре стал Николай Каманин — выдающийся летчик, один из первых Героев Советского Союза, который руководил подготовкой космических полетов от Главного штаба ВВС. Особенно веско слова Каманина стали звучать, когда в Москве узнали, что подготовка женского полета началась в США. Уступать космический приоритет в СССР не собирались. Идею Каманина поддержали, и начался секретный отбор — главным образом, среди спортсменок-парашютисток.

Из 800 первоначальных кандидатур медкомиссии отобрали пятерых: Жанну Еркину, Татьяну Кузнецову, Валентину Пономареву, Ирину Соловьеву и Валентину Терешкову. Все они пришли из парашютного спорта, но только Пономарева была еще и пилотом. Она окончила Московский авиационный институт и участвовала в соревнованиях по летному спорту. А по части прыжков с парашютом самой опытной и мастеровитой в великолепной пятерке считалась Ирина Соловьева. Валентина была моложе подруг. Это могло стать и преимуществом, и роковым недостатком. Но с первых дней она проходила испытания безупречно и терпеливо, никогда не позволяла себе пожаловаться на усталость, хотя почти каждый день девушкам из первого в мире отряда космонавток приходилось туго.

Первоначально главный конструктор планировал одновременный полет в разных кораблях двух женских экипажей, но в марте 1963 года от этого отказались, и встала задача выбора одной из пяти кандидаток. Уже весной стало ясно, что 26-летняя Валентина обгоняет подруг по отряду, что она лучше всех готова к полету. Задолго до старта товарищи по отряду заметили особое внимание руководства к Валентине. Но судьбу ответственного первого полета могла решить любая мелочь. Достаточно было чуть-чуть оступиться, заболеть или продемонстрировать растерянность в сложной ситуации.

Больше всех кандидатуру Терешковой поддерживали Каманин и Юрий Гагарин. Ее готовили к полету под позывным Береза. Но это слово неудобно передавать азбукой Морзе, с помощью которой космонавты поддерживали связь с Землей. И тогда Юрий Гагарин предложил позывной, который вошел в историю — Чайка.

Специально для Терешковой разработали особую конструкцию скафандра, приспособленную для женского организма. Но полным успехом этот проект не увенчался: работать в этом облачении несколько суток было, пожалуй, самым тяжким испытанием в полете.

«Я иду!»

Всем запомнился возглас, с которым стартовал на орбиту Юрий Гагарин: «Поехали!» А Валентина Терешкова, как истинная женщина, преодолела земное притяжение со стихами Владимира Маяковского, которые запали ей в душу с юности: «Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду!» Именно так у поэта — с четырьмя восклицательными знаками. И каждый из них Терешкова заслужила. Этот день вошел в историю — 16 июня 1963 года. Взлет прошел безупречно.

Предполагался суточный полет. Но, по договоренности с руководством, Валентина Владимировна, в случае хорошего физического состояния, могла попросить о продлении своей одиночной космической экспедиции. Ей было непросто — как и почти всем первым космонавтам. Но на исходе первых суток работы она поняла: сдюжит. И полет продолжался почти 71 час. Это дольше, чем к тому времени провели в космосе все американские астронавты, вместе взятые.

Уже в первый день полета о нем сообщили советские информационные агентства:

«Сегодня в 12 часов 30 минут по московскому времени в Советском Союзе на орбиту спутника Земли выведен космический корабль „Восток-6“, впервые в мире пилотируемый женщиной — гражданкой Советского Союза космонавтом товарищем Терешковой Валентиной Владимировной. В этом полете будет продолжено изучение влияния различных факторов космического полета на человеческий организм, в том числе будет проведен сравнительный анализ воздействия этих факторов на организмы мужчины и женщины, проведен новый объем медико-биологических исследований и дальнейшая отработка и совершенствование систем пилотируемых космических кораблей в условиях совместного полета»

Это был сильный ход: значит, никто не сомневался в успехе, в том, что Валентина вернется на Землю невредимой. Сообщение ТАСС о полете Терешковой повторили все новостные ленты мира, а газеты писали о ней на первых полосах, крупными буквами.

Одновременно с Чайкой совершал полет Валерий Быковский. Впервые на орбиту вышли два пилотируемых космических корабля. Они постоянно поддерживали радиосвязь — это был важнейший и прорывный для того времени эксперимент. В переговорах Валерия и Валентины проявилась разница в характерах: Терешкова несколько раз предлагала ему вместе спеть — чтобы русская мелодия прозвучала над Землей. Он отшутился: «Я не певчий дрозд», а Валентина в полете и пела, и читала стихи. Пушкина, Некрасова. А потом ей пришлось столкнуться со смертельным риском.

Инженеры, работавшие над автоматикой корабля, допустили ошибку: при спуске «Востока-6» программа ориентировала его не на снижение, а на новый виток по более высокой орбите. Терешкова сориентировалась в нештатной ситуации. И, несмотря на переутомление третьего дня полета, сумела вовремя проконсультироваться с Москвой и в ручном режиме перенаправить корабль на снижение, к Земле. После приземления Сергей Королев попросил ее держать в тайне этот программный сбой. Терешкова сдержала обещание и раскрыла правду только через 30 лет, после того как эта информация уже просочилась в прессу. Признался один из виновников ошибки.

Приземление тоже вышло непростым: спускаемый аппарат отклонился от курса и чуть не упал в озеро. Но Терешковой повезло: ветер отнес ее на пастбище, что неподалеку от села Мурашкина, на Алтае. И тут началось новое испытание. Девушку в скафандре обступили колхозники, каждый хотел ее угостить, обнять. И она стряхнула усталость, постаралась уделить внимание каждому. Валентина понимала: репутация космонавтики складывается в том числе и из таких встреч.

Космическая королева

Терешковой восхищался весь мир. Не только союзники Советского Союза, но и американцы, британцы, французы отдавали должное «космической красавице с модной стрижкой». Истинно современной женщине, участь которой — не «кухонное рабство», а открытие новых миров, испытание неведомых человеческих возможностей.

«Первые изображения женщины-космонавта, которые московское телевидение показало около 2 часов дня: девушка со спадающим на глаз волнистым локоном и ямочкой на подбородке. Валентина — или Валя, как ее зовут друзья — своей улыбкой и бесконечной говорливостью, казалось, разогнала уныние серого московского неба», — оперативно докладывала своим читателям газета New York Herald Tribune. И даже британская королева Елизавета II направила официальное поздравление Никите Хрущеву: «Я хочу выразить мои самые теплые поздравления вам и через вас — первой женщине в космосе Валентине Терешковой в связи с ее достижением. Я желаю ей успешного полета».

В то же время, в США сразу стали появляться публикации, в которых мирное достижение советской космонавтики преподносилось как военная угроза для Вашингтона. Они сетовали, что СССР снова оставил позади весь «цивилизованный мир», а совместный полет Терешковой и Быковского «может указывать, что есть способ заменять экипажи кораблей, используемых в качестве космических патрулей и инспектировать орбитальные носители ядерного оружия». Этот пропагандистский ход означал, что Вашингтон будет использовать «фактор Терешковой» для взвинчивания гонки вооружений. Но весь мир понимал: Москва снова оставила позади американских конкурентов по части космических технологий.

Как бы трудно ни было в космосе, времени на отдых после полета у Терешковой почти не было. Уже через несколько дней она участвовала в ответственных мероприятиях, общалась с лидерами государства. И держалась, как всегда, уверенно и элегантно. А потом начались поездки по всему миру. В первые же дни после полета Валентина Терешкова стала Героем не только Советского Союза, но еще и Болгарии, Вьетнама, Чехословакии, Монголии и Кубы. Трудно перечислить страны, в которых она побывала, рассказывая о своем полете и о будущем космонавтики. Стало ясно: это, быть может, не менее важная миссия, чем полет, и выполнять ее следует столь же добросовестно. Терешкова, не терявшаяся в любой аудитории, оказалась замечательным рассказчиком. Она всех покоряла обаянием и логикой, умением выступать эмоционально и в то же время — по-королевски сдержанно.

В 1968 году Валентина Владимировна возглавила Комитет советских женщин. Во многом именно ее стараниями все матери в СССР, независимо от семейного положения на момент рождения ребенка, получили права на алименты. А в 1981 году женщины, кроме четырехмесячного оплачиваемого отпуска по беременности и родам, получили право на частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до полутора лет.

Активное участие в политической жизни не означало, что Терешкова ушла из космонавтики. Просто ее деятельность, связанная с созданием новой техники и формированием орбитальных экспедиций, долгие годы оставалась секретной. «Часто снится полет и особенно красоты Земли. И это, наверное, до конца дней», — признавалась первая в мире женщина-космонавт. И, несмотря на череду важнейших общественных поручений, она долго не уходила из отряда. Подготовка к космическим полетам оставалась ее службой, ее ежедневной работой.

В 1982 году кандидатуру Валентины Терешковой рассматривали в качестве командира полностью женского экипажа корабля «Союз», но в итоге от этой идеи отказались. И вторая (и в СССР, и в мире) женщина-космонавт Светлана Савицкая отправилась на орбиту в составе мужского экипажа. Но даже после этого Терешкова продолжала мечтать о новом полете. Много лет она изучала планету Марс и не расставалась с идеей когда-нибудь побывать на красной планете. Марсианские планы она обсуждала и с одним из первопроходцев мировой космонавтики — академиком Валентином Глушко. А уже в ХХI веке признавалась, что готова отправиться на Марс даже, если это будет путешествие в одну сторону, без возвращения.

Она так и не совершила свой второй полет. Но некоторые космические рекорды Валентины Терешковой до сих пор никто не сумел повторить. Так, она и 60 лет спустя остается единственной женщиной, которая совершила одиночный полет и была командиром космического корабля.

В наше время никто не сомневается, что без женщин в космосе «жить нельзя». И все они — наследницы и ученицы Валентины Терешковой. Даже актриса Юлия Пересильд, которая первой из представительниц своей профессии побывала в космосе. Все это оставалось бы в категории невозможного, если бы 60 лет назад космическая Чайка не сделала первый — самый рискованный и трудный — шаг. И сегодня мы снимаем шляпу, вспоминая подвиг Первой. Подвиг Валентины Терешковой.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer