Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Николай Ярцев:
Кузница вертолетных кадров России


30 июля 2010 года София Домогарова, Александр Александров, Красная звезда


Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков в мае этого года отметило свое 70-летие. Училище ведет свою историю с марта 1940 года, когда на базе 58-й отдельной разведывательной эскадрильи было начато формирование Саратовской военной авиационной школы пилотов. В училище несколько поколений авиаторов последовательно осваивали различные типы летательных аппаратов: планеры, самолеты и вертолеты. В настоящее время Сызранское авиационное училище вошло в состав Военного учебно-научного центра им. профессора Н.Г. Жуковского и Ю.А. Гагарина на правах филиала.

О текущем состоянии авиационного вуза и особенностях подготовки профессиональных кадров для вертолетных структур Вооруженных Сил РФ рассказывает начальник Сызранского ВВАУЛ, выпускник этого училища 1984 года, Герой России, заслуженный военный летчик Российской Федерации летчик-снайпер полковник Николай Ярцев.

 - Николай Николаевич, в чем заключаются основные особенности подготовки авиаторов-вертолетчиков?
 
- Отличие в подготовке начинается с профессионально-психологического отбора. При поступлении в училище перед нами стоит задача определить, обладает ли вчерашний выпускник общеобразовательной школы необходимыми психологическими характеристиками, присущими только вертолетчику, и в состоянии ли он освоить профессию. Потому как вертолет в отличие от самолета летает по другим принципам. Взлет и посадка чаще всего производятся вертикально, когда машина наиболее подвержена влиянию бокового ветра, полет может производиться во всех направлениях горизонтальной плоскости в диапазоне скоростей, недоступном для самолета. В частности, на вертолете можно выполнять фигуры малоскоростного высшего пилотажа, висеть на статическом потолке в несколько тысяч метров, при этом взлетать и садиться по-самолетному.
 
Все эти особенности позволяют летчикам, выпускникам Сызранского училища, успешно освоившим вертолет как специализированную авиационную технику, выполнять различные задачи, доступные только для вертолетов. Такие, например, как огневое прикрытие наземных объектов, эвакуация больных и раненых из труднодоступных районов и мест, доставка боеприпасов, топлива и грузов, оперативная переброска подразделений в горной, лесистой местности и на море, днем и ночью, в любых метеоусловиях.
 
- Скажите, а чтобы овладеть таким уровнем летного мастерства, какими знаниями должен обладать будущий вертолетчик?
 
- В учебном плане нашего вуза теоретическая подготовка рука об руку идет с практическим применением этих знаний. Вертолетная направленность дисциплин просматривается с самого начала первого курса. При этом прохождение по учебным дисциплинам спланировано с учетом проведения летной практики на различных типах вертолетов. Дисциплины военно-профессионального и военно-специального циклов, изучаемые на младших курсах, являются обеспечивающими для специальных дисциплин старших курсов. К примеру, на физику во втором семестре отводится 80 часов, из которых 72% объема учебного времени имеют вертолетную направленность. Эта учебная дисциплина впоследствии обеспечивает изучение на третьем-пятом курсах военно-специальные дисциплины, такие как «авиационное оборудование вертолетов», «авиационные приборы и пилотажно-навигационные комплексы» и т.д. Существует еще ряд дисциплин, которые в силу своей вертолетной специфики вытекают из ранее полученных знаний по программе младших курсов.
 
- Получается, в училище готовят летчиков практически с нуля? Для этого требуется специфический научно-педагогический состав и достойная учебно-материальная база. Насколько нынешний уровень подготовки курсантов в училище отвечает требованиям времени?

- В 2006 году училище было успешно аккредитовано и аттестовано и имеет соответствующее свидетельство до апреля 2012 года. Наш вуз соответствует всем требованиям, обеспечивающим выполнение государственного заказа по подготовке военных специалистов в области вертолетной авиации. На сегодняшний день СВВАУЛ полностью укомплектован профессорско-преподавательским составом, более половины которого – ученые. Все имеют большой опыт преподавательской работы, у многих за плечами не только внушительные годы службы и работы в войсках, но и долгий путь боевых действий.
 
Имеющиеся в вузе учебные площади позволяют обучать одновременно до 1.500 курсантов, а с обеспечением капитального ремонта второго здания учебного корпуса и до 1.700 человек. Кроме того, здесь проходят обучение 157 представителей стран дальнего и ближнего зарубежья. Училище готовит летные кадры для соединений и частей Военно-воздушных сил, Военно-морского флота и других силовых министерств и ведомств.
 
В учебном корпусе имеется 60 учебных аудиторий различного предназначения: лекционные, специальные классы, лаборатории и компьютерные классы. Специальные кафедры учебного отдела располагают действующими стендами, макетами, образцами вооружения и техники, обеспечивающими практическую направленность обучения курсантов. Благодаря усилиям главкомата ВВС во главе с генерал-полковником Александром Зелиным два года назад мы получили современный тренажер вертолета Ми-24, а в этом году - еще один, более современный его аналог. По заверению главнокомандующего ВВС спланирована поставка в училище еще двух единиц тренажеров: КТ-24П и Ми-8. Это огромное подспорье для обучения курсантов технике пилотирования, навигационной подготовки и действиям в особых случаях в полете.
 
В целях проведения летной подготовки с курсантами старших курсов используется полевая учебная база общей площадью порядка 8 гектаров, включая три постоянных аэродрома с базирующимися на них учебно-вертолетными полками и три полевых аэродрома в местах расположения учебных вертолетных полков.
 
Ну а самым необходимым условием и главным требованием является наличие у курсантов огромного желания освоить вертолет. У кого его нет, те, как правило, не доходят до заветной цели - научиться летать и отдать этой профессии большую часть своей жизни.
 
- А с какого момента курсанты переходят от теории непосредственно к практике - к пилотированию вертолетов?
 
- Уже на третьем курсе они приступают к первоначальному обучению пилотированию на вертолете Ми-2У. В настоящее время мы готовимся перейти на вертолет нового поколения «Ансат-У». У нас уже теоретически переучен летно-инструкторский и авиационно-технический состав одной из эскадрилий учебного полка. Приступила к теоретическому обучению группа лучших курсантов из восьми человек третьего курса, которые успешно освоили вертолеты Ми-2У.
 
На четвертом и пятом курсах летная подготовка осуществляется на учебно-боевых и боевых вертолетах Ми-24 и Ми-8 в двух учебных полках, в том числе с практическими боевыми стрельбами неуправляемыми авиационными ракетами на полигоне. Всего за период обучения дается по 35 часов на каждого курсанта для личной натренированности в течение летной практики на курсе обучения и 10 часов в качестве летчика-штурмана (оператора). Отрадно, что выпуск 2009 года ушел в полки со средним налетом более 135 часов. А недавние выпускники молодые лейтенанты Андрей Белоусов, Дмитрий Финагеев, Александр Буланов, Александр Макаров и Кирилл Ларионов, помимо диплома, получили еще и классную квалификацию летчика третьего класса. Их налет составил около 250 часов. В дальнейшем и эти показатели планируется улучшать. Учитывая внимание главкомата ВВС к летным показателям вузов, в нашем училище организована поставка четырех ресурсных вертолетов
 
Ми-8МТ из строевой части. Несколько машин мы планируем получить после ремонта на авиационных заводах. И я надеюсь, что к выпуску следующего года мы достигнем запланированного уровня налета.
 
- За всю историю Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков накоплен богатейший опыт освоения и боевого применения различной вертолетной техники. Какие события оставили наибольший след в истории училища?
 
- За время войны в Афганистане «за речкой» остались 333 потерянные машины и несколько сот погибших вертолетчиков, и это не только пилоты, - это и бортовые техники, и авиационные наводчики. 12 выпускников училища – участников боевых действий в Афганистане – получили Золотые звезды Героев Советского Союза. Незаживающей раной для училища были и остаются контртеррористические операции на Северном Кавказе. Около 30 участников боевых действий удостоены звания Героя Российской Федерации, девять из них - посмертно. Проверка на прочность выпускников училища проходила не только в ходе боевых действий в «горячих точках», но и в горящем жерле Чернобыльского реактора.
 
- И в заключение, что бы вы хотели пожелать училищу?
 
- Сейчас, пожалуй, самого главного. Чтобы в ходе проводимых реформ удалось сохранить школу подготовки вертолетчиков, не растерять коллектив профессорско-преподавательского и инструкторского состава, командиров курсантских подразделений, обеспечивающего персонала. Главное, что для этого у нас, у всего личного состава есть большое желание и огромный творческий и душевный потенциал.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»



Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBefph
Курьерская служба: http://courier.youdo.com/gifts-delivery/shary/, ссылка на описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer