Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Мелочь, а прилетно: моделирование свойств композитов сделает самолеты дешевле


27 июня 2023 года Андрей Коршунов, Известия


Проектирование самолетов станет быстрее, а их эксплуатация дешевле благодаря последней разработке авиаконструкторов из МАИ. Они создали новую методику и программное обеспечение для расчета свойств авиационных конструкций из композитных материалов. Она учитывает дефекты и неоднородности, которые присутствуют в композитах на уровне микроструктуры. По мнению экспертов, новация на 10–15% сократит сроки опытно-конструкторских работ при разработке воздушных судов и позволит снизить коэффициенты запаса прочности. Более легкие самолеты смогут летать дальше, брать больше груза, расходуя меньше топлива, что в конечном счете удешевит авиаперевозки и билеты для пассажиров.

Вопросы микромеханики

В Московском авиационном институте (МАИ) разработали инновационные алгоритмы и программный комплекс, которые позволяют с высокой точностью подбирать композиционные материалы для самолетостроения. Новая методика основана на компьютерном моделировании с учетом мельчайших неоднородностей и дефектов, которые содержатся в структуре материалов.

— Мы рассматриваем как композит целиком, так и отдельные его компоненты: волокно, матрицу и взаимосвязи между ними. Также производится исследование различных включений. Например, нанотрубок. Это позволяет подобрать композиты с оптимальными свойствами, которые соответствуют повышенным требованиям по прочности авиационных конструкций, — рассказал «Известиям» соавтор разработки, ведущий инженер МАИ Константин Шрамко.

Ученый пояснил, что композиты обычно состоят из наполнителя (например, стекло- или углеволокон), которые связаны между собой полимерной массой. В результате объединения свойств данных компонентов материаловеды получают сверхлегкие и сверхпрочные материалы, которые востребованы в авиастроениении.

При этом процессы, которые могут привести к разрушению материала, начинают формироваться на уровне его микроструктуры.

— При различных воздействиях волокно может потерять целостность или отслоиться, отклеиться от матрицы. Это может стать началом развития крупных дефектов. При этом толщина стекловолокна — 60–100 микрометров, а углеволокна и того меньше — всего 5–6 микрон (одна тысячная миллиметра, — «Известия), — объяснил Константин Шрамко.

По словам специалиста, новые подходы к моделированию авиационных конструкций, которые разработали в МАИ, позволяют учитывать эти микродефекты. В результате можно получить более точные характеристики необходимых материалов.

Уточнение характеристик

По предварительным оценкам, такая методика позволит сократить сроки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при создании новых самолетов на 10–15%. В настоящее время разработку ученых МАИ уже внедряют в работу отечественные конструкторские предприятия.

— Проблема заключается в том, что на начальном этапе проектирования авиационной техники у конструкторов нет реальных параметров, которые можно использовать при расчете прочности конструкций, — рассказал начальник отдела прочности композиционных материалов Института новых углеродных материалов и технологий Михаил Козлов.

Эксперт пояснил, что авиация стремится к максимальной безопасности. Поэтому правила сертификации воздушных судов подразумевают, что все параметры конструкции воздушных судов должны быть подтверждены экспериментально.

Поэтому в начале проектирования самолетов специалисты используют приблизительные характеристики материалов, а впоследствии уточняют их в ходе натурных статических и ресурсных испытаний. Это исследования, в которых реальные образцы конструкций изучают при различных напряжениях и нагрузках.

По мнению Михаила Козлова, учет микромеханических свойств дает возможность уже на начальном этапе достаточно точно предсказать свойства композитов. Это сократит время на подбор необходимых материалов, в чем и заключается заслуга разработчиков из МАИ.

— В программе реализованы численные методы для расчета внутренних неоднородностей и скрытых дефектов композитов, которые обычно авиаконструкторы-прочнисты рассматривают как однородный материал, — рассказал заведующий кафедрой физической химии Университета науки и технологий МИСИС Алексей Салимон.

По его словам, то, что программный комплекс моделирует композит на уровне отдельных волокон, помогает практикам микромеханических испытаний предугадать, что можно получить при проведении эксперимента и как правильно выстроить исследование.

На уровне микронов

Алексей Салимон также отметил, что в настоящее время недостаточное понимание микроструктуры композитов сдерживает их развитие.

— Чтобы исключить риски из-за микродефектов, авиаконструкторы закладывают повышенные коэффициенты прочности и переутяжеляют конструкцию. В итоге внедрение композитов не приводит к рывку в авиастроении, которого от них ожидали, — рассказал он.

Эксперт объяснил, что, если разработка МАИ позволит на уровне единиц микронов моделировать предпосылки к разрушению материала, это поможет специалистам снизить коэффициенты запаса прочности, что даст возможность облегчить авиационную конструкцию.

В результате, по мнению Алексея Салимона, увеличится топливная эффективность самолетов. Они смогут летать дальше или брать больше груза, расходуя меньше энергоресурсов. В конечном счете это позволит снизить стоимость авиаперевозок и цену билетов для пассажиров.

Специалисты отмечают, что новая методика будет востребована и в других сферах машиностроения. Например, в создании автомобилей, кораблей, беспилотных летательных аппаратов и ракетной техники.

— Идет активная замена зарубежных технологий и материалов на отечественные разработки. В связи с этим предприятия и отраслевые научно-исследовательские организации ищут новые конструкторские решения на основе композитов, — рассказал Константин Шрамко.

В настоящее время разработчики продолжают совершенствовать методику и программное обеспечение. Работа над проектом рассчитана на длительную перспективу и проводится в соответствии со стратегическим проектом МАИ «Будущие аэрокосмические рынки – 2050» в рамках программы «Приоритет-2030».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer