← Назад

Главная Обзоры СМИ Интервью

Игорь Шлыков:
Летать всегда! Летать везде!


20 ноября 2010 года Михаил Чевычелов, Константин Лобков, Красная звезда


Завершается летний период боевой учебы в авиационных частях Тихоокеанского флота, который в жизнедеятельности дальневосточников был отнюдь не простым: авиаполки, эскадрильи и части обеспечения переходили на новую организационную структуру, объединяясь в авиабазы. Особенно трудно пришлось авиаторам смешанного полка: в катастрофе стратегического противолодочного самолета Ту-142 над Татарским проливом погибли их товарищи...

Летный состав интенсивно летающей части продолжительное время был отлучен от полетов. Однако позже в короткий срок авиаторы смогли стать в строй, восстановив свои профессиональные навыки, с полной нагрузкой приступили к полетам. Еще несколько летных смен - и впору подводить итоги. Каким был уходящий учебный год, «Красной звезде» рассказал начальник боевой подготовки управления морской авиации ТОФ полковник Игорь Шлыков.

- Игорь Анатольевич, подготовка молодых летчиков, командиров экипажей - одна из приоритетных задач авиации. Что удалось сделать в этом направлении?

- Начнем с далекой Камчатки. Там, на авиабазе полковника Александра Конистяпина, поднялись в небо самостоятельно на МиГ-31 и стали боеготовы днем в простых метеорологических условиях лейтенанты Иван и Николай Отрощенко. У братьев-близнецов все еще впереди, но уже по первым их полетам, высокой мотивации к совершенствованию видно, что из ребят будет толк.

В приморской авиабазе полковника Александра Козака совсем недавно освоили программу капитан Александр Шляхов на вертолете Ка-27, на самолете Ил-38 - старший лейтенант Максим Исрафилов. Капитан Роман Пухов в полном объеме освоил полеты в любое время суток на вертолете Ми-8, а командир отряда майор Александр Ларин стал летчиком-инструктором. Успешно освоил программу инструктора и повысил свою классность командир вертолета морского базирования майор Олег Хоженко. В эскадрилье корабельных вертолетов есть подвижки и у навигаторов. К примеру, стали штурманами 2-го класса майоры Сергей Олаг и Сергей Матвейчук.

В то же время весьма сложная и проблематичная обстановка сложилась к началу летнего периода обучения у хабаровчан, на авиабазе под командованием полковника Дмитрия Карпова. Там из-за вынужденного длительного перерыва в полетах вышли все допуски к ним не только у рядовых пилотов, но и у инструкторского состава. И тогда командование морской авиации вынуждено было обратиться за помощью к командованию ВВС страны. Мы получили лучших инструкторов с однотипных самолетов Ту-142 и Ту-22МЗ. И надо отдать должное: в краткие сроки они восстановили инструкторов авиабазы, а те, в свою очередь, - рядовой летный состав противолодочной и ракетоносной эскадрилий.

При этом стали самостоятельно работать в небе на самолете Ту-142 летчики капитан Максим Евдокимов и майор Сергей Даниленков. В транспортной эскадрилье эту же задачу успешно разрешили на самолете Ан-26 молодые авиаторы Евгений Тимашов и капитан Роман Кезиков. Этот же летательный аппарат освоил опытнейший пилот нашей дальней противолодочной авиации подполковник Михаил Юров.

- Заметная часть самолетов и вертолетов морской авиации естественным образом стареет, о чем не раз нам с горечью рассказывали сами авиаторы. Да и аэродромы флота нуждаются в капитальном ремонте. Сказывалось ли это на выполнении тех или иных поставленных задач?

- Особых проблем не было. Более того, на учении «Восток-2010» полеты проходили очень интенсивно на всех аэродромах, и наша крылатая техника показала хорошую работоспособность. Да и сейчас она продолжает работать с не меньшей отдачей. В авиации ведь остались энтузиасты своей профессии, от их самоотверженного труда многое зависит. То же самое могу с уверенностью сказать и о специалистах аэродромной службы: к каждому полету они тщательно готовили рулежные дорожки, взлетно-посадочные полосы, самолетные стоянки. В итоге аэродромы всегда у нас, что называется, в строю.

Сложнее обстояли дела с запчастями. Но и здесь возникающие трудности решали в процессе жизнедеятельности авиабаз, чтобы не допустить сбоев в организации летных смен. Благо топлива для полетов всегда было в достатке.

- Игорь Анатольевич, в этом году, как и в прошлом, палубная авиация активно участвовала в походах кораблей флота в морскую зону Африканского Рога, где нашим авиаторам пришлось лицом к лицу столкнуться с новым, пусть своеобразным, но реальным противником - пиратами...

- Ясно, что и в дальнейшем без участия наших посланцев в таких походах не обойтись. В Аденском заливе, где уже побывали несколько отрядов кораблей Тихоокеанского флота, применялась тактика противодействия морскому бандитизму с активным использованием возможностей морской авиации. Во время проводки тех же конвоев наши вертолеты взлетали в воздух десятки раз, контролируя акваторию, проводя разведку на опасных направлениях, в конечном итоге предотвращая нападения на различные суда. Для этого, кстати, на борту Ка-27 обычно размещают группу бойцов антитеррористической деятельности с пулеметами, которые ведут предупредительный огонь по пиратским посудинам. Причем вылетали наши винтокрылые машины и днем, и ночью.

Мне самому памятно, например, событие, когда на борт БПК «Адмирал Виноградов» поступила просьба о помощи с голландского контейнеровоза «Нэдмолд Баренс» - к нему приближались три быстроходные пиратские лодки с реальной угрозой захвата. Как только мы подлетели к судну, африканцы прекратили стрельбу и стали уходить в сторону. Мы открыли предупредительный огонь с целью их полной остановки. Потом на лодки высадились досмотровые группы с нашего корабля. В этих дальних походах отлично поработали экипажи под командованием подполковников Александра Воронина и Владимира Ковальчука, майора Александра Данилы. Некоторые из моих коллег уже отмечены государственными наградами.

С учетом того, что у берегов Африки ситуация остается сложной, наши опытные инструкторы готовят очередные экипажи к горячей боевой работе в южных широтах. В этот раз планируем отправить туда летчиков во главе с подполковником Владимиром Романюком и майором Олегом Хоженко.

- После длительного перерыва ракетоносная авиация участвовала в ракетных пусках на приз главнокомандующего ВМФ. Каков результат?

- Пока можно подвести предварительные итоги летной работы, поэтому подождем официальных заключений. Что касается совместного с авиаторами Северного флота учения, где были и ракетные пуски, то здесь результаты положительные. В тот день по морской цели одновременно ударили с трех бортов самолетов (два из них под командованием заместителя командира ракетоносной эскадрильи майора Алексея Коптелова и командира отряда майора Олега Тишкова), а также подводной лодки. Ракеты навелись точно. Так что, надеемся, и эту работу морских авиаторов-дальневосточников по достоинству оценят в Главкомате ВМФ.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/2/2010/11/22/18593/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.