Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Денис Мантуров:
Соберут под крыло


10 декабря 2013 года Татьяна Зыкова, Российская газета


В ближайшие два года в России появятся разработки специальных воздушных судов для местных линий и принципиально нового легкомоторного самолета. Каких еще новинок ждать от авиапрома, нашему экономическому обозревателю рассказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

В России, как уже писала "РГ", будет создан Национальный авиационный исследовательский центр Институт имени Н.E. Жуковского. И у него есть все шансы составить конкуренцию мировым аэрокосмическим гигантам американскому NАSА, французской ONERA и китайской CАЕ.
 
Денис Валентинович, какие проекты вы бы выделили как самые перспективные?
 
Денис Мантуров: ЦАГИ Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского подготовил подробный сценарий, как в ближайшие 10 лет будут развиваться направления, связанные с новыми компоновками самолета, обликом летательных аппаратов. Это и вопросы, связанные с двигателестроением, с новым оборудованием, включая и авионику, и другие системы.
Делаются первые попытки участия в большой технологической инициативе Европы Technology Joint совместно с большой европейской технологической платформой Clean Sky "Чистое небо". Координатором с российской стороны является ЦАГИ. 2014 год объявлен Годом науки Европы и России.
 
Поэтому мы рассматриваем возможность появления новых интернациональных проектов в авиации (Clean Sky 2 и Horizont 2020). Отмечу очень интересный проект Хексофлайт. Он связан с разработкой высокоскоростного гиперзвукового гражданского аппарата, который будет летать с числом Маха 7 или 8. Есть проект по новым концепциям системы управления электрического самолета. Третий проект это продолжение проекта ALASKA работы с дальнейшим продвижением технологии создания сеточных силовых конструкций из композитов.
Недавно в Общественной палате прошли слушания по корректировкам госпрограммы "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы". Одна из подпрограмм, которая была актуализирована, по малой авиации. Каким образом теперь планируете ее развитие?
Денис Мантуров: Для покрытия текущих потребностей местных воздушных перевозок будет модернизирован парк самолетов Як-40 и Ан-2. На Як-40 будет заменена силовая установка на турбореактивные двигатели производства американской компании Honeywell. На Ан-2 установлен турбовинтовой двигатель. В 2014 году будет выпущено 62 ремоторизованных Ан-2.
 
Однако в ближайшие два года приоритетом будет проведение НИОКР по разработке новых воздушных судов для местных линий. Другое направление - разработка собственного принципиально нового легкомоторного самолета. В 2013-2015 годах на это выделено 1,3 миллиарда рублей. Мы объявили конкурс на выполнение НИР на разработку перспективного семейства легкомоторных самолетов. Победитель уже определен. К концу следующего года по этому проекту хотим получить демонстратор. Кроме того, госкорпорация "Ростех" реализует проект по разработке воздушных машин из поликомпозитных материалов размером 9-19 мест. Производство организовано совместно с австрийскими производителями самолетов авиации общего назначения и мотопланеров Diamond Aircraft Industries.
 
А с 2017 года акцент господдержки сместится на решение вопросов сертификации воздушных судов и стимулирование спроса. Для этого предусмотрены различные субсидии компаниям-производителям воздушных судов для местных и региональных линий. А с 2021 года необходимо приступить к разработке нового поколения умных летательных аппаратов для отечественной региональной авиации.
 
После создания Национального авиационного исследовательского центра много что изменится и в организационном плане. Как это будет?
 
Денис Мантуров: Сейчас на российскую авиационную науку работают несколько ключевых, но разрозненных научных центров. Каждый обладает компетенциями. Кто-то в области аэродинамики и прочности конструкций, кто-то в двигателестроении, кто-то в испытаниях. Теперь эти связанные между собой области войдут в единую систему управления научно-исследовательским, технологическим и кадровым потенциалом.
 
Ученые нацелятся на масштабные научные перспективные проекты. Как в гражданской, так и в военной авиации. В одиночку такие проекты тянуть нерационально. Тем самым мы добьемся высокой координации, концентрации ресурсов при создании научно-технического задела, особенно в прорывных и критических технологиях. Прекратится дублирование при заказе работ. Будет внедрено долгосрочное планирование по развитию авиационной науки и технологий. В итоге мы ожидаем увеличения внедренных в производство разработок. При этом физического перемещения этих учреждений не будет.
 
Как будет выстроено управление новым центром, процесс взаимодействия между институтами?
 
Денис Мантуров: Основным учредителем НИЦ станет правительство РФ, которое будет назначать членов наблюдательного совета и генерального директора. Минпромторг займется формированием государственного задания, согласованием имущественных вопросов с Росимуществом. Все это нашло отражение в законопроекте, который должен пройти через Госдуму и Совет Федерации, затем его должен подписать президент страны. Вновь созданной структурой будет только федеральное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ) "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского". Штат не превысит 100 человек. Для сравнения, в одном только ЦАГИ работают 4500 сотрудников. Сокращений в других институтах, которые вольются в состав центра, не планируется. Для них изменится только юридическая форма. Нынешние федеральные унитарные предприятия преобразуются в федеральные автономные учреждения. На самом деле это прецедент не только для авиационной, но и для всей российской науки. С учетом изменений, которые происходят в РАН, новый опыт станет хорошей предпосылкой к последующему его распространению на другие научные центры в других отраслях промышленности.
 
И в каких?
 
Денис Мантуров: Крайне важная отрасль для нас судостроение. Речь идет о Крыловском научном центре, к которому уже присоединен ряд профильных институтов. Это и наше станкостроение. Начало объединению научного потенциала в этой сфере положено с созданием инжинирингового центра на базе СТАНКИНа. Словом, все области, в которых необходимо создание полных точек роста для отраслевой науки.
 
Во сколько обойдется налогоплательщикам создание Национального исследовательского центра "Институт имени Н.E. Жуковского"?
 
Денис Мантуров: Оно не повлечет дополнительных затрат из средств федерального бюджета. Вначале организации будут финансироваться в рамках принятых госпрограмм и профильных федерально-целевых программ. А после преобразования в федеральные автономные учреждения за счет субсидий на выполнение государственного задания, доходов от оказания услуг по государственно-частному партнерству, продажи прав на интеллектуальную собственность. Это предусмотрено законом об автономных учреждениях. Хочу отметить, что, например, в ЦАГИ объемы научно-исследовательских работ растут не только в рамках госзаказа. Финансируемые за счет средств корпоративных заказчиков научные разработки в прошлом году значительно выросли.
 
Каким образом могут продаваться научные разработки?
 
Денис Мантуров: Конечная задача производить серийную летную технику. Разрабатываться новые летательные аппараты будут за счет научного задела, который за бюджетные деньги формируется в научном центре. Если раньше, к примеру в советское время, решения о создании образца авиационной техники принимались, как правило, в качестве меры так называемого "симметричного ответа" Западу, а техзадание формулировалось на самом первом этапе и научные изыскания для достижения заданных параметров велись, не считаясь с затратами, практически любой ценой, то сегодня подход более прагматичный и экономически взвешенный. И предполагает через государственное задание давать заказ центру на проведение научно-исследовательских работ. Затем доводить их до опытных образцов, точнее, демонстраторов. После этого будет приниматься решение о конструкторской работе, которую возьмут на себя производственные предприятия. В том числе за счет государственного и частного софинансирования.
 
Этот финансовый механизм будет действовать до 2015 года. Но после 2016 года начнет перенастраиваться на принципы возвратного финансирования, когда выделенные на реализацию проектов средства должны возвращаться заказчику. Мы предполагаем, что для этого будут создаваться отраслевые фонды. Пока же возврат будет происходить за счет поступления налогов от уже произведенной продукции. В данном случае центр получает и более масштабные перспективы использования своего научно-технического задела в рамках международных научных программ. Например, ЦАГИ сегодня является участником нескольких программ, которые финансируются как из российского бюджета, так и из научных международных центров. При этом каждый участник извлекает свою пользу, получая максимально быстрый результат научных исследований. Сегодня любая научно-техническая идея и разработка это очень затратное для одного только бюджета мероприятие. При консолидации финансов можно получить необходимую коммерческую отдачу и сократить временной эффект.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»



Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

РИА "Новости"
Юрий Борисов: Россия должна производить к 2025 году 250 спутников ежегодно
Артём Кореняко
РБК
Глава Росавиации: "Предлагаю термин "каннибализация" не использовать"
Наталия Ячменникова
Российская газета
Валерий Шелковников: Мы упускаем реальную возможность внедрить проактивный метод предотвращения авиапроисшествий
Юлия Мартынова
МАИ
Инженеры новой формации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer