Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Владимир Юрасов:
"Однозначно это миллионы рублей"


29 декабря 2010 года Наталья Журавлева, Взгляд


«Здесь должно быть два ответчика – и авиакомпания, и аэропорт, так как это два разных юридических лица. Их ответственность надо разделять», – заявил газете ВЗГЛЯД адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Владимир Юрасов, комментируя намерение пострадавших от задержек рейсов в Москве наказать «обидчиков» рублем.

Адвокаты готовят многомиллионный консолидированный иск пострадавших в результате задержки вылетов из аэропортов Домодедово и Шереметьево к авиакомпаниям и администрации аэропортов. По словам адвоката Сергея Жорина, речь идет о консолидированном иске «от всех потерпевших», передает РИА «Новости».
 
«Это может быть более тысячи человек, и сумма иска может быть беспрецедентной для России», – отметил он. Жорин уточнил, что иск находится на стадии подготовки, так как представители столичной адвокатской коллегии сейчас собирают в аэропортах фактические сведения о нарушениях законодательства. «Одновременно мы принимаем заявления, подкрепленные фактическими данными, от всех потерпевших, чтобы приобщить их к консолидированному иску», – добавил он.
 
Адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Владимир Юрасов оценил юридические перспективы консолидированного иска и объяснил газете ВЗГЛЯД, почему пострадавшим выгоднее обращаться в суды по отдельности.
 
ВЗГЛЯД: Владимир Станиславович, вы уже знаете про готовящийся консолидированный иск. Вообще насколько у нас распространена практика сбора заявлений всех пострадавших в один большой иск? Будущее у него есть?
 
Владимир Юрасов: Это совершенно что-то новое, так называемые консолидированные иски в российской практике очень редки. Возможно, это и правильно: один судья, один суд. То есть один судья не будет смотреть на другого, принимая решение (в том случае если пострадавшие подадут иски в разные суды). И, скажем так, для простоты судебного разбирательства это удобно. Но надо понимать, что у всех пострадавших в данном случае ситуация немножко разная. Причина «невылета», понятно, идентична. Но в этих исках нельзя просить одно и то же. Компенсация у каждого будет разная: кто-то просидел в аэропорту лишний час, кто-то – восемь часов, а кто-то – трое суток.
Поэтому с юридической точки зрения обращение в суд с консолидированным иском будет не совсем эффективно для каждого отдельно взятого пострадавшего. Смысл такого иска один: вот у ответчика была проблема, будьте добры выплатить каждому определенную сумму денег. Допустим, каждому условно по 100 рублей.
 
ВЗГЛЯД: Но речь идет не только о задержках рейса, но и о тех условиях, в которых находились пассажиры, часами и сутками ожидая посадки на самолет. Людям не предоставляли воду, еду, не размещали в гостиницах. В данном случае пострадавшими оказалось подавляющее большинство пассажиров. С этой точки зрения консолидированный иск может быть эффективным способом защиты их прав?
 
В.Ю.: Даже в этом случае я считаю, что консолидированный иск удобен, скорее, для работы адвокатов. Но юридически адвокат не может объединить, допустим, пять, десять, сто или тысячу человек в один иск. Все равно будет так: сколько людей – столько и исков.
 
Если адвокат представляет интересы тысячи людей, значит, должна быть тысяча исков. Но для эффективной защиты прав каждого отдельно взятого пострадавшего такой механизм не походит. У каждого будут требования свои.
 
ВЗГЛЯД: Тогда что вы посоветуете пассажирам, которые хотят получить компенсацию ущерба? Каковы должны быть их действия?
 
В.Ю.: Данная ситуация регулируется законом о защите прав потребителей. В соответствии с ним потребитель, то есть человек, который пострадал, должен прежде всего в письменной форме направить претензию на имя главы авиакомпании, которая не выполнила свои обязательства. В претензии должны быть сухо изложены факты и просьба обращающегося. Если претензия не будет удовлетворена...
 
ВЗГЛЯД: Что скорее всего...
 
В.Ю.: Естественно. Скажу еще, что закон не обязывает направлять претензию в досудебном порядке, но на практике это рекомендуется, чтобы показать суду, что вот была попытка, но, к сожалению, она не увенчалась успехом, поэтому уже подается иск. Он не облагается госпошлиной, потому как речь идет о защите прав потребителей.
 
К иску прикладываются копии билетов, еще какие-либо документы, подтверждающие факт нарушения прав пострадавшего. Когда речь идет о задержке рейса, я рекомендую всем ставить отметку у авиаперевозчика о том, насколько задержался самолет. Представители авиакомпании в принципе всегда на это идут. Суду необходимо реальное подтверждение того, что была задержка, чтобы он не занимался сбором дополнительных доказательств. А если на билете будет стоять отметка о задержке рейса, скажем, на 15 часов, это будет подтверждением вины ответчика. В принципе, и доказывать уже ничего не надо.
 
Другое дело, что суд, и это самое сложное, должен установить, в связи с чем была задержка. Если ответчик будет утверждать, что это форс-мажор, то за форс-мажор, понятно, у нас никто ответственности не несет.
 
ВЗГЛЯД: А между тем еще исполнительный вице-президент МСК Арман Гаспарян говорил, что обрыв линий электропередачи и обесточенные сети, как правило, страховой случай, а не форс-мажор. Именно этот страховой случай повлек  за собой обесточивание Домодедово и все последующие события. А пассажиры в данной ситуации, за исключением трат на адвоката, больше никаких расходов не понесут?
 
В.Ю.: В принципе, нет. Только юридические расходы. Вряд ли будет что-то еще, если не считать потерю рабочего времени в том случае, если человек самостоятельно будет обращаться в суд и так далее.
 
Хорошо, что есть положительная практика в плане компенсации морального вреда. То есть возможно получить не две копейки, а отсудить реальные суммы.
 
ВЗГЛЯД: Так на что можно рассчитывать одному человеку, на долгое время застрявшему в аэропорту?
 
В.Ю.: Чем больше мы будем обсуждать этот вопрос в СМИ, тем больше шансов у людей требовать реальные суммы в счет компенсации морального вреда. Во-первых, что такое моральный вред? Если говорить человеческим языком, это морально-нравственные страдания, которые выразились в унижениях, но в том числе и в потере здоровья. Человек, допустим, не спал два дня...
 
ВЗГЛЯД: Или недоедал, недопивал...
 
В.Ю.: Да. Соответственно, у него подскочило давление, опять же, желательно данный факт зафиксировать, только не всегда это возможно.
 
ВЗГЛЯД: Но скорая помощь, как известно, приезжала в аэропорты.
 
В.Ю.: Тогда к иску человек должен будет приложить справку из скорой помощи. То есть он сможет просить помимо возмещения материального ущерба (билеты, «прогоревшие» контракты, простой в гостинице, в которую он не попал, и т.п.) и компенсацию морального вреда.
 
Помните историю с «Трансваальпарком»? Рухнула крыша, в результате большое число жертв, многие серьезно пострадали. Там мы впервые в истории России взыскали до 500 тысяч рублей. Это только моральный вред. На тот момент это был, конечно, беспрецедентный случай.  Моральный вред, оцененный в полмиллиона рублей, подчеркиваю, одному человеку. Правда, человек остался калекой на всю жизнь.
 
Здесь, конечно, такого не произошло, но это был потолок. Соответственно, я считаю, что с учетом прецедента надо ориентироваться приблизительно на вышеназванную сумму, скажем, на 300–400 тысяч рублей.  Человек может получить эти деньги, но ему надо прежде доказать свое право на компенсацию. Не просто сказать: «Дайте мне 300 тысяч, потому что я два дня не спал». Желательно приложить справку, что поднялось давление или вас на скорой увезли.
 
ВЗГЛЯД: Сюда же приложить фото или даже видео того, как люди размещались, где они спали, те же ценники на продукты питания, стоимость которых росла в геометрической прогрессии?
 
В.Ю.: И это тоже.
 
ВЗГЛЯД: Каковы в таком случае могут быть финансовые последствия для самого аэропорта и авиакомпаний? Последние, кстати, по утверждению очевидцев, часами не выпускали людей из самолетов, не обеспечивая их едой.
 
В.Ю.: Это издевательство.
 
ВЗГЛЯД: Но они-то могут быть наказаны хорошим таким рублем?
 
В.Ю.: Могут. И нужно их наказывать, и чем быстрее, тем лучше. Что важно: здесь должно быть два ответчика – и авиакомпания, и аэропорт, так как это два разных юридических лица. Их ответственность надо разделять. Там, где виновата авиакомпания, может быть, не виноват аэропорт. Я думаю, что первоначально, конечно, виноват аэропорт как юридическое лицо, которое не обеспечило «световой резерв», снегоуборку, еще что-то. Хотя многие подтвердили: о резком ухудшении погодных условий было известно заранее. Хотя бы поэтому сложившаяся ситуация уже не форс-мажор. В то же время должна отвечать авиакомпания, которая не обеспечила проживание, организацию питания и так далее. И повторю: в одном иске должно быть два ответчика.
 
ВЗГЛЯД: Но какие убытки в этом плане могут понести аэропорт и авиаперевозчики? Можно ли тут говорить о миллионах рублей?
 
В.Ю.: Я думаю, однозначно это миллионы рублей. Точнее сказать сейчас нельзя, десятки ли это миллионов или сотни. Мы еще не знаем, сколько исков будет подано.
 
К сожалению, наши граждане разочарованы в судебной системе. Они рассуждают так: «Да зачем мне все это надо, я больше нервов потрачу». Соответственно, не все пострадавшие обратятся в суд. Предположим, если условно взять тысячу пострадавших людей, дай бог, чтобы 20–30% из них подали иски.
 
ВЗГЛЯД: Наверное, если бы мы проживали в США или странах Европы, и о тех, и других цифрах можно было бы говорить куда конкретнее?
 
В.Ю.: Вы абсолютно правы. Дело в том, что не только в Штатах, но и в европейских странах есть таблички-подсказки для судей. Вот человек пострадал от ДТП – получит от и до, пострадал в результате авиакатастрофы – получит в пределах такой-то суммы. И не надо адвокату с потерпевшим особо сильно напрягаться, да и судье не надо.
 
Адвокатом регулируются только рамки – насколько сильно человек пострадал. Давление у него поднялось или инфаркт случился. Если давление – получишь 500 тысяч долларов, инфаркт – 10 миллионов.
 
В России, в Гражданско-процессуальном кодексе такой условной таблички для судей нет. У нас, простите, как на рынке. Пришел я в суд и говорю судье: «Ваша честь, миллион долларов». А он мне отвечает: «Товарищ адвокат, вы что, с ума сошли?» Извините, а инфаркт миокарда не стоит миллиона? Судья принимает решение, что миллиона не стоит.
 
Он может посчитать, что инфаркт стоит 10 рублей, а  может посчитать, что 100. И у него есть такое право.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»



Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer