Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Родионов Сергей Юрьевич:
Головное предприятие "МКПК "Универсал"


сентябрь 2006 года Аэрокосмическое обозрение


Решением МО РФ и Роспрома ФГУП 'МКПК Универсал' определено головной организацией по разработке и модернизации средств наземного обслуживания (СНО) авиационной техники (АТ). Это решение закономерно. С 1966 г., в соответствии с приказами МАП СССР № ЗбО и № 464, предприятие является головным по СНО АТ и базовым по унификации и стандартизации СНО АТ.

Родионов Сергей Юрьевич
Родионов Сергей Юрьевич
После окончания механико-математического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова в 1984 г. до настоящего времени работает в авиапромышленности. В 1998 г. Назначен директором ФГУП МПКО 'Длина'. С 2003 г. - директор ГП МПКП "Универсал"

В 1990-е годы, в силу объективных и субъективных причин, в том числе вследствие ослабления координирующей роли 'Универсала', система контроля в области производства СНО АТ была в значительной степени утеряна. Не  только на внутреннем, но и на внешнем рынке встречаются недоброкачественные подделки, на которых иногда стоят и клейма, якобы, с заводскими номерами  Универсала'.
 
Имеет место незаконное и необоснованное позиционирование предприятий как производителей и даже как разработчиков СНО АТ. В результате, финансовые  средства, которые необходимо направлять на разработку новой техники, растворяются в карманах любителей 'быстрых денег', теряются рынки сбыта СНО АТ по линии ВТС, авиакомпании используют морально устаревшее оборудование. 
 
'Универсал' разрабатывает и производит средства наземного обслуживания и с 1955 г., причем 30 лет назад была создана целая система унифицированных   
средств, которая достаточно эффективно работает и сегодня. Она мало изменилась с той поры. А между тем, появились новые требования, новые технические возможности. Пора строить новую систему в этой области, пора наводить порядок и здесь. И решение о придании 'Универсалу' статуса головного предприятия можно расценивать как очередной шаг государства на этом пути. 
     
0 перспективах развития ФГУП МКПК 'Универсал' мы попросили рассказать директора предприятия Сергея Юрьевича Родионова.       
 
 
- Как Вы отнеслись к назначению директором 'Универсала'?    
 
- К назначению  - с удовлетворением. Ситуацию на предприятии представлял отчетливо. Очень уважаемое, уникальное предприятие к тому времени командой внешнего управляющего было подготовлено к приватизации (кредиторская задолженность на аффелированные фирмы, создание финансового ресурса от продажи части недвижимости по бросовым ценам и т.д.), после чего перешло бы в   руки этой группы лиц и перестало существовать как ведущее предприятие авиапрома в области СНО и ПДТ.
 
Росавиакосмос и Минимуществ о РФ этот момент уловили и сменили руководство, чтобы сохранить предприятие.     
 
Ничего необычного в ситуации вокруг  'Универсала' нет. Задача в подобных случаях ясна - разобраться с финансовыми потоками, с экономикой, а затем постараться систематизировать все вопросы жизнедеятельности. Убрали все фирмочки, сосущие деньги из предприятия, подрегулировали финансовую дисциплину, на основании этого подняли зарплату и вернули специалистов, не всех, конечно. Но прекратили отток кадров, хотя и сейчас кадровый вопрос один из самых больных.

Отношения с госструктурами тоже в   значительной степени были утеряны. Пришлось восстанавливать доверие авиастроителей. В 2003 г., к сожалению, системную работу в области разработки и модернизации можно было только планировать. Важно было выжить и сохранить научно-технический по­тенциал. Ясно было, что он будет востребован, иначе -  всё строить 'с нуля' или потерять весь сегмент рынка, а значит - потерять рабочие места.
 
Организационно сделать надо было очень много: отменить вышеупомянутую 'приватизацию', разобраться с кредиторской задолженностью,   исключить   возможность банкротства, наладить вопросы безопасно­сти и многое другое. Одни мы с этим не справились бы. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто бескорыстно, только из соображений государственной необходи­мости, помогал сохранить предприятие.
 
Кроме того, коллектив   "Универсала", за редким исключением, составляют беззаветно преданные предприятию люди, многие из которых проработали здесь десятки лет - огромное им спасибо.
 
 
- Головное предприятие отрасли должно нести системообразующие функции. 'Универсал не утратил такой возможности?
 
   - Нет, не утратил. 'Универсал' всегда в первую очередь занимался координацией работ по СНО. Кроме того, что наш комплекс проектировал, испытывал и производил эти средства он связывал Министерство обороны авиастроителей разра6отчиков и производителей комплектующих для СНО.
 
Серийные заводы после перехода в частные руки перепрофилируются и уходят с рынка СНО. Без разработчика их деятельность не имеет перспективы, т.к. они не обладают необходимым научно-техническим потенциалом и кадрами, владеющими системным  подходом к решению задач СНО в рамках  авиационного комплекса. Самолет - сложное и дорогое изделие. Здесь особенно важны  вопросы безопасности, связанные с его эксплуатацией.
 
В начале 199О-х годов по причинам которые уже не раз пыталась анализировать пресса, заказы по СНО ушли 'в тень'. Они всё  равно были необходимы, без них ни один самолёт просто не поднимется в воздух, но те же авиакомпании, и не только они, предпочитали продукцию пусть хуже качеством, но дешевле. Ситуация дошла до того что СНО 'производили' все кому не лень. Возникали мелкие фирмочки, различные ОАО, предприятия банкротили, с них уходили отдельные узкие специалисты и начинали делать 'наземку' на непрофильных предприятиях.
 
А в авиации мелочей нет. Всё должно работать надёжно и безотказно и в 50-градуснуюжару, и в 50-градусный мороз, в дождь слякоть, в пыли и в морском тумане. И 'Универсал' это гарантирует, поскольку все его изделия проходят проверку на уникальном испытательном комплексе, позволяющем проводить тестирование в полном объёме. Рекламаций у нас не было.
 
- Что нужно сегодня сделать, чтобы восстановить систему создания современных средств наземного обслуживания?
 
- Принципиально важно сохранить разработчика, сохранить головное предприятие, восстановить его естественные функции: координацию работ, разработку новых изделий, модернизацию существующих комплексов, авторское сопровождение производства. Очень естественные вещи, о которых в начале 90-х просто забыли. Многим это стало просто невыгодно. Для частной фирмы основное - получение прибыли, для нас - интересы авиапрома, хотя о прибыли забывать тоже нельзя, важно правильно ею распорядиться.
В 2004 г. 'Универсал' вошел в список стратегических предприятий, что стало крайне позитивным моментом для нас. Отпали вопросы быстрой приватизации. Нам стало легче дышать. Мы более системно стали строить свои отношения с Министерством обороны РФ и другими заказчиками. Постарались определить, какие шаги сегодня мы должны делать, в каком направлении двигаться, развитием чего заниматься с тем, чтобы в дальнейшем это ложилось в канву государственной необходимости и экономической целесообразности.
 
Понимание есть и в Минобороне РФ, и в Роспроме. Понимание того, как должна развиваться ситуация. Стало меньше метаний, больше уверенности. Необходимо подтянуть финансовые ресурсы, чтобы решать главные задачи - модернизация СНО и создание эффективной системы производства.
 
Существующие российские СНО разработаны 30-40 лет назад, пришла пора модернизации, создания новых образцов. Сегодня необходимо производить не только опытно-конструкторские, но и научно-исследовательские работы. 'Универсал' в состоянии это делать и делает. Сохранился необходимый для дальнейшего развития научно-технический потенциал. Но это развитие требует финансирования.
 
- Деньги - больной вопрос для многих оборонных предприятий. Где же их заработать?
 
- Использовать прибыль от экспортных заказов, часть прибыли от внутренних, включая Гособоронзаказ. Направить ее, в первую очередь, на модернизацию и создание новых конкурентоспособных образцов. У нас просто не станут закупать старую технику, которая уже морально и технически устарела. Этим озабочен и 'Рособоронэкспорт'. Министерству обороны РФ, видимо, пора определиться нужны ли ему в современных условиях  громоздкие машины, созданные 30-40 лет назад. Более современные СНО были бы намного удобнее и дешевле в эксплуатации. Загонять в ангары бензиновые коптилки - это анахронизм.
 
С 2005 г. 'Универсал' начал реализацию программы модернизации средств наземного обслуживания как современного, так и перспективного (пятого поколения) парка самолетов (с учетом требований МО РФ самолетостроительный предприятий, инозаказчиков и авиакомпаний). В этом году мы провели модернизацию и поставляем на 'РСК 'МиГ'  значительный спектр СНО. Надеемся, что этот процесс примет необратимо позитивный характер.
 
- В авиастроении сегодня, можно сказать, идет процесс консолидации сил. Может быть, пора начать и в области производства средств наземного обслуживания?
 
- То, что 'Универсалу' возвращен статус головного предприятия, некоторые другие события - все это вселяет осторожный оптимизм. Видимо, авиапрому необходим сегмент, который системно занимается средствами наземного обслуживания, поскольку без этих средств авиация все равно летать не сможет, а задачу поддержания обороноспособности еще не отменяли.

Хорошо, когда это место занимает предприятие, способное решать все вопросы - от разработки до ремонта. Но, кроме косточки, надо иметь и мясо, то есть мощности под большую серию. Мы пытались подтянуть к решению серийные заводы, находящиеся сейчас в частных руках. Они не идут  на интеграцию, даже понимая перспективы развития. Им важнее получить прибыль сегодня, и они категорически отвергают даже частичный контроль со стороны государства. Строительство какой то системы, долгосрочные вложения - это не для них.

В результате, два серийных завода уже потеряны - перепрофилированы, документация продана. Теоретически возможно, что после комплексного внедрения новой техники, когда старая станет совсем невостребованной, ситуация измениться. Хотя, с учетом ментальности руководителей данных предприятий, надеяться на это не стоит.

Единственными государственными предприятиями в области СНО остались ремонтные заводы Минобороны. Жалко будет, если и они уйдут с молотка. Как в случае серийных заводов, которые были в системе авиапрома, их перепрофилируют и государственные приоритеты отпадут. Так или иначе, задачу построения эффективно      системы в области разработки и производства СНО в рамках авиапрома решать придется. И произойдет это, видимо, тогда, когда интересы Минобороны РФ и авиакомпаний, авиастроительных предприятий и инозаказчиков займут свои места в общей концепции. Все идет к этому, и это нормально.



комментарии (0):













Материалы рубрики


RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России



Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer