Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Владимир Бобылев:
При посадке "Боинга" в Казани ничего сложного для диспетчера не было


20 ноября 2013 года Влас Мысько, Бизнес Online


Эксперты авиаотрасли продолжают искать причины ЧП в международном аэропорту Казань. Директор самарского центра «Аэронавигация Центральной Волги» Владимир Бобылев считает, что работа авиадиспетчерской службы не могла стать причиной казанской трагедии. О состоянии отрасли, о техническом оснащении казанского центра управления полетами Бобылев рассказал в интервью газете «БИЗНЕС Online».

«К НАМ МОЖНО ПРИЙТИ И В 20 ЛЕТ»
 
Владимир Павлович, одна из обсуждаемых в эти дни тем — это возраст диспетчера, который руководил посадкой разбившегося «Боинга» в казанском аэропорту. Кириллу Корнишину всего 25 лет, и это вызывает удивление у многих: может ли в таком возрасте диспетчер иметь необходимый опыт?
 
— Нормальный возраст. Я не знаю, что он окончил, но если после вуза они в 22 - 23 года приходят, то уже какой-то опыт есть. Конечно, мы тут некоторые по 40 лет работаем, но стаж в 2 - 3 года не говорит о слабой компетенции.
 
— Каков минимальный возраст для профессионального авиадиспетчера?
 
— 21 - 22 года, после вуза. Если кандидат поступил в среднее учебное заведение, то может прийти к нам и в 20 лет.
 
— Как вы оцениваете действия диспетчера в тот день в Казани?
 
— Я сам работал руководителем полетов, технологию знаю, ничего там сложного для диспетчера не было. Была штатная ситуация. Борт заходил на посадку, но была непосадочная конфигурация, в таких случаях борт уходит на второй круг. И это тоже не чрезвычайная ситуация. Уход на второй круг — это грамотное решение, которое принимает командир. Тут все было нормально. И когда он доложил о непосадочной конфигурации, доложил, что уходит на второй круг, диспетчер спокойно ему говорит: пожалуйста, набирайте 500 метров, заходите второй раз. Я не знаю, сколько кругов он реально сделал, материалов комиссии не видел, но думаю, что только один заход был. Я думаю, что у него просто была маленькая скорость. По тем кадрам, которые мы видели, он не садился. Он упал камнем. Когда самолет падает вертикально, без тенденции движения вперед, значит, у него нет скорости.
 
— По вашей оценке, каков уровень компетенций сегодня в отечественной аэронавигации? Образование диспетчеров соответствует требованиям времени?
 
— В России сейчас реализуются поистине революционные задачи: в частности, федеральная целевая программа по развитию нашего направления. Модернизируются радиотехнические средства, популяризируется работа авиадиспетчера. Поэтому недостатка в молодых людях, желающих оказаться в нашей сфере, нет. Специалистов готовят два высших учебных заведения — это Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. Есть и среднее образование — это санкт-петербургский и красноярский колледжи. Люди поступают туда после окончания школы с некоторым представлением о нашей работе. Среди них много продолжателей династий, с нами работают наши дети и внуки. Они знают, куда идут, чем будут заниматься, и представляют дальнейший уровень своего дохода. Тем не менее идет общая тенденция старения кадров, поэтому у нас уже пятый год набираются краткосрочные курсы из молодых людей до 30 лет, которые имеют техническое образование, владеют английским языком не ниже четвертого уровня и обладают требуемым нашей системой здоровьем. Все они проходят врачебно-летную экспертную комиссию практически на уровне летного состава. Это уже люди взрослые, все они уже закончили вузы, работали по специальности и в нашу профессию идут осознанно. Постепенно вопрос возрастного ценза выравнивается, и на работу сейчас приходят хорошо подготовленные, грамотные специалисты.
 
— Краткосрочные курсы — адекватная альтернатива академическому образованию?
 
— Люди ведь уже имеют высшее техническое образование, а на курсах только перепрофилируются.
 
— Насколько жесткий отбор может позволить себе служба?
 
— Да, у нас есть программа подготовки кадров, и мы рассчитываем на перспективу, сколько нам понадобится авиадиспетчеров. Желающих достаточно. Если взять по 15-месячным укороченным курсам, то, для примера, по нашему предприятию получается человек 5 на одну вакансию, которые соответствуют всем требованиям.
 
ЧЕТЫРЕ ЦЕНТРА
 
— В «Татаэронавигации», которая управляет полетами в Казани, оборудование новое, говорят, такого в России больше нет. Вы могли бы охарактеризовать качество той техники, которой пользуются в Казани? Оно зарекомендовало себя?
 
— Это оборудование прошло приемо-сдаточные испытания, штатную эксплуатацию, это не какая-то подпольная техника. С этим все нормально. Я точно не скажу, есть ли такое оборудование в других наших центрах, но оно  новейшее. «Галактика» там стоит. Мы тоже с 14 ноября начали работать на новейшем оборудовании, которое еще нигде в России не стоит. Правда, у нас не то, что в Татарстане, у нас автоматизированная система «Альфа-5». Общая модернизация в отрасли предполагает ввод новейших средств навигации.
 
— Вы сказали, что сейчас идет процесс модернизации оборудования. Это значит, что сегодня местами еще эксплуатируется старая техника?
 
— Безусловно, за один-два года мы не можем по всей России сменить оборудование. Но в настоящее время в России уже создано и работают четыре укрупненных центра: Московский, Ростовский, который покрывает воздушное пространство всего Кавказа, Хабаровский и 14 ноября был запущен в штатную эксплуатацию наш Самарский центр. К примеру скажу, что из своего укрупненного центра мы управляем воздушным движением и обеспечиваем безопасность полетов над 9 субъектами РФ. И в следующем году к нам присоединится Татарстан.
 
— То есть «Татаэронавигация» станет вашим филиалом?
 
— Такие планы в Росавиации есть, и они будут реализованы. Есть план мероприятий по созданию самарского укрупненного центра, и в 2014 году предполагается реорганизация «Татаэронавигации», включение ее в структуру филиала «Аэронавигация Центральной Волги». А верхнее воздушное пространство будет включено в структуру укрупненного самарского центра.
 
Это связано с общей системой развития аэронавигации в России. Воздушное пространство России неделимо, в РФ существует госкорпорация по организации воздушного движения, и мы — все 15 филиалов — подчиняемся этому юридическому лицу. Это стратегия развития аэронавигационной системы.
 
В НЕБЕ НЕ ХВАТАЕТ МЕСТА
 
— Трудовые споры, которые гремели несколько лет назад в вашей отрасли и сопровождались забастовками, сегодня решены?
 
— Споры между профсоюзом и работодателем никогда не могут быть решены полностью. Всегда кто-то чем-то недоволен, но таких глобальных вопросов, которые приводят к забастовкам, конечно, уже нет. У нас хороший коллективный договор, достаточно серьезная социальная программа. К примеру, наш работник и один из членов его семьи имеют право раз в год вылететь в любую точку земного шара бесплатно. Пенсионный ценз хороший: авиадиспетчер, проработавший не менее 10 лет непосредственно в организации воздушного движения, имеет право выйти на пенсию уже по достижении 50 лет. Бесплатное питание, 36-часовая рабочая неделя, оплата труда на уровне средней зарплаты по России.
 
— Недавно изменились правила навигации полетов, диспетчеры к ним уже адаптировались?
 
— Мы должны безукоризненно и безусловно их выполнять с момента вступления в силу. Правила сократили интервалы по эшелонированию, то есть мы в одном воздушном пространстве можем провести гораздо больше судов уже с другими интервалами, это уведомления в нижнем воздушном пространстве... Правил много, но все они уже внедрены и отработаны на должном уровне, здесь никаких вопросов нет.
 
— Часто ли возникают нештатные ситуации в целом по России?
 
— Это техника. К сожалению, она иногда отказывает. Авиадиспетчеры отрабатывают вероятные ситуации на современных тренажерах так же, как летчики. Периодически каждый диспетчер проходит тренажерную подготовку. К сожалению, в реальности нештатные ситуации случаются, но диспетчеры к ним готовы. То, что произошло в Казани, — это катастрофа. А если где-то отказал двигатель или не убралось шасси — это штатные ситуации, из которых мы выходим практически всегда с честью. За последний год серьезных происшествий в госкорпорации не случалось.
 
До недавнего времени, допустим, еще 10 лет назад, об авиадиспетчерах слышали только то, что они бастуют. Но задача наша — безопасность полетов. Людям кажется, что небо безоблачно и безгранично, но это не так. В небе места не хватает. В данную секунду в воздухе находятся порядка 100 тысяч человек.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане



Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

РИА "Новости"
Юрий Борисов: Россия должна производить к 2025 году 250 спутников ежегодно

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer