Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Дмитрий Кива:
Ан-70 - от слов к делу


15.12.09 16:20 Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз", №6-2009


Уходящий 2009 г. был достаточно успешным для АНТК им. О.К. Антонова. О главном событии – начале серийного производства и коммерческой эксплуатации нового регионального самолета Ан-148 подробно рассказывалось в журнале «АвиаСоюз». Появились, наконец, и позитивные сдвиги в реализации проекта военно-транспортного самолета Ан-70. Об этом в эксклюзивном интервью нашему журналу рассказал генеральный конструктор АНТК им. О.К. Антонова Дмитрий Кива.

 
«АС»: Дмитрий Семенович, прошло уже 15 лет со дня первого полета в декабре 1994 г. военно-транспортного самолета (ВТС) Ан-70. К сожалению, судьба этого самолета, который, на мой взгляд, мог бы стать прорывным проектом в российско-украинском сотрудничестве в авиастроении, складывалась драматично, в значительной степени из-за колебаний политической конъюнктуры в отношениях между нашими странами.
В каком состоянии сегодня находится программа по Ан-70, учитывая недавние решения о продолжении сотрудничества по этому самолету?
Д.К.: Да, действительно, 18 августа 2009 г., во время авиасалона МАКС был подписан Протокол о внесении изменений в «Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о дальнейшем со-
трудничестве в обеспечении создания совместного серийного производства и поставок в эксплуатацию оперативно-тактического военно-транспортного самолета Ан-70 и транспортного самолета Ан-70Т с двигателями Д-27» от 24 июня 1993 г. Протокол подписан руководителями военных ведомств России и Украины. Согласно этому документу, Россия и Украина продолжат совместную работу по созданию и проведению испытаний Ан-70.
Среди первоочередных совместных действий – уточнение тактико-технического задания на Ан-70, со-
гласование необходимого объема модернизации систем, окончание испытаний модернизированного самолета, определение серийного завода для производства Ан-70 в России, завершение постройки двух первых самолетов в модернизированном варианте для ВВС Украины.
В России и Украине сейчас формируются рабочие группы специалистов по координации действий в рамках «Протокола…». Первое заседание украино-российской группы намечено на январь 2010 г.
На самолете в настоящее время проводятся испытательные полеты по отказобезопасности систем в рамках Программы совместных государственных испытаний. Можно сказать, что она уже выполнена на 70%. После проведения модернизации самолет должен будет пройти испытания обновленного комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, а также специальные испытания, в том числе в условиях жаркого климата, низких температур и высокогорья. 
Программа финансируется украинской и российской сторонами. В этом году Украина перечислила
30 млн гривен, Россия – 150 млн руб. Запланировано выделение средств обеими странами и на 2010 г. 
 
«АС»: Как Вы считаете, какие причины стали основополагающими при принятии решения российской стороной о возвращении в проект? Является ли он экономически целесообразным?
Д.К.: Он является выгодным по многим аспектам. Например, с технической точки зрения Ан-70 – самолет, на котором не только применены, но и уже доказали свою эффективность самые передовые авиационные технологии, в том числе новейшие достижения аэродинамики и материаловедения. 25% от общей массы конструкции самолета составляют композиционные материалы. Для повышения общей эффективности самолета на нем применен интегральный цифровой «борт», кабина экипажа оборудована полноцветной экранной системой индикации. Особого внимания заслуживает силовая установка самолета – четыре винтовентиляторных двигателя Д-27, разработанные в Запорожье. Благодаря ей Ан-70 обладает уникальными взлетно-посадочными характеристиками, высокой крейсерской скоростью и пониженным на 15–20% расходом топлива в сравнении с турбореактивными самолетами.
Все это позволило создать самолет, способный обеспечить высокий, качественно новый уровень мобильности войск. Ан-70 может доставлять необходимые грузы, технику прямо к месту ведения боевых действий, приземляясь на необорудованные грунтовые площадки. Это очень важная особенность, ведь известно, что одними из первых объектов, которые уничтожаются в ходе войны, являются стационарные аэродромы. Ан-70 может доставить груз массой 20 т на дальность до 3000 км, взлетая с грунтовых ВПП длиной всего 600–800 м, что вообще недоступно ни одному из существующих самолетов. Благодаря только одному этому качеству можно в 1,5 раза повысить скрытность и внезапность боевой транспортной операции, что увеличивает выживаемость самолета и десанта примерно в 10 раз.
Дальнейшая реализация программы Ан-70 выгодна России и с экономической точки зрения. Участие в серийном выпуске Ан-70 может обеспечить работой более 140 предприятий РФ. Общее количество рабочих мест при достаточно большой программе выпуска самолетов может достичь 56 тыс. Согласно существующим планам, при совместном с Украиной производстве самолета до 2021 г. в бюджет РФ в виде налогов и сборов может поступить сумма, эквивалентная около $3,5 млн. Это прекрасно понимают руководители российского авиапрома. Кроме того, Россия уже достаточно много вложила в этот проект и, выходя из программы, должна была бы заплатить штраф, превышающий сумму, необходимую для завершения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по Ан-70.
Нельзя исключать и политическую составляющую. Ведь в мире сегодня очень остро стоит вопрос об обновлении парков военно-транспортных самолетов. И Ан-70 в настоящий момент является единственным современным самолетом такого класса, который реально существует и, можно сказать, состоялся.
Не случайно вопрос о сотрудничестве по программе Ан-70 обсуждался премьер-министрами России и Украины на заседании межправительственного экономического комитета в Ялте 19 ноября. В результате ответственным лицам дано указание принять меры по реализации положений «Протокола…».
 
«АС»: Как известно, основным конкурентом Ан-70 является европейский А400М, его создатели столкнулись со многими проблемами…
Д.К.: Разрабатывая Ан-70, мы основывались на нашем многолетнем опыте создания таких военно-транспортных самолетов, как широко известные в мире Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан-124 «Руслан». Именно в разработке машин такого класса «Антонов» всегда занимал лидирующие позиции. Кроме того, мы использовали новейшие технологии, которые позволили сделать Ан-70 с очень хорошими летно-техническими и функциональными характеристиками, что уже подтверждено результатами испытаний. При этом затраты на программу составили около $1 млрд.
В программу А400М уже вложено более 10 млрд евро. И, насколько нам известно, не все проблемы решены. Это можно объяснить в том числе и тем, что европейские авиастроители, занимающие лидирующие позиции в производстве магистральных пассажирских лайнеров, практически не имеют опыта работы в создании транспортных самолетов. А у этого направления в авиастроении, как и у любого другого, есть своя специфика.
 
«АС»: Есть ли перспективы у Ан-70 на международном рынке?
Д.К: Интерес к самолету проявляют многие страны. Ведь вопрос обновления существующего парка ВТС сегодня стоит очень остро во всем мире. 18 стран НАТО и ЕС в качестве временного решения задач по выполнению стратегических перевозок используют «Русланы» в рамках программы SALIS. Учитывая этот положительный опыт, ряд европейских стран рассматривают возможность применения и Ан-70. Мы также ведем переговоры с потенциальными заказчиками самолета. Чтобы говорить о реальных поставках самолета за рубеж, необходимо как можно скорее начать его эксплуатацию у себя. С учетом текущего состояния программы мы планируем сделать это в 2012 г.
 
«АС»: Как развивается проект гражданской транспортной версии самолета – Ан-70Т?
Д.К.: С самого начала разработки Ан-70 рассматривалась возможность применения его в дальнейшем в качестве гражданского транспортного средства. Для этого необходимо демонтировать с Ан-70 системы, определяющие его военное назначение и обеспечивающие выполнение боевых задач, упростить пилотажно-навигационный комплекс. Чтобы обеспечить поступление Ан-70 в гражданскую авиацию, сертификация самолета проводится не только по утвержденной военными программе, но и по гражданским нормам АП-25. Это выгодно и для военных, поскольку они получат самолет, на котором с полным правом смогут выполнять и коммерческие перевозки.
Кроме того, военное «происхождение» самолета обеспечивает ему ряд преимуществ при эксплуатации в гражданской авиации. Прежде всего, это возможность базироваться на расширенной сети аэродромов, в том числе на грунтовых, малая зависимость от аэродромных средств технического обслуживания и способность длительное время находиться вдали от базового аэропорта.
От базового варианта гражданский самолет отличается уменьшенным до трех человек составом экипажа, частью бортового оборудования. Излишние аварийные выходы и дублирование систем ликвидированы, в фюзеляже предусмотрено помещение для отдыха экипажа.
В августе этого года с президентом группы компаний «Волга- Днепр» мы подписали соглашение о совместном выведении на рынок среднего транспортного самолета
Ан-70Т. «Волга-Днепр» выступит заказчиком первой серийной партии самолетов Ан-70Т.
 
В заключение хотел бы поздравить наших российских партнеров, всех читателей журнала «АвиаСоюз» с Новым, 2010 годом, пожелать здоровья и успехов!



комментарии (0):













Материалы рубрики


ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым



Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

РИА "Новости"
Юрий Борисов: Россия должна производить к 2025 году 250 спутников ежегодно
Артём Кореняко
РБК
Глава Росавиации: "Предлагаю термин "каннибализация" не использовать"
Наталия Ячменникова
Российская газета
Валерий Шелковников: Мы упускаем реальную возможность внедрить проактивный метод предотвращения авиапроисшествий

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC3J6A
Рекомендуем: https://youdo.com/auto/brand/mercedes/ по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer