Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Луна-Грунт»: почему России не дается межпланетный космос


23 августа 2023 года Виталий Егоров, Forbes


Авария «Луны-25», как считает блогер и популяризатор космонавтики Виталий Егоров, снова продемонстрировала изъяны российской межпланетной космической программы: недостаточное финансирование и чрезмерная амбициозность. У «Роскосмоса» не так много времени для работы над ошибками — к 2025 году правительство должно утвердить бюджет и задачи следующих лунных миссий

19 августа 2023 года автоматическая межпланетная станция «Луна-25», находясь на низкой окололунной орбите, запустила двигатели, чтобы подготовиться к посадке. Само прилунение планировалось через два дня, но сразу после включения двигателей связь с аппаратом прервалась. На следующий день «Роскосмос» признал: «Луна-25» потеряна, а позже стало известно, что двигатель проработал слишком долго и вместо снижения получилось столкновение с поверхностью. Таким образом «Луна-25» пополнила скорбный список аварийных межпланетных космических аппаратов России.

Третья попытка

Автоматической межпланетной станцией (АМС) в российской космонавтике называют космический аппарат, набравший скорость для полного преодоления силы притяжения Земли, вышедший в межпланетное пространство, за пределы земного магнитного поля, предназначенный для изучения других тел Солнечной системы. После 1991 года таким признакам отвечало всего три космических аппарата, созданных и запущенных Российской Федерацией. Например, российская обсерватория «Спектр-РГ» находится в межпланетном пространстве за пределами сил земного притяжения, но наблюдает дальний космос, а не окрестные планеты или спутники, и АМС не считается. «Луна-25» же относится к АМС, хотя пролетала между Землей и Луной, а не между планетами. 

В ноябре 1996 года стартовала автоматическая межпланетная станция «Марс-96». Это была тяжелая и очень сложная программа, с большим количеством научных приборов от различных институтов России, Европы и Америки. Станция состояла из орбитального модуля, двух малых спускаемых аппаратов и двух зондов-пенетраторов. В условиях жесткого экономического кризиса, когда специалистам приходилось месяцами работать без зарплаты, проект стал шансом на спасение для некоторых предприятий и институтов России. В тот раз помогли деньги иностранных партнеров, хотя в результате аппарат напоминал новогоднюю елку от количества приборов разных участников. «Марс-96» даже не вышел на околоземную орбиту из-за сбоя на этапе работы разгонного блока. Головная часть ракеты, вместе с надеждами ученых и специалистов России на возвращение в «большой космос», сгорела над Тихим океаном.

В ноябре 2011 года с Байконура стартовала тяжелая автоматическая межпланетная станция «Фобос-Грунт». Перед ней была поставлена сложная задача не просто достичь околомарсианской орбиты, но и вернуться с нее обратно, попутно доставив с собой немного межпланетного вещества со спутника Марса — Фобоса. «Фобос-Грунт» фактически состоял из нескольких космических аппаратов: перелетного модуля, спускаемого аппарата, взлетного аппарата и спускаемой капсулы, которая должна была вернуться на Землю. Попутно к «Фобос-Грунту» «подсадили» китайский спутник, который должен был отделиться у Марса и начать самостоятельные исследования. После старта «Фобос-Грунт» вышел на низкую околоземную орбиту, но там связь прервалась, он не отвечал на все попытки ЦУПа передать команды и через полтора месяца сгорел над Тихим океаном.

В отличие от своих марсианских предшественников, «Луна-25» — в прошлом «Луна-Глоб», строилась с учетом многих ошибок, помешавших добиться успеха. Она была значительно проще, имела совсем малый вес полезной нагрузки и создавалась практически без иностранного участия. Только от Европейского космического агентства предполагалось установить для испытаний систему оптической навигации, но она не имела ключевого значения для программы. Европейцы полностью вышли из проекта в апреле 2022 года. Тем не менее научные задачи перед аппаратом ставились вполне мирового уровня: найти и изучить воду в лунном приполярье. В этом она могла достичь первенства даже перед США и Китаем, которые сегодня обладают более масштабными лунными программами, чем Россия.

Поначалу казалось, что тактика «Луны-25» сработала. Она смогла успешно покинуть околоземную орбиту, провести несколько корректировок орбиты по пути и выйти на низкую окололунную орбиту. Даже прислала несколько снимков: собственное селфи с российским флагом и фрагмент лунной поверхности с высоты 100 км. Однако уже тогда специалисты заметили «нерасчетные вещи, не по номиналу», но посадочные операции не остановили, что и закончилось аварией.

Финансы и престиж

Если попытаться как-то обобщить опыт неудачных запусков российских АМС, то надо начать с денег. Например, на «Фобос-Грунт» выделили около $200 млн, что по меркам космонавтики не так много. С учетом всей сложности запланированной программы полета, у NASA подобный аппарат стоил бы не меньше  $1 млрд, а может, и в разы больше. «Луна-25» была профинансирована более щедро — около $130 млн по текущему курсу. Для сравнения, израильский лунный аппарат Beresheet обошелся в $100 млн, а японский частный Hakuto-R — примерно в $90 млн. Впрочем, всех их ждала одна судьба — разрушение о поверхность Луны, поэтому все эти суммы можно считать недостаточными для надежного достижения Луны.

Второй общий признак российских АМС: амбициозность. Сильнее это было выражено в марсианских аппаратах, на «Луну-25» не возлагалось столь масштабных свершений. Но даже в этом случае самым логичным путем «возвращения» России на Луну было бы создание орбитального зонда. Собственно «Луна-25», еще под старым названием «Луна-Глоб», и начиналась как орбитальный аппарат, который оснащался небольшим посадочным модулем, повторяющим советскую «Луну-9». Однако на определенном этапе разработки орбитальный аппарат и посадочный решили разделить, но совершенно нелогичным образом — вывели на первый план именно посадку «Луны-25», а не запуск орбитальной «Луны-26». До своего крушения «Луна-25» показала, что специалисты «Роскосмоса» способны создать искусственный спутник Луны, если б она не садилась, то уже послужила бы науке. Таким последовательным путем шли и США, и Япония, и Китай, и Индия. У Южной Кореи сейчас тоже есть свой лунный спутник. Вероятно, обилие лунных спутников разных стран и стало тем фактором, почему «Роскосмос» отдал предпочтение посадке — так можно добиться большей научной новизны и выделиться на фоне остальных.

Государственный престиж космической сверхдержавы — это тот фактор, который позволяет ученым получать деньги на сложные и амбициозные запуски в межпланетное пространство. Но он же становится и проклятьем, которое не позволяет идти путем первопроходца. Мы же возим американцев в космос, весь мир рукоплескал нашим «Луноходам», мы должны развивать успех и достигать еще больших высот, а не повторять успехи 1960-х! Такая логика не дает права на ошибку космическим инженерам, требует усложнения научных задач от ученых и мешает последовательному развитию технологий с нуля, что неизбежно после полувековой паузы. 

Не исключено, что задачи «государственной важности» и стали причиной аварии «Луны-25». Ее можно было бы оставить на орбите на любой срок, чтобы разобраться со всеми «тревожащими признаками» и повысить надежность посадки. Но всего на два дня позже российского аппарата в тех же краях должен был сесть индийский аппарат Chandrayaan 3, и спешка «Роскосмоса» могла объясняться нежеланием оказаться вторым на лунном полюсе. Кроме того, на борту «Луны-25» был размещен российский флаг, и его фото на Луне стало бы красивым подарком ко Дню государственного флага 22 августа.

Конфликт форматов

Для сравнения, у NASA есть несколько параллельных межпланетных программ. Самые амбициозные «флагманские» развиваются самостоятельно. Значительно более бюджетные (по меркам NASA) проекты включаются в программу Discovery, которую используют для выяснения ответов на узкие научные вопросы, испытания технологий и подготовки квалифицированных кадров. В последнее десятилетие, с развитием частной космонавтики, NASA создало еще несколько программ для частных компаний, в частности Commercial Lunar Payload Services заказывает у частных компаний доставку научной полезной нагрузки на Луну.

«Роскосмос» может только мечтать об уровне финансирования NASA, поэтому позволяет себе одну АМС раз в 10 лет, которая оказывается одновременно и флагманом для государственного престижа, и «учебной партой» для молодых специалистов, и испытательным стендом для новых технологий. Непредсказуемые внешние условия, такие, как санкции и свертывание международного сотрудничества, в последнее десятилетие также ударили по перспективам добиться успеха за пределами околоземной орбиты. 

Сейчас у «Роскосмоса» есть шанс разорвать замкнутый круг из амбиций и неудач. Впереди у него запуск орбитальной «Луны-26» и посадочной «Луны-27». Вторая из них представляет собой практически полную копию «Луны-25» и позволяет относительно быстро провести работу над ошибками. О том, что она понадобится, говорит очередной перенос сроков их запуска на 2027 и 2028 годы, хотя ранее обещали все три станции запустить до 2025 года. Показательно, что новые сроки объявили еще до аварии «Луны-25». Однако впереди еще утверждение финансирования этих программ, так как ранее выделенные средства закончатся в 2024 году. Будут ли они обеспечены средствами в полной мере и будет ли у российских инженеров и ученых право на ошибку, мы узнаем, когда правительство будет утверждать Федеральную космическую программу на 2025-2035 годы.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer