Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Юрий Слюсарь:
Авиационной отрасли – общественное внимание и государственная поддержка


29 февраля 2012 года Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз"


Департамент авиационной промышленности – структурное подразделение Министерства промышленности и торговли РФ – разрабатывает предложения по реализации государственной политики в области авиастроения. С октября 2010 г. директором Департамента работает Юрий Слюсарь. Выпускник МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук. Работал коммерческим директором ОАО «РОСТВЕРТОЛ», в 2009-2010 гг. – помощник министра промышленности и торговли РФ.

«АС»: Юрий Борисович, как вы относитесь ко многим публикациям в СМИ об отечественной авиастроительной отрасли, в том числе, негативным?
Ю.С.: Во всяком случае, небезразлично. В последнее время можно встретить много критических высказываний в отношении отечественного авиастроения. Наверное, можно сказать, что некоторые из них справедливые, а само по себе, такое пристальное внимание говорит о том, что наша отрасль небезразлична общественности, а следовательно, и государству. Уверен, что мы все заинтересованы в том, чтобы Россия оставалась одним из мировых авиационных лидеров.
Во многом благодаря государственной поддержке в нынешней сложной ситуации мы все же имеем в последние годы достаточно позитивную динамику и прикладываем для ее поддержания все усилия.

«АС»: Каковы основные проблемы отрасли в условиях её работы в рыночной экономике?
Ю.С.: Основные трудности и проблемы в российской авиационной промышленности связаны, в первую очередь, с важнейшим её сегментом – гражданским авиастроением. После того, как вхождение в рыночную экономику выявило неконкурентоспособность гражданской продукции отечественного авиапрома, мы оказались в непростой ситуации. При том, что наши самолеты были самые надежные, мы проигрывали в их комфортности, топливной эффективности, способности и умению, в отличие от менеджеров зарубежных компаний, продавать свою технику и организовывать систему послепродажного сервисного обслуживания. И, самое главное, внутренний рынок оказался слишком мал для того, чтобы обеспечить отечественную промышленность достаточным количеством заказов.
Для достижения рентабельности производства необходимо производить не менее 100 самолетов, но такое количество не нужно для государственных нужд. Его можно обеспечить только с привлечением коммерческих организаций, а у них прибыль является одним из важнейших показателей, даже у компаний с государственным участием. Так вот, какую бы большую поддержку отечественный производитель не получал от государства, нельзя заставить авиакомпанию купить самолет, если он не будет приносить прибыль.
Из этих посылов можно сформировать ответ на вопрос, почему так мало производится самолетов. Производится столько самолетов – сколько покупают. Авиационная промышленность всегда была одной из престижных для государства отраслей отечественной экономики, и, я повторюсь, находится на особом счету у общественности. Не думаю, что гордость будет основываться на том, что мы будем «рисовать» цифры по производству никому не нужных самолетов, которые потом будут стоять и ржаветь, занимая достаточно дорогое место в аэропортах.
Из всего вышеизложенного следует вывод, что надо выпускать продукцию, которую можно продать не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. Хочу вас заверить, что такой курс и был взят с 2000 года.

«АС»: Какие конкретные результаты вы могли бы выделить, в частности, в гражданском авиастроении?
Ю.С.: Хотел бы напомнить, что для более эффективной работы в рыночных условиях, учитывая и зарубежный опыт, в отрасли созданы вертикально-интегрированные структуры, которые консолидировали в себе авиастроительные активы. К их числу относятся:  Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная двигателестроительная корпорация, «Оборонпром», «Вертолеты России», «Авиаприборостроение». В каждой из этих компаний есть соответствующий потенциал.
На сегодняшний день мы можем видеть результат – запущен в серию абсолютно новый самолет SSJ100, которые в январе самолет получил европейский сертификат EASA. Реализация этого проекта позволила наработать компетенции и бесценный опыт сотрудничества с зарубежными партнерами, а также опыт реального выхода на конкурентные рынки, а не на те, которые в силу разных причин не использовались американскими и европейскими компаниями.
В ближайшие годы должен появиться среднемагистральный самолет МС-21, непосредственный конкурент наиболее массовым  Боинг 737 и Эрбас 320. Уверен, что компетенции, наработанные на самолете SSJ100, уже позволят нам достойно с ними конкурировать: ведь мало создать классный во всех смыслах самолет, его еще нужно продать, а это тоже нужно уметь. А потом еще и обеспечить соответствующий уровень сервиса, включающий в себя систему обучения пилотов, техников, организацию системы поддержки и т. д.
Если 2010 год считать периодом, когда мы вышли из затяжного пике, то 2011 год закрепил положительную динамику изменений. Особо стоит отметить гражданское авиастроение, где произведено 20 самолетов: 6-SSJ100;  5-Ту-204/214; 6-Ан-148, 1-Ил-96, 2-Бе-200. Понятно, что эти цифры существенно уступают масштабам выпуска гражданских самолетов компаниями «Боинг» и «Эрбас», но для нас важны позитивные тенденции, наметившиеся в гражданском авиастроении за последние годы.
 
«АС»: Юрий Борисович, как обстоят дела в других авиационных нишах:  военной авиации,  вертолётостроении, двигателестроении?
Ю.С.: В военной авиации мы  продолжаем расширять свое присутствие в мире. Россия сейчас второй после США экспортер военной авиатехники на мировом рынке. Наша авиапромышленность предлагает заказчикам как существующие и уже зарекомендовавшие себя образцы военной техники, такие как Су-30 или МиГ-29, так и новые Су-35 и Як-130. Успешно идут работы по истребителю пятого поколения ПАК-ФА.
Следует отметить успехи и в вертолетостроении. ОАО «Вертолеты России», являясь одним из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственным разработчиком и производителем вертолетов в России, а также одной из немногих компаний в мире, обладающих возможностями для проектирования, производства, испытаний и технического обслуживания современных гражданских и военных вертолетов, в 2011 году произвело более 260 вертолетов различных модификаций при плане в 214.
В области вертолетостроения успешно реализуются программы создания новых вертолетов, в том числе
Ми-38, Ка-226Т и Ка-62. По вертолету Ми-38 создан опытный образец с двигателями PW127/5, проводятся летно-доводочные испытания, строится опытный образец с двигателями ТВ7-117В. Ведутся ОКР по основным системам вертолета Ка-62, разрабатывается РКД на редуктор под установку двигателя Ardiden-3G. Программа создания и производства вертолета Ка-226Т осуществляется совместно с компанией «Turbomeca», поставляющей двигатели Arrius 2G для оснащения российского вертолета. В настоящее время изготовлены 3 опытных образца, успешно завершен первый этап испытаний. Начало серийных поставок запланировано на 2012 г.
Увеличение общего производства промышленной продукции в вертолетостроении за 2011 г  отмечается на уровне – 32,5% (ОАО «Арсеньевский Прогресс» – на 30,2%, ОАО «Роствертол» – на 66,5%, У-УАЗ – на 26,4%, КВЗ – на 18,9%).
Если говорить о двигателестроении, то мы, пожалуй, пока только догоняем мировых лидеров, хотя и достаточно успешно. В военной авиации мы никогда не отставали, а для гражданских самолетов только сейчас получаем двигатели, не уступающие перспективным зарубежным аналогам по экономичности, шумности, лобовому сопротивлению, весу и прочим параметрам. В двигателестроительной подотрасли реализуется программа создания отечественного двигателя ПД-14 для программы МС-21. На сегодняшний день в рамках ФЦП ГАТ разработан эскизный проект и проведены стендовые испытания газогенератора двигателя ПД-14. Получение сертификата типа планируется в 2015-2016 гг. Проект ПД-14, можно сказать, надежда нашего двигателестроения. Это не модернизация старого, а абсолютно новая разработка, которая должна породить целую серию современных двигателей для различных типов самолетов. В частности, этот двигатель предполагается ставить на упомянутый ранее самолет МС-21. Кроме того, ожидаем, что он будет интересен и зарубежным производителям самолетов. Рост производства в авиадвигателестроении за 2011 год составил 5,8% (ОАО «Пермский моторный завод» – на 17,9%, ОАО «УМПО» – на 7,8%, Салют – на 12,4%). 
Хотел бы также отметить рост производства и в авиаагрегатостроении и  авиаприборостроении на 8,7% и 13,8% соответственно.
 
«АС»: Юрий Борисович, в каком документе будут определены основные приоритеты в развитии отечественного авиастроения?
Ю.Б.: Подводя итог, хотелось бы отметить, что в результате реализованных мер государственной поддержки созданы условия, позволяющие завершить комплекс работ по подготовке к испытаниям и запуску в серийное производство новых образцов воздушных судов, которые в свою очередь создадут предпосылки для устойчивого поступательного развития авиационной отрасли России.
Кроме того, в настоящее время, с целью превращения научно-технического, производственно-технологического и экспериментального потенциала авиационной промышленности в поддерживаемый государством действенный инновационный ресурс, Минпромторгом России разрабатывается Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности» на период до 2025 года.
В рамках этой программы будут определены основные направления, цели и приоритеты развития авиационной промышленности (самолетостроение, вертолетостроение, двигателестроение, авиаприборостроение и авиаагрегатостроение, наука), а также комплекс мероприятий, разработка и реализация которых будут осуществляться на федеральном и региональных уровнях и финансироваться как за счет средств федерального бюджета, так и внебюджетных источников.
 
«АС»: Благодарю Вас за  интервью для журнала «АвиаСоюз».


комментарии (1):

air-squirrel      02/03/2012 [11:16:10]#1
после прочтения первых предложений "Выпускник МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук. Работал коммерческим директором ОАО «РОСТВЕРТОЛ»" дальше статью не читал...все понятно))













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»



Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer