Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Анатолий Перминов:
Самым главным было решение о продлении срока эксплуатации МКС


10 февраля 2010 года Мария Кулаковская, Радио "Голос России"


Эксклюзивное интервью в рамках программы "Голоса России" "Космическая среда" дал глава Федерального космического агентства РФ Анатолий Перминов.

-  Анатолий Николаевич, в первый день февраля был обнародован бюджет американского агентства на 2011 год. И слухи, которые ходили в последнее время в околокосмических кругах, подтвердились. Амбициозная программа "Созвездие", конечной целью которой был полет на Луну и Марс, отменена. Что вызвало массу критики, потому что по масштабам эта программа NASA могла сравниться разве только что с "Аполлоном". Вместе с тем Обама предложил NASA сосредоточиться на поддержке частных проектов по доставке людей и грузов на Международную космическую станцию и продлении ресурса МКС до 2020 г. На эти цели NASA предлагается выделить дополнительно около 6  млрд. долларов в течение пяти лет. Как Вы оцениваете этот шаг Обамы? Что стало причиной такого его решения? И что Обама предлагает американцам взамен рухнувших надежд снова добраться до Луны в обозримом будущем?

- Конечно, для нас самым главным было решение о продлении срока эксплуатации международной космической станции до 2020 года. А  уже  побочным решением руководства Соединенных Штатов стало заявление о том, что программа "Созвездие" лишена смысла на сегодняшний день. И она будет прекращена. Поэтому, что касается первого решения, то Роскосмос всячески его поддерживает. И оно совпадает с нашими программами, с нашими воззрениями и на пилотируемые программы, и на федеральную космическую программу России. Она совпадает по их срокам реализации, а самое главное предназначение - мы всегда выступали за продление до 2020 года как минимум работу на МКС, потому что считаем это не просто необходимым, а крайне необходимым, так как очень были большие вложены и финансовые средства, и новые технологии. И только, только международная космическая станция стала разворачиваться. Всего лишь год назад были запущены и поставлены на эксплуатацию научные модули европейского космического агентства, японского космического агентства, два наших модуля и в следующем году большой модуль наш запускается. Поэтому, конечно, научная работа только разворачивается на станции. И все хотели продлить ее до 2020 года. Была полная неясность со стороны США. Сейчас есть полная ясность.

- То есть американцы будут финансировать далее работу МКС?

- Американцы будут финансировать, они руководители проекта. И они обязаны это делать. А вот, как и что - это другой вопрос.

- Но Россия одна или с другими партнерами, ESA (европейским космическим агентством), Японией и Канадой не дадут станции погибнуть. А что будет потом? Есть ли у России запасные варианты, если станция прекратит свою работу?

- Во-первых, надо еще решение это оформить, как положено. Неясны некоторые условия. Поэтому мы должны их обговорить. Будет специальное совещание глав агентств в Токио, где будут обсуждаться порядок продления, условия продления. Самое ведь главное, кто осуществлять будет транспортные услуги как пилотируемых полетов, так и грузов, транспортировки на МКС. Если Соединенные Штаты прекращают, значит остается только Россия на сегодняшний день. Будут ли разрабатываться пилотируемые корабли европейским космическим агентством, японским? Будет ли программа, которая была озвучена в свете решения президента США, конвейеризации полетов пилотируемых со стороны США на международную космическую станцию? В какие сроки и т.д. и т.п. Масса вопросов, которые прежде чем принять решение, нужно оговорить.

- Об этом будут говорить в Токио.

- Да, вот об этом, прежде всего, и мы будем говорить в Токио. И будем готовиться по этим вопросам. Уж у кого, у кого, а у России тем более много вопросов, на которые, так скажем, до 2012 года есть ответы. Потому что подписаны соответствующие контракты NASA и Роскосмоса, а после 2012 года ответов пока нет.

- Продолжаются ли работы по-новому космическому кораблю и ракете-носителю "Русь-М" после того, как американцы свернули работы по аналогичным проектам?

- Во-первых, они не аналогичны. В рамках сокращения участия и присутствия NASA на Луне, это не наша программа. Это чисто американская программа, мы в ней не участвовали никогда. Что касается нашей федеральной космической программы до 2020 года, то у нас ничего не изменится на сегодняшний день. И по-прежнему стоит у нас в плане работа по строительству космодрома "Восточный", строительству и созданию ракеты-носителя "Рус". Она крайне необходима. Это перевод всей космической программы, особенно в области пилотируемых полетов, на территорию своего государства.

-  А когда мы сможем увидеть первый результат?

- Первый результат, согласно данной программе, если не будет каких-то изменений в области финансирования, а в этом уверенность пока есть (мы финансируемся в установленных объемах на сегодняшний день решением правительства и благодаря поддержке правительства). В 2015 году первый старт должен быть с космодрома "Восточный". Много задают вопросов, что будет с Байконуром. Ничего не будет. Будет нормальное взаимодействие. И как подписан договор аренды на 50 лет, так он и должен выполняться. Это не значит, что мы планируем немедленный уход с Байконура. Я об этом сотни раз заявлял и еще раз заявляю, что на сегодняшний день альтернативы космодрому Байконур, к сожалению, нет. И может быть,  это даже не, к сожалению, а к радости. Надо нормально осуществлять взаимодействие с республикой Казахстан по порядку взаимодействия в вопросах эксплуатации космодрома Байконур. Там же не только пилотируемые программы. Там и тяжелые ракетоносители "Протон", там и среднего  класса ракеты "Зенит" и так далее. Поэтому все эти ракетно-космические комплексы должны быть в нормальном эксплуатационном режиме находиться. А для этого нужно хорошее взаимодействие между нашими агентствами, между  нашими странами.

- Все-таки строительство "Восточного" сняло бы в некотором смысле нашу зависимость от Байконура.

- С точки зрения не только от Байконура зависимость. Просто мы доказали, что и теоретически, и практически, этот  регион надо развивать. Развивать будущую космическую деятельность. Россия - одна из ведущих стран в области космической деятельности. И на сегодняшний день все ведущие страны, возьмите США, Китай, Индия, имеют по четыре-пять космодромов. А у нас один - Плесецк. МЫ знаем прекрасно, что там даже нет тяжелой ракеты, глубокий север, понимаете. Наверное, на севере никто кроме нас не строит. Это была вынужденная мера. Это было под задачи министерства обороны, под специфические задачи, будем прямо говорить. Гражданский есть гражданский космодром. Он решает все задачи. В том числе, конечно, и под военные, частично, цели, под вопросы безопасности. Но все-таки не в приполярном регионе его строят. Поэтому совершенно разные направления в своей деятельности. И это хорошо, что у нас в стране этот вопрос проработан годами, рассмотрен, включен в программу работы правительства. И на него никакие решения, которые принял президент США, не влияют. Наоборот, это решение идет как бы в поддержку нас в какой-то мере. Но  требует, конечно, более детального рассмотрения. Этим мы и будем заниматься в Токио.

- Достигнута ли договоренность с Индией о полете их космонавтов на российском корабле "Союз" и когда такой полет может   состояться?

- У нас идут сейчас переговоры по этому вопросу. Ведь Индия сейчас в целом свою пилотируемую программу выстраивает, создает свой пилотируемый корабль, ракету-носитель. И в части некоторых вопросов они попросили нас работать совместно. В рамках тех процессов, которые в этом случае необходимы, есть вопросы, которые мы не можем сами решить. На это нужно разрешение нашего правительства на определенные наши действия. Поэтому сейчас пока мы отрабатываем нормативно-правовую базу в этом проекте. Когда все это будет отработано, когда будут приняты все решения, тогда мы будем вместе с Индией решать эту задачу. Но основное это, конечно, индийский проект. И он будет на ближайшее время, только я не считаю, что немедленно и в этом году, такие вопросы просто так не решаются. Нужно очень много сделать по наземной составляющей, чтобы приступить к пилотируемым полетам с территории Индии.

-Интересно, где и когда на международном уровне будут обсуждаться такие вопросы как новые технологии, непилотируемые программы для работы на околоземных орбитах и вне их? И в том числе новые ракетные двигатели.

- Вы вообще-то здорово заметили это. Они очень важны сейчас. Если на поверку выходит, что нужны какие-то другие программы, которые будут во главу угла положены NASA, то мы о них знаем пока достаточно мало. В основном вот из телефонного разговора и из некоторых писем руководителей NАSА в адрес Роскосмоса, где говорится о том, что основные направления развития работы NАSА в области новых действительно технологий. В области новых ракетных двигателей..

- Это будут ядерные двигатели?

- Возможно. Это можно понять. И поэтому нам бы было, конечно, интересно. В то же время, я бы хотел заметить, что, несмотря на снятие таких больших серьезных программ (как "Созвездие"), NАSА увеличивает финансирование. Президент Обама принял решение около 100 миллиардов выделить на пять лет. То есть получается около 20-22 миллиардов в год. Сейчас финансирование шло NАSА около 18,7 миллиарда в год.

- На что пойдут эти деньги?

- Да, на что пойдут, если снимаются эти программы? Это нам тоже было бы, конечно, интересно. И мы готовы принять участие в тех новых инновационных проектах, в создании новых технологий. Конечно, Роскосмос поддерживает, если они хотя бы частично будут и совместными.

- Анатолий Николаевич, когда состоится первый запуск ракеты-носителя "Союз-2" по программе МКС?

- Видите ли, это более надежные двигатели. Их модификация - более надежная современная система управления. Да мы готовы хоть в ближайшее время запустить. Надо связать наши программы с порядком финансирования. Несколько дороже это становится. Поэтому тут надо индекс  надежности, индекс финансирования. И вот  они должны быть совмещены. Поэтому, как только мы это проработаем, я думаю, в этом году этот вопрос будет окончательно определен. Но то, что мы стремимся к этому, это однозначно.

-  Анатолий Николаевич, сегодня в NАSА наблюдается такая тенденция перевода пилотируемой космонавтики на коммерческие рельсы. И не только в области туризма. На частные космические перевозки NАSА собирается выделить по меньшей мере пять миллиардов долларов. Но насколько это безопасно, на ваш взгляд?

- Насчет безопасности я всегда говорил и сейчас подтверждаю, что на сегодняшний день коммерческие перевозки далеко небезопасны. Поэтому, когда уровень коммерческих перевозок приблизится к сегодняшнему дню уровня пилотируемой космонавтики, тогда да, я полностью поддерживаю такое решение. И мы рады бы были, если бы у нас были такие возможности на сегодняшний день перевести часть программ на коммерческое использование. В будущем, я думаю, что оно так и будет. И мы рассматриваем эти варианты. Поэтому возражений, в общем-то, нет. Просто хотелось бы понять, в какие сроки кто и когда этим будет заниматься в NАSА. Тогда можно было бы выстроить взаимодействие работы с ними по обеспечению транспортного, прежде всего, обеспечения международной космической станции. На сегодняшний день это пока как бы программа к действию, но она не подтверждена конкретными сроками, финансированием и т.д. Хотя на финансирование было заявлено, что этот вопрос решен, и большая сумма уже правительства Соединенных Штатов выделила на эту коммерческую программу.

- Анатолий Николаевич, а может, расскажете нам о программе полета на Марс?

- Вы видите, американцы даже отказались на Луну лететь. А вы меня сразу на Марс. У нас в ближайшем будущем нет полетов на Марс. И мы рассматриваем ряд научных задач. Наземный эксперимент "Марс-500" идет. В нем активно участвует  ряд европейских стран. И не зря, потому что Европа смотрит на Марс более перспективно, чем на Луну. В какой-то степени проглядывается и данный вопрос в планах и NASA, в будущем, конечно. Не зря заявления нового руководителя NASA господина Болдена о том, что на Марс нужно летать не на существующих ракетных двигателях. И я с ним полностью согласен. Нужны новые современные и будущие системы энергодвигательной установки. Может быть, это, как вы говорите, будут ядерные. Работаем ли мы над этим? Да. Тут секрета нет. Потому что президент нашей страны озвучил эту задачу. Он поставил ее перед нами. И в одной из программ есть разработка энергодвигательной ядерной установки. С ее помощью можно уже будет  в будущем к Марсу не год и полтора добираться, а в гораздо кратчайшие сроки. Это один из вариантов. К тому времени могут быть и другие системы, на которых будут летательные аппараты  осуществлять межпланетные путешествия. Поэтому, я считаю, что будущее за этими системами. И это нужно сейчас усиленно развивать. Чем, по всей вероятности, и будет заниматься сейчас одним из программных документов в NASA. И тут мы готовы или вместе сотрудничать, а если по ряду причин не получатся совместные проекты, то будем развиваться параллельно, как это всегда было. Хотелось, чтобы были такие крупные именно международные проекты, тогда быстрее отдача, меньше вклад, естественно, финансовый. Но лучше будет, если это будет разделение труда. А всем понемножку в области финансирования, но общее получение новой технологической базы. Будем надеяться, что будет именно так дальше идти наше сотрудничество.

- А МКС  при этом будет использоваться как площадка для постройки корабля, который полетит к Марсу?

-  А МКС может развиваться не  только в рамках тех программ, которые сейчас есть, а постепенно приобретать какие-то другие задачи. Или с набором новых научных модулей, с набором новой научной базы. Видите, за последний год с помощью России, да не с помощью, а только благодаря России по сути дела, увеличилось количество портов - с двух до четырех. На сегодняшний день на МКС четыре корабля наших. Ну, когда это было. Если бы два года назад сказали, что это возможно, ну, наверное, теоретически было бы возможно. Даже наши ведущие фирмы рассмеялись, да нет, это нам не под силу. Оказалось, все под силу.  РКК "Энергия" прекрасно справилась с этой задачей.  Мало того, что о ни сейчас все четыре корабля все там находятся. Индевор сегодня запустили, через два дня пристыкуется, и система спасения в полном объеме уже готова. То есть все задачи, если их тщательно рассматривать, своевременно финансировать, то они выполнимы. Нужно только заранее все точно спланировать.

-  Вы недавно вернулись из Италии, где в рамках аэрокосмической выставки выступили с презентацией в применении космических средств в интересах региональной и глобальной безопасности. О чем шла речь на этой конференции, какие примеры применения космических средств уже есть и, в частности, в России?

- На этой конференции обсуждалось очень много вопросов. Но основной вопрос, по которому я выступал и который обсуждался, это вопрос применения космических средств в интересах региональной и глобальной безопасности, прежде всего в средиземноморском районе. Вот этот регион обсуждался. Россия, вы знаете, активно развивает сотрудничество в области исследования и использования космического пространства в мирных целях как на уровне международных организаций, так и на двустороннем уровне. Если взять средиземноморский район, то мы реализуем совместные проекты в области космоса, конечно, с Францией, с Италией, Испанией. Начинаем тесно взаимодействовать с Египтом, Сирией, Турцией, Израилем, мы рассматриваем наиболее перспективные направления. 

Следующее. Это развитие и использование навигационных систем. Взаимодействие в области дистанционного зондирования Земли и развитие наземной космической инфраструктуры. Поэтому мною были высказаны ряд предложений в области взаимодействия с уже действующими космическими системами. В первую очередь это системы ГИООС - глобальные системы наблюдения Земли. В настоящее время реализуется ряд проектов в этой области. И мы считаем, что вот эта совместная программа Евросоюза и Европейского космического агентства вполне подходит для взаимодействия с нашими системами. Вторая система - это международная система мониторинга стихийных бедствий. Мы тоже считаем, что готовы сотрудничать в рамках этой программы.

Есть еще система так называемая "Страж Азии". Это проект Азиатско-Тихоокеанского регионального форума космических агентств, где нам предлагалось вместе сотрудничать. Оно вроде бы не относится к средиземноморскому региону, но в принципиальном плане мы могли бы также с ним сотрудничать. И это был бы мостик между странами Европы и между странами Азии. Ну и последнее - это направление, где я говорил о том, какие системы, наши системы российские, какие конкретно космические аппараты могли бы в той или иной мере взаимодействовать с перечисленными системами. Мы считаем, что к ним относятся российские космические аппараты Ресурс-ДК, Метеор-М. В перспективе в этом году запускается Электро-Л, Канопус-В, Ресурс-В с европейскими спутниками и системами такими, как СПО, Тропитай, Терраса, Cкаймет, Энвисат и другие. Вот эти наши предложения были озвучены на конференции, и, в общем-то, нашли поддержку. Вот эта международная система была бы расширена за счет применения наших космических систем именно в этой области.

- На сегодня существует множество проектов в области космического мониторинга. Это программы мониторинга мостов в Красноярском крае - «Космическая» ГЭС (Нижнекамская ГЭС), «Космический Дворец спорта» в подмосковном Одинцове. Комплексный проект "Горная дорога" - это автотрасса Адлер - Красная Поляна, включающая в себя спутники наблюдения, навигации, аналитический центр. Все эти проекты либо уже действуют, либо войдут в строй уже в этом году. А какие проекты запланированы в будущем?

- То, что Вы назвали, это пилотные проекты. И они, в общем-то, действительно очень важны на сегодняшний день. Часть из них уже начинает работать, часть из них еще находится в стадии разработки. Но все они в ближайшее время будут переведены в практическую плоскость. Поэтому мы, когда закончим эти пилотные проекты, не будем по каждому региону, грубо говоря, мучиться и разрабатывать свой проект. А возьмем за основу эти пилотные проекты. На их основе будет осуществлено внедрение в целом по всем регионам нашей страны. То, что мы сейчас практически имеем более 50 регионов, с которыми подписано соглашение, то у них  пойдет внедрение именно за счет этих пилотных проектов. Я думаю, что это решение правильное. Оно будет меньше иметь затрат в области финансирования. И самое главное, что будет быстрее осуществляться внедрение.

- Касаясь нашей космической программы, что у нас приоритетно? Какие у нас глобальные цели, и какие, может быть, сиюминутные задачи мы должны решать?

- Все наши глобальные цели, сиюминутные цели, они расписаны в федеральной космической программе и целевой программе - навигационная система ГЛОНАСС. Это главная задача, чтобы выполнить эту программу точно и в срок. Если взять целевые задачи, повышение надежности космических систем, то в первую  очередь, элементная база космических аппаратов. Это наша первостепенная задача на сегодняшний день,  то есть в области развития технологий, новых технологий. Главная задача нам  - не отстать, выйти с упреждением. Не просто увеличивать количество полетов, а переходить на новую современную технологическую базу. Проводить модернизация производства - это главная наша задача. Мы этим вопросом сейчас занимаемся, а то можно отстать навсегда.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»



Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

РИА "Новости"
Юрий Борисов: Россия должна производить к 2025 году 250 спутников ежегодно
Артём Кореняко
РБК
Глава Росавиации: "Предлагаю термин "каннибализация" не использовать"
Наталия Ячменникова
Российская газета
Валерий Шелковников: Мы упускаем реальную возможность внедрить проактивный метод предотвращения авиапроисшествий
Юлия Мартынова
МАИ
Инженеры новой формации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBqCXQ
Заказать перевозку мебели в Санкт - Петербурге, http://perevozki.youdo.com/city/furniture/geo/spb/ по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer