Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Новый российский самолет МС-21: каким вышел, сколько стоит, чьи запчасти


3 июля 2023 года Максим Ширяев, NEWS.ru


Отечественный среднемагистральный пассажирский самолет МС-21 корпорации «Иркут», скорее всего, будет стоить дороже, чем Airbus A320/А321, а также Boeing 737-800 и MAX, посчитал «Коммерсант». Производитель планировал, что самолет составит конкуренцию западным аналогам на мировых рынках. NEWS.ru узнал у авиационных экспертов, сможет ли МС-21 конкурировать с иностранными лайнерами в своем классе.

Что известно о стоимости МС-21

По данным «Коммерсанта», в конце 2022-го и начале 2023 года Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) предлагала нескольким российским авиакомпаниям взять в лизинг самолет МС-21, исходя из его цены в 4,3–4,6 млрд рублей ($50–54 млн) с поставкой в 2028–2030 годах. Издание отмечало без уточнения объемов поддержки, что цена уже учитывает субсидии из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на покупку самолетов. При этом для «Аэрофлота» цена будет ниже — 3,2 млрд рублей.

В публикации уточняется, что в конце 2021 года ГТЛК приводила более высокую стоимость МС-21 — 4,71–4,99 млрд рублей ($58–68 млн).

«Коммерсант» утверждает, что «Россия построила едва ли не самый дорогой самолет в этом классе», добавляя, что рыночная цена аналогов МС-21 — Airbus A320/А321, Boeing 737–800 и MAX — около $50 млн и ниже. Анонимный собеседник издания в отрасли заявил, что «МС-21 и его ресурс остаются большим сюрпризом»: «Каким будет его межремонтный налет? Какими будут условия субсидий? Какой срок лизинга? Если сейчас его предлагают на 20–25 лет, то хватит ли ресурса на весь срок. При высокой эксплуатации это больше 100 тысяч часов налета — недосягаемая цифра для воздушных судов, произведенных в РФ».

Действительно ли МС-21 дороже аналогов от Boeing и Airbus

Как рассказал NEWS.ru главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, названные «Коммерсантом» цифры вызывают вопросы. По его мнению, «МС-21 существенно дешевле зарубежных аналогов, а то что говорят [источники издания] — неточная информация».

«В статье указано, что рыночная цена Airbus A320/А321 и Boeing 737–800 и MAX — около $50 млн и ниже, но в то же время каталожная стоимость Boeing и Airbus новой генерации — более $100 млн, то есть в два раза дороже. С чего они вдруг решили, что самолет МС-21 дороже Boeing и Airbus, я ума не приложу. Если они хотят сказать, что зарубежные производители продают свои самолеты с 50% дисконтом, то Boeing и Airbus будут очень сильно удивлены такой антирекламе», — полагает собеседник NEWS.ru.

Если бы зарубежные производители продавали самолеты за полцены, это бы значило, что «они никому не нужны, но это не так», объяснил Гусаров, добавив, что в отдельных случаях Boeing и Airbus действительно предоставляют дисконт. Например, «когда выводят на рынок новую модель и предоставляют скидку стартовым заказчикам, или когда речь идет о крупном заказе на 50 самолетов».

«Но даже в таких особенных случаях дисконт может составлять не более 30%, но никак не 50%», — подчеркнул эксперт.

Роман Гусаров обратил внимание, что каталожная цена — это «стоимость „голого“ самолета типовой конструкции». Как отметил собеседник NEWS.ru, покупатель может добавить дополнительные опции — специальное оборудование, отделку салона, интерьер в корпоративной раскраске и так далее. Все это «только повышает стоимость машины», заметил Гусаров.

В свою очередь авиаконструктор и бывший эксперт космического кластера фонда «Сколково» Вадим Лукашевич не исключает, что МС-21 может быть дороже иностранных аналогов того же класса.

«[До санкций] в РФ был конкурентный рынок, и авиакомпании могли взять Boeing 737 или Airbus A320. В этих условиях российский МС-21 не мог стоить дороже своих зарубежных аналогов хотя бы потому, что иностранцы уже проверенные и испытанные, а здесь новая машина. Она может быть сырой — дорабатывать и модернизировать ее надо будет в процессе эксплуатации», — пояснил Лукашевич.

Сейчас, подчеркивает авиаконструктор, «ситуация кардинально другая». Иностранную машину российским перевозчикам «невозможно ни купить, ни снабжать запчастями». Таким образом, «российский самолет становится монополистом в своем классе».

«Первая причина дороговизны — отсутствие конкурентного рынка. Монополист может вздувать любую цену, потому что других вариантов нет. А вторая — основные суммы на приобретение новых машин авиакомпании берут у государственных банков. У производителей может возникнуть желание завысить цену, а часть денег просто „спилить“», — пояснил Лукашевич.

По мнению эксперта, «авиакомпании будут брать самолеты по любой цене, расплачиваться за это будут пассажиры, которые покупают билеты».

Будет ли МС-21 приносить прибыль

По словам Вадима Лукашевича, «любой самолет приносит прибыль только когда он в воздухе, а на земле он приносит убытки».

