← Назад

Главная Обзоры СМИ Интервью

Юрий Ласточкин:
""Люлька" для "Рыбинских моторов"."


Июль 2001 года Михаил Козырев, Ведомости


Слияние моторостроительного объединения "Рыбинские моторы" (РМ) и московского КБ "А. Люлька-Сатурн" в единое НПО "Сатурн" стало одним из самых громких событий этого года в российском авиапроме.

Юрий Ласточкин
Генеральный директор ОАО "Внуковский авиаремонтный завод ?400" Михаил Юрьевич Морозов пришел на завод в 1978 году после окончания Московского авиационного института. Работал инженером Вычислительного центра, заместителем начальника Вычислительного центра, начальником Коммерческого отдела, коммерческим директором. В 1996 году на общем собрании акционеров был избран генеральным директором.

Слияние моторостроительного объединения "Рыбинские моторы" (РМ) и московского КБ "А. Люлька-Сатурн" в единое НПО "Сатурн" стало одним из самых громких событий этого года в российском авиапроме. "Рыбинские моторы" - крупнейший в России производитель гражданских авиадвигателей. На "А. Люльке-Сатурн" был разработан двигатель АЛ-31, который устанавливается на истребителях Су-27.

А это главный товар российского оружейного экспорта - в прошлом году их было поставлено в зарубежные страны на сумму около $1,5 млрд. Как официально сообщается, объединившись, компании смогут довести до конца программу создания двигателя АЛ-41 для истребителя следующего поколения. Впрочем, сделка слияния скорее выглядит как поглощение московского КБ рыбинской компанией. Миноритарные акционеры "А. Люльки-Сатурн" до сих пор пытаются повернуть процесс слияния вспять. Они утверждают, что объединение происходит с нарушением законодательства.

"Ведомости" первые, кому Юрий Ласточкин, генеральный директор нового НПО и бывший генеральный директор РМ, ответил на многочисленные вопросы, которые вызвало объединение "Рыбинских моторов" и "А. Люльки-Сатурн".

- Вы заявляете о том, что "Рыбинские моторы" и "Люлька-Сатурн" объединились ради доведения и запуска в серийное производство двигателя пятого поколения. ..

- Объединение не может совершаться ради одного только двигателя. Это абсолютно неправильный вывод. Объединение осуществляется для концентрации производства. Цель его - создание мощной интегрированной компании, которая сконцентрирует научные, производственные и финансовые ресурсы. Именно такая структура способна решать задачи по обеспечению национальной безопасности и укреплению обороноспособности страны. Думаю, сегодня все здравомыслящие люди понимают, что иного выхода у России нет.

- Существует мнение, что для реализации программы АЛ-41 вовсе не надо сливать два ваших предприятия.

- Эта программа не будет работать без объединения. Ограниченные источники финансирования, очень слабая управляемость проектом, слишком разные интересы участвующих сторон неизбежно приведут к распылению сил и средств, затягиванию сроков реализации проекта. Мировой опыт говорит о том, что без реальной интеграции крупную авиационную программу не сделаешь. Никто не сделает.

- Почему вы считаете, что именно объединение "Рыбинских моторов" с "Люлькой-Сатурн" даст возможность довести двигатель до серийного производства? Какого финансирования требует этот проект и сколько в него смогут вложить "Рыбинские моторы"?

- Существует четкое разделение по срокам освоения разных серий двигателя нового поколения: серия, которая будет через год, серия, которая будет через три года, через пять лет. Здесь множество нюансов. Есть АЛ-41, который нужно делать сейчас, чтобы решить проблемы АВПК "Сухой". Есть перспективный двигатель - там совсем другие вопросы. Вообще же проблема объединения гораздо более серьезная, чем проблема двигателя. Естественно, если конкретными решениями правительства определены головной разработчик и серийный производитель, то государству выгоднее вступать в отношения не с двумя компаниями, а с одной. Это совершенно другая степень контроля. Но при этом никто не утверждает, что мы объединяемся только ради этого двигателя.

- Сколько же все-таки "Рыбинские моторы" готовы вложить в "Люльку" и программу АЛ-41?

- Столько, сколько потребуется для реализации этого проекта.

- А сколько надо, чтобы запустить в серийное производство наиболее продвинутую версию АЛ-41?

- Около $300 млн в течение трех лет.

- $300 млн будут целиком инвестированы за счет других проектов "Рыбинских моторов"?

- Большей частью. Государственное финансирование составит около 25% программы. Но оставшиеся три четверти будут инвестироваться не только "Рыбинскими моторами", а объединенной компанией в целом.

- А зачем, собственно, нужно серийное производство двигателей пятого поколения, если истребителя пятого поколения раньше 2010 г. не будет?

- Заказчики и сейчас заинтересованы в новом двигателе. В таком, который обеспечит новое качество уже существующих самолетов. Нелогично, когда программу создания двигателя понимают слишком узко и однобоко: сделан мотор - и точка. Перед нами стоят более глобальные задачи. Создание новых двигателей - процесс непрерывный.

- Несколько вопросов по поводу самого объединения. Говорят, что акционеры "Рыбинских моторов" и так являлись владельцами значительного пакета акций "Люльки-Сатурн".

- Да, есть достаточно высокая степень аффилированности. Здесь нет ничего секретного. Акционерам "Рыбинских моторов" и ряду компаний - партнеров нашего предприятия, которые поддерживают идею объединения, сегодня принадлежит более 75% "Люльки-Сатурн". Мы считаем, что время реструктуризации отрасли наступило.

- Минпромнауки считает, что не надо начинать реорганизацию отрасли до принятия на правительственном уровне соответствующих решений. А уж если и объединять "Люльку-Сатурн", то с московским "Салютом", который в отличие от "Рыбинским моторов" и сегодня производит разработанные "Люлькой" двигатели.

- Я знаю, что такое мнение есть. Минпромнауки - серьезная организация. Но у вас есть официальные документы Минпромнауки? Нет. У нас тоже нет. Существует и другая точка зрения, которую высказывают не менее серьезные структуры: объединение "Люльки-Сатурн" и "Рыбинских моторов" гораздо целесообразнее.

- А какие у вас сегодня отношения с "Салютом"?

- Отличные.

- А они говорят, что "Люлька-Сатурн" задолжала "Салюту" большую сумму. И "Салют" требует свои деньги обратно.

- Это проблемы финансово-хозяйственной деятельности "Люльки-Сатурн". Компании вполне по силам с ними справиться. По моим сведениям, в настоящее время вопрос ликвидации задолженности достаточно успешно решается.

- "Салют" к этому подходит более серьезно. Они грозят "Люльке" банкротством. И даже говорят, что подали соответствующий иск.

- Они его не подали. Есть лишь предарбитражное уведомление, поданное в суд.

- А как у вас обстоят дела с Уфимским моторостроительным ПО? Может ли оно войти в состав НПО "Сатурн"?

- Уфимское моторостроительное объединение - это очень серьезный большой завод, который самостоятельно производит двигатели АЛ-31 и их модификации. Мы с Уфой сотрудничаем по ряду перспективных программ. В том числе и по созданию нового двигателя. Уфимское предприятие - очень значимый партнер. Не исключено, что дальнейшей стадией развития НПО "Сатурн" станет создание интегрированной структуры с участием УМПО.

- В какой стадии находится процесс вхождения уфимского предприятия в "Сатурн"?

- В стадии переговоров.

- Какие уфимцы выдвигают условия вхождения в НПО?

- Сейчас ведутся достаточно сложные переговоры, подробности которых я пока не могу комментировать. Скажу одно: переговоры идут вполне результативно. Я думаю, что руководители и акционеры УМПО прекрасно понимают, что речь идет о создании очень крупной структуры, обладающей качественно новым техническим и технологическим уровнем, большими возможностями для разработки новых двигателей, более высокой степенью кооперации.

- Ваши оппоненты, прежде всего из числа миноритарных акционеров "Люльки-Сатурн", говорят. ..

- Извините. Вы знаете, что сегодня есть масса людей, которые просто хотят погреть руки на любом реальном деле, будь это нефтяная отрасль или металлургическая. Теперь дело дошло до авиационной отрасли. Некоторые структуры просто хотят сделать деньги на пустом месте. У них есть огромное желание, но нет реальных возможностей. Существует четкая позиция государства, ориентированная на укрупнение и серьезную реструктуризацию авиационной отрасли. В отношении объединения "Люльки-Сатурн" и "Рыбинских моторов" государство определенно сказало "да". В первую очередь мы обязаны руководствоваться интересами акционеров - держателей крупных пакетов акций. Но мнение миноритарных акционеров, безусловно, будет также учтено в рамках, предусмотренных российским законодательством.

- А в целом какова доля акционеров "Люльки-Сатурн" в акционерном капитале НПО "Сатурн"?

- Не более 2% от общего количества акций. Я думаю, что это справедливо.

- Не могли бы вы сказать, зачем все это тогда нужно "Люльке-Сатурн"? Ее менеджменту?

- Мы говорим, что это сегодня необходимо государству. Нужна серьезная интегрированная структура с совершенно другим уровнем государственного участия. Каким образом получилось так, что государство владеет лишь 2% ОАО "Люлька-Сатурн", у которого основная тематика - военные двигатели? Это что, нормально?

- Вы же знаете, что доля государства там была размыта по результатам очень сомнительной эмиссии акций. Которую как раз и оспаривает часть миноритарных акционеров.

- Я не могу это комментировать, поскольку не занимался проблемами эмиссии акций "Люльки-Сатурн", которые возникли еще несколько лет назад.

- А может так случиться, что миноритарщики "Люльки-Сатурн" своего добьются и эмиссия будет признана незаконной? Что вы будете делать?

- Все зависит от уровня концентрации средств и усилий. Я не думаю, что у нас концентрация меньше, чем у наших "оппонентов".

- Некоторые из недовольных акционеров "Люльки-Сатурн" говорят также, что в передаточном акте - части договора о слиянии "Люльки-Сатурн" и "Рыбинских моторов" - на баланс НПО "Сатурн" передается интеллектуальная собственность на двигатели АЛ-41 и АЛ-31. А между тем эта собственность принадлежит государству.

- У любого начинания всегда есть противники. Они будут судиться - долго, муторно. А, учитывая несовершенство нашего законодательства, может быть, даже с тактическими успехами. Но, несмотря ни на что, мы должны работать. Мы должны делать двигатели, создавать высокоэффективную интегрированную фирму. НПО "Сатурн" станет не только самой большой конструкторской компанией в области двигателестроения. Это будет вообще самая крупная компания в области НИОКР ВПК, которая объединит потенциал 6000 конструкторов с двумя опытными производствами.

- Но тем не менее непонятно, за счет чего та часть НПО "Сатурн", которая вчера называлась "Рыбинскими моторами", может изыскать около $230 млн и вложить их в программу АЛ-41. Ведь это гигантские деньги по российским меркам.

- У нас в наличии весь набор инструментов современного менеджмента: возможности для привлечения средств серьезных инвесторов, для работы с заемными средствами. Остаются и внутренние резервы, в том числе качественный менеджмент, колоссальные программы сокращения издержек.

Разговор о проектах вложений в новые проекты и развитие производства очень долгий. Могу сказать, что мы выпускаем до 50 штук новых и 400 ремонтных двигателей в год. Только авиационных. Это мало? Кроме того, успешно реализуется серьезная программа по производству наземных двигателей. В целом "Рыбинские моторы" сегодня лидер в отрасли. Сегодня мы вторые в стране после Иркутского АПО по использованию информационных технологий в области конструкторского проектирования. И производственно-технологическая, и опытно-конструкторская база предприятия оснащены современным оборудованием, позволяющим выпускать продукцию на качественно новом уровне. В составе завода уже сейчас работает КБ, которое по уровню технического оснащения лучшее из всех существующих в России. Мы были первыми, кто объединил КБ и серийный завод - Рыбинский моторостроительный завод и Рыбинское моторостроительное бюро. "Рыбинские моторы" за четыре года приобрели положительный опыт работы единой производственно-конструкторской фирмы, позволяющей наращивать темпы производства каждый год.

- Пятьдесят двигателей - это Д-30, которые устанавливаются на пассажирских лайнерах с 1960-х гг. ?

- Да. А что, Д-30 вам не нравится? В настоящее время в эксплуатации находится 4500 таких двигателей, всего выпущено более 8000. У нас сейчас осуществляется программа модернизации этих изделий. Других двигателей, находящихся в массовой эксплуатации, в стране просто нет. Пишут про ПС-90. А сколько их покупается? Два, три, четыре двигателя в год. ..

- Насчет ПС-90. Вы действительно хотите их производить?

- Мы и будем их производить. Только в газетах все перепутано. На "Рыбинских моторах" намечено производство наземного варианта ПС-90. Двигатель для летательных аппаратов мы делать не планируем, потому что он в настоящее время не имеет перспективы.

- А как же право интеллектуальной собственности на ПС-90А, которое сегодня принадлежит "Пермским моторам"?

- "Рыбинские моторы" приватизировались вместе с полными комплектами рабочей конструкторской документации на ПС-90А и ПС-90А12. Вся документация была передана Министерством авиационной промышленности Советского Союза, а также решением главы "Авиадвигателя" (входит в холдинг "Пермские моторы". - "Ведомости") в 1993 г. То, что мы незаконно владеем этими документами, может решить только суд. И если такое решение будет когда-нибудь принято, тогда, вероятно, двигатель станет называться по-другому. Но его наземный вариант все равно будет выпускаться на "Рыбинских моторах".

- Когда у вас начнется производство наземного варианта ПС-90А?

- Можно сказать, что его запуск в производство уже начался.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/2/2001/7/16/14900/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.