Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Команда «На взлет»: о статусе российской авиапрограммы


30 августа 2023 года Ростех


29 августа импортозамещенный авиалайнер SJ-100 совершил первый полет. Это событие – важный шаг на пути реализации амбициозной программы по достижению технологической независимости в российском авиапроме. До 2030 года отечественные авиастроители должны поставить перевозчикам более 1000 гражданских самолетов. И самый значимый вклад в реализацию этого плана вносит Госкорпорация Ростех. На ее предприятиях ведутся работы по авиалайнерам SJ-100, МС-21, Ту-214 и российским авиадвигателям ПД-14 и ПД-8.

Несмотря на возросшую загрузку по линии оборонзаказа, Корпорация не теряет темпов в выполнении гражданских проектов. На авиационных предприятиях Ростеха в рекордные сроки обновляется и расширяется производство, растет штат сотрудников. Первые массовые поставки российских пассажирских самолетов в полностью импортозамещенном облике начнутся в 2024 году.

Рассказываем о том, как движется реализация авиапрограммы и что российские производители готовят на замену «боингам» и «эйрбасам».

Авиалайнер SJ-100

SJ-100 – ближнемагистральный узкофюзеляжный авиалайнер, новейшая модификация которого практически полностью состоит из отечественных деталей. Изначальная версия самолета стала первым российским авиалайнером, разработанным в цифровой среде. Максимальная дальность полета – 4320 км, вместимость – до 103 пассажиров.

Решение о создании импортозамещенной версии «Суперджета» было принято еще в 2019 году, до введения санкций в авиастроительной отрасли. Всего за это время на SJ-100 было замещено порядка 40 импортных систем и агрегатов. Это авионика, шасси, вспомогательная силовая установка, комплексная система управления, системы электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и другие. Также у SJ-100 полностью отечественный фюзеляж, в который были внесены изменения, упростившие производство и обслуживание самолета.

Первый полет опытного образца импортонезависимого SJ-100 состоялся 29 августа 2023 года. В ходе испытаний была подтверждена стабильная работа всех отечественных систем, управляемость и устойчивость самолета в воздухе. Для ускорения испытаний первый полет был выполнен с франко-российскими двигателями SaM146. Второй опытный образец SJ-100 будет проходить летные испытания уже с отечественными двигателями ПД-8. Следующие этапы – это сертификация самолета в полностью российском облике и начало серийных поставок в авиакомпании.

Выход на крупную серию в 20 машин ежегодно запланирован с 2024 года. В рамках контрактов в 2023-2025 годах «Аэрофлот» получит 34 самолета, еще восемь машин планируется изготовить для авиакомпании «Аврора» в 2024-2026 годах. Всего же по планам правительства до 2030 года должно быть выпущено 142 самолета SJ-100.

Объединенная авиастроительная корпорация Ростеха продолжает поддерживать на максимальном уровне исправность существующего парка «Суперджетов» у российских перевозчиков. Средний показатель налета этих самолетов в 2022 году значительно вырос и достигал 370 часов в месяц, что близко к показателям западных среднемагистральных лайнеров. 

С 2022 года ведется работа по замене западных расходных компонентов − тормозов, покрышек и др. – на российские аналоги. ПАО «Яковлев» (до июля 2023 года − корпорация «Иркут») открыло лабораторию по техническому обслуживанию и ремонту электронных компонентов «Суперджетов» – от пультов кабины экипажа до буфетно-кухонного оборудования. Ранее подобные виды работ выполнялись исключительно за рубежом.

Двигатель ПД-8

Главный элемент импортозамещенного SJ-100 − полностью российский двигатель ПД-8 производства Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха. Двухконтурный турбовентиляторный двигатель изначально создавался в цифровой среде с применением технологии «цифрового двойника» и с учетом опыта, полученного при разработке уже сертифицированного двигателя ПД-14.

Работы по программе ПД-8 ведутся в соответствии с утвержденным графиком. В данный момент продолжаются ресурсные испытания, ведутся работы в рамках очередного этапа летных испытаний двигателя на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Параллельно второй опытный образец импортозамещенного SJ-100 с двигателем ПД-8 готовится к совершению первого полета.

ПД-8 может устанавливаться не только на «Суперджетах». По характеристикам он также подходит для замены импортных установок в самолетах-амфибиях Бе-200. Кроме того, в ОДК на базе ПД-8 ведется разработка двигателя для вертолетов Ми-26 – самых больших в мире винтокрылых транспортников. 

Авиалайнер МС-21

МС-21 – среднемагистральный узкофюзеляжный авиалайнер, ориентированный на наиболее востребованный сегмент рынка пассажирских перевозок в России – дальностью до 5100 км и вместимостью до 211 пассажиров. Вместе с тем МС-21 – первый в своем классе самолет с композитным крылом, всего же доля композитов в конструкции лайнера составляет 30%. По ключевым параметрам новый российский лайнер не уступает самолетам Airbus и Boeing аналогичного класса, а по уровню комфорта существенно их превосходит. 

МС-21, возможно, самый «подсанкционный» гражданский самолет в истории авиастроения. В ходе доработок конструкторам пришлось отказаться от американского двигателя Pratt & Whitney PW1431G, заменить импортные композитные материалы и свыше 80 зарубежных систем и агрегатов. По словам генерального директора Ростеха Сергея Чемезова, этот пример показал, что наша промышленность может держать удар – в условиях санкций создавать конкурентоспособный продукт.  

В конце 2022 года была сертифицирована версия самолета с российским композитным крылом и отечественным двигателем ПД-14. Испытания МС-21 в импортозамещенном облике стартуют в ноябре текущего года, а сертификация этой машины и начало серийного производства запланированы на 2024 год. Изначальные планы предусматривали создание российской версии МС-21 в 2025 году, но необходимость скорейшего импортозамещения потребовала от производителей ускориться и сдвинуть влево сроки по этой программе на один год.

В настоящий момент в Иркутске идет сборка первых шести серийных самолетов для группы «Аэрофлот». Эти машины с двигателями ПД-14 будут переданы авиаперевозчику в 2024 году. Параллельно идут работы по импортозамещению бортовых систем. К 2030 году согласно планам «Яковлев» поставит российским авиакомпаниям 270 лайнеров МС-21. Серийное производство ведется на Иркутском авиационном заводе. В перспективе планируется расширение семейства, включая дальнемагистральную версию.  

Двигатель ПД-14

Еще одно ожидаемое авиасобытие этого года – первый вылет полностью российского самолета МС-21 с двигателями ПД-14. Отечественные силовые установки уже поднимали в небо авиалайнер, но с тех пор в самолете было заменено большое количество импортных систем.

ПД-14 − это первый турбовентиляторный двигатель, созданный в современной России. Всего пять стран в мире имеют компетенции для создания и производства таких двигателей. ПД-14 относится к пятому поколению двигателей, специально для него было разработано 16 новых технологий, а в его создании участвовало 500 различных организаций.

При изготовлении двигателя применяются аддитивные технологии. ПД-14 состоит из примерно 6 тысяч узлов и деталей, и некоторые из них, например, детали камеры сгорания, создаются с помощью 3D-печати.

Ведутся работы над двигателем ПД-35 поколения 5+ тягой 35 тонн. По словам генерального директора ОДК Вадима Бадехи, газогенератор новой установки уже проходит испытания, и в 2024 году начнутся испытания нового двигателя-демонстратора.

Авиалайнер Ту-214

Еще одним самолетом Ростеха, который вошел в программу рекордного обновления российского авиапарка до 2030 года, стал Ту-214. Это полностью российский магистральный узкофюзеляжный авиалайнер с дальностью полета до 8500 км и вместимостью до 210 пассажиров. Самолет производится на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова – филиале ПАО «Туполев».

Сегодня Ту-214 выпускаются серийно, применяются на авиалиниях, в том числе в составе специального летного отряда «Россия» и авиации государственных ведомств. Важно отметить, что с самого начала Ту-214 оснащается отечественными авиадвигателями ПС-90А с большим опытом производства и применения.  

Задача Ту-214 в составе новой госпрограммы − «подставить плечо» авиатранспортной отрасли и поддержать бесперебойные пассажирские перевозки в самый острый момент. Производство Ту-214 ведется с 1990-х годов и уже отработано на небольших сериях. В планах Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха − выйти на производство 10 таких самолетов в год, а затем увеличить выпуск до 20 штук ежегодно. В соответствии с программой развития гражданской авиации до 2030 года должно быть построено 70 единиц Ту-214.

По мнению первого заместителя гендиректора Ростеха Владимира Артякова, у этой машины очень большие перспективы. Ту-214 вызывает большой интерес у российских авиаперевозчиков. Так, в рамках ПМЭФ этого года «Туполев» и Республика Саха подписали соглашение о намерениях по поставке этих самолетов авиакомпании «Якутия». По оценке авиакомпании, до 2030 года им может потребоваться до 12 Ту-214. Также на эту машину есть контракты с «Аэрофлотом» и «ЮВТ Аэро». В целом, с учетом интереса авиакомпаний возможный спрос на эти самолеты составляет более 100 машин на ближайшие 7-8 лет. 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer