Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен


19 января 2024 года Анна Воробьева, Forbes


Имя Сабихи Гёкчен знакомо многим российским туристам: в ее честь назван один из аэропортов Стамбула. Она связала свою жизнь с авиацией и стала первой военной летчицей, участвовавшей в бою. Возможно, этого бы не случилось, не будь она приемной дочерью знаменитого Ататюрка. Forbes Woman рассказывает, как Сабиха стала примером для многих турчанок и внесла вклад в приближение гендерного равенства

Небесная девушка

В 1925 году в турецкий город Бурса приехал президент и основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк. В новой должности он старался посетить все уголки страны, чтобы пообщаться с народом. В Бурсе он навестил детский приют, где встречи с ним ждала 12-летняя Сабиха. 

«Я не могла поверить, что могу встретить Ататюрка. Постоянно выходила во внутренний двор в надежде увидеть его. В один из таких походов он оказался во дворе, я подошла к нему. Он спросил, почему я хотела его видеть, на что я ответила, что хочу попасть в школу-интернат. После этого он немного подумал и спросил, не буду ли я против, если он меня удочерит. Я была поражена, но не могла просто согласиться: нужно было получить разрешение семьи — его дал мой брат», — вспоминала Сабиха знакомство с будущим приемным отцом. 

Сабиха Гёкчен родилась 22 марта 1913 года в Бурсе. По одной версии, ее родители были боснийцами и рано умерли, по другой — армянами, которые были вынуждены бежать из Турции из-за геноцида в 1915 году, а дочку оставили в приюте, боясь, что она не выдержит дальнего пути. После того, как Ататюрк удочерил ее, Сабиха сначала училась в школе в Анкаре, а потом продолжила образование в Стамбуле. Еще не зная о том, какая судьба ждет дочь, Ататюрк дал ей фамилию Гёкчен: в переводе с турецкого — «небесная девушка». Ататюрк не раз говорил, что будущее — за небом, подразумевая важность развития авиации, особенно после Первой мировой войны. 

В 1935 году Сабиха вместе с Ататюрком побывала на церемонии открытия летной школы «Турецкие пташки» и впечатлилась показательными выступлениями планеристов и парашютистов (среди которых были и советские спортсмены, приглашенные в качестве преподавателей). «К тому моменту я видела парашютистов и самолеты только в фильмах. Я даже не думала о том, чтобы летать. Ататюрк увидел мой интерес и спросил, хочу ли я себя попробовать в этом деле», — рассказывает Сабиха Гёкчен. 

Утвердительный ответ девушки не заставил себя ждать. Так Сабиха стала первой женщиной, которая присоединилась к «Турецким пташкам»: к учебе она приступила уже на следующий день. С поддержкой Ататюрка пришла и большая ответственность: Сабиха не могла себе позволить подвести ни его, ни свою страну. 

Женщина на войне

При Ататюрке турецкое общество значительно преобразилось: благодаря проведенным им реформам гендерное неравенство начало сокращаться, женщины получили права, которых у них раньше не было. «Мы стали людьми благодаря своим матерям. Они сделали все, что могли. Но уровень [образования], который у нас имеется, не отвечает современным потребностям и нуждам», — сказал Ататюрк в 1923 году, и уже спустя год был принят закон о едином образовании, благодаря которому женщины смогли обучаться наравне с мужчинами. Позже доступность образования привела к тому, что женщины стали чаще преподавать в университетах и даже управлять школами и работать в министерстве просвещения.

Турецкие женщины, увидев, что им позволили получить новые возможности, решили бороться за расширение своих прав. Принятый в 1923 году закон закрепил избирательные права только за мужчинами. В ответ на это в 1924 году в Турции появилась первая женская партия — «Союз турецких женщин». Спустя шесть лет борьбы у «Союза» получилось добиться своего: в 1930 году женщинам разрешили голосовать на выборах и даже участвовать в них (законодательно это право было закреплено только в 1934 году). 

Принятая в 1924 году Конституция запретила многоженство, отец и мать уравнивались в вопросах воспитания детей и наследства. Закон «О внешнем виде» в 1925 году разрешил не носить чадру, одеваться по-европейски и пользоваться косметикой. 

Женщины активно осваивали новые профессии. Например, Муаммер-ханым в 1920-х стала первой таксисткой в стране, крестьянка Хатидже Чырпан в 1935 году избралась в меджлис (парламент). В 1930 году в Турции появилась первая женщина-судья. 

В это же время, когда турецкое общество наделяло женщину все большим количеством прав, дочь Ататюрка Сабиха в числе восьми лучших студентов отправилась в Советский Союз на полугодовую стажировку. СССР в 1930-х годах оказывал Турции помощь в военном оснащении и образовании, в том числе в сфере авиации: инструктор Сергей Анохин (который учил и Сабиху) провел в Турции пять лет, обучая студентов полетам на планерах и самолетах. 24 февраля 1936 года Сабиха Гёкчен впервые подняла самолет в небо — ей было 23 года.

«Может быть, ты будешь первой женщиной — военным пилотом в мире. Какая это будет гордость, если турецкая девушка станет первой женщиной — военным пилотом в мире, как ты думаешь?», — сказал Ататюрк Сабихе. Она отправилась в Академию Воздушных сил, где тогда учились только мужчины. Впрочем, до нее женщины уже становились военными пилотами. Сабихе предстояло войти в историю в другом статусе. Правда, случилось это при печальных обстоятельствах.

В 2011 году Реджеп Тайип Эрдоган, на тот момент премьер-министр Турции, принес извинения за Дерсимскую резню — жестокое подавление восстания курдов, случившееся в 1937 году. Массовые протесты начались из-за политики принудительной ассимиляции. На их подавление Ататюрк отправил около 25 000 военных. Были убиты десятки тысяч мирных жителей. Именно тогда Сабиха получила свой первый боевой опыт, управляя бомбардировщиком.

Героиня Турции

В 1937 году Сабиха получила свой диплом. А в следующем году совершила пятидневный перелет по странам Балкан: она побывала в Греции, Болгарии, Сербии и Румынии. Ее полет, по мнению Ататюрка, должен был продемонстрировать, на что способны турецкие женщины.

Затем Гёкчен назначили главным инструктором ее альма-матер — летной школы «Турецкая птица» — там она проработала до 1955 года, а позже вошла в исполнительный совет школы. Сабиха Гёкчен оставила полеты в 1964 году: за 28 лет она провела в небе 8000 часов и научилась управлять 22 видами воздушных судов. 

В 1953-м и 1959 году ее приглашали в США. Сабиха приняла приглашение, чтобы рассказать о Турции, Ататюрке и турецких женщинах всему миру. Американкам разрешили участвовать в боевых полетах только в 1993 году — спустя почти 50 лет с того момента, как это сделала Сабиха Гёкчен. В 1996 году ВВС США выбрали ее единственной женщиной-пилотом для плаката «20 величайших авиаторов в истории». Свой последний полет Сабиха Гёкчен совершила в 83 года. Легендарная летчица прожила 88 лет и скончалась 22 марта 2001 года — в свой день рождения. 

В 1990 году Международная федерация аэронавтики (ФАИ) наградила Сабиху Гёкчен одной из своих высших наград — золотой авиационной медалью, которая с 1925 года присуждается за особо крупный вклад в развитие авиации и космонавтики. В 2002 году, спустя год после смерти Сабихи, ФАИ учредило награду ее имени: медалью Сабихи Гёкчен отмечают женщин, добившихся успеха в авиации. Из 15 ее лауреаток девять — россиянки. 

Пример Сабихи Гёкчен вдохновил уже не одно поколение женщин, которые решили связать свою жизнь с авиацией. «Она стала лидером, который проложил путь для меня. Я вижу ее достижения, порой, нам нужен пример из реальной жизни, Сабиха стала для меня таким примером», — делится первая женщина-пилот истребителя F-16 Берна Шен. 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer