← Назад

Главная Обзоры СМИ Интервью

Михаил Оводенко:
Авиационная миссия Москвы: Восстановлен воздушный мост для Золотого кольца России


18.07.08 11:31 Журнал "Авиапанорама" №3, 2008


Крупнейший на Верхней Волге, аэропорт г. Иванова когда-то отправлял самолеты в 54 города страны, а в 1997-м получил статус международного - самолеты отсюда начали летать в Стамбул. Но даже это не спасло предприятие от банкротства и развала. Правительство Ивановской области во главе с Михаилом Менем подписало соглашение с Правительством Москвы, по которому 79,85 % акций авиапредприятия передало Правительству Москвы. В реконструкцию, на сегодняшний день, было вложено 1 миллиард 300 миллионов рублей, включая полное техническое переоснащение аэропорта. И работу, на которую обычно уходит 5-7 лет, удалось выполнить менее чем за два года, которые прошли с момента подписания соглашения и принятия московской городской целевой программы возрождения и развития региональных перевозок. Аэропорт вновь получил итоговый сертификат соответствия гражданской авиации, и с 1 июля 2008 г. осуществляются регулярные полеты из столицы в аэропорт 'Иваново-Южный'. С просьбой прокомментировать этот факт 'Авиапанорама' обратилась к генеральному директору Государственного учреждения города Москвы 'Московские авиационные услуги' Михаилу Оводенко.

Михаил Оводенко
Генеральный директор Государственного учреждения города Москвы "Московские авиационные услуги".

- Михаил Аронович, программа развития региональных аэропортов впечатляет. Расскажите, пожалуйста, как все начиналось?
 
- Возрождение региональных воздушных перевозок в Центральном федеральном округе и восстановление соответствующей аэропортовой инфраструктуры являются нашим вкладом в реализацию стратегии Министерства транспорта России по развитию транспортной системы России. За последние годы региональные перевозки, к сожалению, утратили былое значение. Если сравнивать себя с развитыми зарубежными странами, то картина получается совсем не радужная. В США коэффициент авиационной подвижности населения (КАПН) составляет 4 (это значит, что каждый человек пользуется авиационным транспортом четыре раза в год), в Европе КАПН - 2-2,5, а у нас - всего 0,25. Что и определяет потенциалы рынка авиаперевозок и услуг для населения.
 
Этот вопрос в Правительстве Москвы возникал неоднократно. По сути, в 2005 году Москва положила начало участию в большом инфраструктурном проекте, связанном с восстановлением системы авиаперевозок в ЦФО и других округах, состоящей из наземной и авиационной инфраструктуры регионов России. В 2006 году началась реализация Московской городской целевой программы возрождения и развития региональных перевозок с использованием малой авиации на 2006-2010 гг., которая к концу года была оформлена Законом города Москвы № 63 от 13.12.2006 г. 'О городской целевой программе возрождения и развития региональных перевозок с использованием малой авиации на 2007-2010 годы'.
 
Для управления проектом соответствующим распоряжением Правительства города Москвы в декабре 2006 года было создано Государственное учреждение города Москвы 'Московские авиационные услуги'. На сегодняшний день мы сумели подобрать высокопрофессиональный кадровый состав, который способен быстро и эффективно работать.
 
Результаты реализации программы были рассмотрены Правительством Москвы в августе 2007 года и оформлены Постановлением № 845-ПП от 02.10.2007 г. 'Об основных направлениях дальнейшего развития воздушно-транспортной системы города Москвы'. Другими словами, была сформирована мощная законодательная база для работы на данном направлении.
 
На сегодняшний день в рамках программы планируется участие Москвы в реконструкции полутора десятков аэропортов.
 
- Известно, что на этом пути Вам уже удалось достичь конкретных результатов. 15 июня состоялось официальное открытие первого, в рамках программы, аэропорта 'Иваново-Южный'. Расскажите об этом проекте.
 
- Это результат не только нашей работы. Вообще любой инфраструктурный проект требует вовлечения сил большого количества участников. Начало было положено 27 апреля 2006 года подписанием совместного соглашения между Правительством Москвы и Правительством Ивановской области о проекте реконструкции аэропорта. Участие правительств было решено оформить в виде долей в открытом акционерном обществе 'Авиационное предприятие 'Золотое кольцо', которому на баланс был передан аэропортовый комплекс. В качестве управляющей компании - генерального подрядчика было выбрано ЗАО 'РАСТЕХ' (группа компаний), как компания, представляющая полный комплекс необходимых услуг для строительства и оснащения аэропорта 'под ключ'. И еще много других организаций.
 
Перед нами стояла очень трудная задача. Аэропорт не эксплуатировался 12 лет. За это время имущество было разворовано. Предприятие было на грани банкротства, подвергалось неоднократным рейдерским захватам. Земельно-имущественный комплекс оформлен не был. За это время объекты, плоскостные сооружения, инженерные сети аэропорта пришли в негодность. То есть фактически нам предстояло отстраивать все заново.
 
- Если можно, подробнее о ходе реконструкции.
 
- Ситуация развивалась в три этапа. Учитывая 'пустыню', образовавшуюся на месте аэропорта - иначе назвать это не могу, - первой задачей было воссоздать имущественно-земельный комплекс: замкнуть периметр аэропорта, пересчитать, что осталось. Да попросту понять, что и в какой последовательности нужно делать. Ведь региональный аэропорт - хозяйство большое и сложное. Только в Ивановском аэропорту имеется 96 инженерных сооружений, из которых 46 - строительные объекты. Их нужно было поднимать из руин.
 
Для реконструкции аэропорта 'Иваново-Южный', первоначально были выделены пять основных объектов, являющихся ключевыми для любого аэропорта. Это плоскостные сооружения (полоса, рулежки), светотехника, ограждение по периметру со всеми системами авиационной безопасности, свет, тепло, газ, ну и, конечно, само здание аэровокзала. Если при первом осмотре полосы (это было зимой) нам показалось, что она еще в достаточно приличном состоянии, то к началу работ стало ясно: необходима ее полная реконструкция.
 
Была программа-минимум - вернуть аэропорт в исходное состояние по категории Б. В течение 2006 года вышли на технический полет, который состоялся в ноябре. За 2007 год была проведена реконструкция и восстановлены основные объекты. Полностью реконструирована взлетно-посадочная полоса, практически восстановлена водосточно-дренажная система, проведены работы по уширению полосы и восстановлению рулежных дорожек РД1, РД2, перрона, стоянки воздушных судов, вертолетной площадки, проведены работы по ограждению аэропорта - 14 км, работы по дренажной системе спецсооружений. Выполнены работы по вводу модульной котельной, восстановлено тепло-, водо- и газоснабжение, проведена реконструкция аэровокзала с увеличением площадей и оборудования в соответствии с современными требованиями. Завершен ремонт топливоза-правочного комплекса, строительство объездной дороги вокруг территории аэропорта, произведен капитальный ремонт автодороги, ведущей от города к аэровокзалу. Закуплено соответствующее оборудование. И, наконец, третий этап - завершена процедура получения сертификатов. После сертификации всех служб аэропорта 7 июня 2008 года был получен комплексный сертификат соответствия гражданской авиации, обеспечивающий выполнение регулярных полетов.
 
В настоящее время аэропорт готов принимать воздушные суда массой до 200 тонн (самолеты типа Ту-154 и Ил-76).
 
С 1 июля 2008 года в аэропорту планируются регулярные полеты. Пока только по линии Москва - 'Иваново-Южный'. Для этого еще в ноябре прошлого года были подписаны соответствующие соглашения с авиакомпаниями. В ближайшем будущем ситуация будет далее развиваться в положительном направлении.
 
Чтобы привлечь внимание авиакомпаний к этому аэропорту, мы собрали их, познакомили с нашей программой, призвали не конкурировать на этом рынке, не вытеснять с него друг друга, а сотрудничать. Создавать в тех аэропортах, где Москва обозначила свое присутствие, маршрутную сетку полетов, что даст им возможность зарабатывать хоть какие-то деньги. Думаю, понимание найдено. Первые предложения по созданию маршрутной сети с участием аэропорта 'Иваново-Южный' уже поступили, приводим их к оптимальному виду.
 
В дальнейшем для коммерческой привлекательности проекта аэропорта в Иванове и Ивановской области в целом будем приглашать к участию в нем и соинвесторов.
 
- Для коммерческой привлекательности?
 
- Дело в том, что аэропорт претендует на роль авиационного центра Золотого кольца России, да и всего Центрального федерального округа. Восстановление региональной авиационной инфраструктуры будет способствовать дальнейшему экономическому росту и инвестиционной привлекательности региона, а регулярное авиационное сообщение активизирует экономическую и культурную интеграцию регионов. По плану предусмотрено возведение 65 объектов, среди которых торгово-раз-влекательные комплексы, гостиницы, магазины, кафе и, конечно, же строительство таможенно-складского комплекса. Думаю, что такие объекты являются достаточно привлекательными.
 
- Сколько стоит билет на рейс Иваново - Москва?
 
- Это сложный вопрос, на который пока еще нельзя дать однозначный ответ. На сегодняшний день тарифная сетка перевозчика начинается с 900 рублей. Но стоимость билета складывается и из других составляющих. Пока могу сказать одно: в настоящее время разрабатывается механизм дотаций, который будет компенсирован развертыванием аэропортовой деятельности. Уверяю вас, что цена билета будет приемлемой для того, чтобы люди летали. 15 июня, в день официального открытия аэропорта, первые пассажиры уже вылетели из Иваново в Москву по заранее приобретенным билетам. По их словам, главным преимуществом являются сэкономленное время и силы.
 
Главное, что процесс пошел, причем хорошими темпами. Развитие региональных аэропортов с участием Москвы безусловно имеет в перспективе глобальное значение для возрождения всей воздушно-транспортной системы России и модернизации транспортной инфраструктуры в целом, в соотвествии с направлениями, определенными Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/2/2008/7/18/15581/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.