«Сейчас конкуренты МС-21 — Boeing 737 и Airbus A320 — летают примерно 16–18 часов в сутки. Чтобы наш самолет был конкурентоспособным, надо летать хотя бы 14 часов. Сможет ли он обеспечить такой уровень эксплуатации, будет ли хватать запчастей?» — задается вопросом авиаконструктор.

По мнению Лукашевича, если самолет будет удачным, он станет востребованным не только в России, но и на мировом рынке. А если окажется хуже аналогов, то «так и останется в России». Если иностранные производители вернутся на российский рынок, их продукция просто выдавит МС-21, как это было с нашими Ту-154, полагает эксперт. По словам собеседника NEWS.ru, от Ту-154 отказывались «не потому, что они выработали ресурс, а потому что просто неэкономичны в эксплуатации по сравнению с моделями Boeing и Airbus». Как подчеркнул Лукашевич, советские пассажирские самолеты «были хорошими, но прожорливыми по сравнению с импортными аналогами».

Роман Гусаров полагает, что МС-21 как среднемагистральный самолет «находится в самой востребованной рыночной нише». По своим техническим характеристикам он «практически ничем не уступает самым передовым западным самолетам».

«Он спроектирован с нуля в XXI веке на основе самых современных достижений авиастроения, в то время как Boeing и Airbus в этом сегменте — это разработки 40-летней давности, которые постоянно модифицируются и практически уже дошли до модернизационных пределов. МС-21 даже круче, потому что в его конструкцию, материалы и технологию производства заложено все самое передовое. И у него еще большая модернизационная перспектива», — уверен авиаэксперт.

Гусаров добавил, что российскому рынку нужно около 700 самолетов МС-21 и такой объем «можно произвести примерно за 10 лет».

Нужны ли для МС-21 импортные детали

У МС-21 отечественный двигатель пятого поколения ПД-14, разработанный специально для этой модели самолета, отмечает Роман Гусаров. Мотор уже сертифицирован и находится в серийном производстве, и это ключевой момент, который отвечает на вопрос об импортонезависимости — «заместить самолет без двигателя невозможно».

«Что касается остальных компонентов, то все системы разрабатывались в России, но в процессе разработки предполагалось, что в них будут использоваться западные комплектующие», — добавил Гусаров.

Отметим, что сертификация и ввод в эксплуатацию первых экземпляров МС-21 были запланированы на 2016 год, а в 2017-м должно было начаться серийное производство. Впоследствии сроки неоднократно сдвигались.

По словам Романа Гусарова, производство МС-21 должно было стартовать в 2022 году. Оно «было отложено практически на два года» из-за санкций. Глава Минпромторга Денис Мантуров ранее обещал, что серийный выпуск начнется в 2025 году.

«Поставка первых четырех МС-21 в авиакомпанию „Россия“ запланирована на IV квартал 2024 года. К тому моменту уже должны быть разработаны и произведены, испытаны и сертифицированы все компоненты самолета. Сейчас этот процесс идет, но времени потребуется больше не на разработку, а на сертификацию, которая является достаточно длительным процессом и занимает около года», — пояснил Гусаров.

С учетом наличия отечественного двигателя все остальное, по мнению собеседника NEWS.ru, вполне возможно сделать за два года.

«Наша промышленность находится на очень хорошем технологическом уровне, мы довольно сильно выросли за последние 10–15 лет. Так что в РФ должны выпускать компоненты не хуже западных аналогов», — добавил Роман Гусаров.

Какие особенности у МС-21, кто его будет производить

Самолет МС-21 предназначен для перевозки пассажиров и грузов на внутренних и международных авиалиниях. Он имеет самый широкий фюзеляж в классе среднемагистральных воздушных судов (4,06 метра). Он стал первым самолетом ближне- и среднемагистрального классов, крыло которого выполнено из полимерных композитных материалов, как у Boeing B787 Dreamliner, Airbus A350 XWB и Bombardier CSeries.

Помимо Airbus A320/А321, а также Boeing 737-800 и MAX, предполагалось, что конкуренцию российской машине составит китайский Comac C919.

Проект самолета — это глубокая модернизация Як-42 ОКБ имени Яковлева. Изначально предполагалось, что он будет называться Як-242, но затем от этого названия отказались. Разработкой МС-21 занимается корпорация «Иркут» совместно с ОКБ Яковлева, КБ Бериева и компанией «АэроКомпозит», а производством — Иркутский авиазавод. В феврале 2014 года предприятие начало сборку первых опытных образцов машины, а в июне 2016 года там прошла презентация летного образца.

Длина самолета в зависимости от модификации составляет от 33,8 до 46,7 метра, размах крыла — от 35,9 до 36,8 метра, ширина салона — 3,81 метра, максимальная взлетная масса — от 72,5 до 87,2 тонны, максимальная дальность полета — от 6 до 6,4 тысячи км. Он будет вмещать от 132 до 196 пассажиров.

МС-21 совершил первый полёт 28 мая 2017 года. Впервые был открыт для публичного посещения на МАКС-2019 в сентябре 2020 года.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer