Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Борис Слюсарь:
"Россия укрепляет позиции на мировом рынке вертолетов"


26 декабря 2013 года Наталья Гордеева, КоммерсантЪ - Ростов-на-Дону


В настоящее время ОАО «Роствертол» готовит к серийному производству сразу две новые модели вертолетов. О перспективах новинок, самых актуальных тенденциях в вертолетостроении и о том, зачем необходим перенос производства ОАО «Роствертол» из Ростова-на-Дону на площадку в Батайске, „Ъ“ рассказал генеральный директор компании Борис Слюсарь.

— Борис Николаевич, какие новые тенденции вертолетостроения в России и в мире Вы могли бы отметить?
 
— Сейчас для всей отрасли характерно внедрение новых технологий и новых материалов с упором на экологические аспекты. Новейшее оборудование и материалы позволяют повышать качество и конкурентоспособность продукции.
 
Важнейшим направлением в развитии вертолетной отрасли остается эволюционное совершенствование хорошо себя зарекомендовавших моделей. Такие компании как Bell и  Sikorsky не пренебрегают развитием своих «рабочих лошадок». В  общем-то, по этому пути сегодня уверенно шагают все крупнейшие мировые производители, и российские — не исключение.
 
Актуально также создание новых вертолетов, в том числе обладающих повышенными летно-техническими характеристиками и более высокой скоростью. Американцы, компания Sikorsky, начали эту работу раньше остальных производителей. Активная работа ведется в Eurocopter. Над  программами по созданию высокоскоростных вертолетов сегодня работают и наши разработчики — КБ Миля и КБ Камова.
Еще одна заметная тенденция — активизация деятельности китайских производителей.
 
— Как выглядят сегодня позиции нашей страны на мировом рынке?
 
— Россия укрепляет позиции на  мировом рынке вертолетов. Так,  только в этом году Россия представила мировому рынку новейшие разработки — гражданские вертолеты Ми-171А2, Ка-62 и опытный образец транспортно-пассажирского Ми-38 с  российскими двигателями.
 
Важный шаг для развития отечественного вертолетостроения был сделан в 2007 году, когда был создан холдинг «Вертолеты России». В него вошли конструкторские бюро имени Михаила Миля и Николая Камова, пять производственных площадок, включая «Роствертол», предприятия по производству, обслуживанию и ремонту комплектующих изделий и  сервисная компания. Сегодня «Вертолеты России» — один из ведущих мировых производителей вертолетов. Подчеркну, что холдинг является единственной международной вертолетной компанией, демонстрировавшей непрерывный финансовый рост в течение последних пяти лет. В 2012  году холдинг поставил на рынок 290 вертолетов, что на 10,7% выше показателя 2011  года. За шесть месяцев 2013  года показатель EBITDA увеличился на 29,3% — до 11,8 млрд руб., а портфель заказов вырос до 870  вертолетов общей стоимостью около 384  млрд руб. Планируется, что по итогам года объем поставок холдинга достигнет 300  вертолетов различного класса и  назначения. Это позволит ему увеличить долю мирового рынка вертолетов — сейчас она превышает 14%.
 
— Насколько востребована продукция российских предприятий, в том числе «Роствертола», на внутреннем и международном рынках?
 
— Спрос на нашу продукцию не просто сохраняется на достаточно высоком уровне, но и растет с каждым годом. У нас внушительный стаж экспортной деятельности, на зарубежный рынок мы поставляем вертолеты с 1964 года. Продукция «Роствертола» знакома заказчикам более 30 стран мира. Наиболее высокий спрос на российские вертолеты традиционно наблюдается на Ближнем Востоке, в Африке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Латинской Америке, России и в странах СНГ. Крупнейшие заказчики продукции «Роствертола» — Министерства обороны России и других стран, МЧС России, авиакомпании-операторы вертолетной техники, такие как «ЮТэйр», и  другие крупные российские и международные компании.
 
— С кем заключались последние контракты «Роствертола» на внешнем рынке?
 
— В связи с тем, что мы производим в основном продукцию военного назначения, одним из обязательных условий контрактов является пункт о неразглашении информации. К тому же, контракты на гражданскую продукцию заключаются холдингом «Вертолеты России», на  военную — «Рособоронэкспортом». Информация подобного рода раскрывается только при условии согласия наших партнеров.
 
— К каким моделям чаще всего проявляют внимание заказчики?
 
— Востребованы как боевые, так и гражданские вертолеты. «Роствертол» — единственное предприятие в  мире, которое производит самый тяжелый серийный вертолет Ми¬-26Т и его военный вариант Ми¬-26. Кроме того, сегодня на заводе серийно производится боевой вертолет нового поколения Ми¬-28Н «Ночной охотник», который принят на вооружение Министерством обороны России в качестве ударного вертолета, а  также многоцелевой ударный вертолет Ми- ¬35М, разработанный на основе всемирно известного Ми-24.
 
На мировом рынке устойчивым спросом пользуется вертолет Ми-26Т. Это единственный в мире вертолет, способный перевозить груз внутри кабины или на  внешней подвеске общим весом до  20  т. Как  и  все вертолеты российского производства, Ми-26Т надежен в  эксплуатации, достаточно прост в обслуживании и  может храниться под открытым небом. Кроме того, на Ми-26Т установлены двигатели Д-136  — они обеспечивают вертолету высокую скорость и хорошие характеристики работы в жарком и  разреженном горном воздухе. Эти  вертолеты отлично себя проявляют и  во время ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В частности, Ми-26Т МЧС России эвакуировал жителей села Ивановка Зейского района Амурской области. Там, как Вы знаете, река подтопила около 150 жилых домов и социальных объектов. Другой Ми-26, Министерства обороны РФ, на время ликвидации последствий ЧС работал в качестве мобильной авиазаправочной станции. Топливозаправочный вариант этого вертолета обеспечивает оперативную доставку более 14 т авиатоплива. Как правило, он применяется для заправки вертолетов, которые отправляются в зоны паводков. Использование Ми-26 в качестве топливозаправщика позволяет увеличить мобильность вертолетных групп. Это значительно экономит время, а  ведь во время чрезвычайной ситуации каждая минута на счету.
 
Ми-26Т выпускается не первый год, и интерес к нему в последнее время растет. Во многом это объясняется тем, что у вертолета практически нет конкурентов среди гражданских иностранных машин в этом классе. Все современные существующие либо находящиеся в разработке западные тяжелые вертолеты предназначены исключительно для военного применения и недоступны для многих стран как по финансовым, так и  по политическим причинам.
 
В настоящее время основными эксплуатантами этого вертолета, помимо самой России и стран СНГ, являются Китай, Индия, Венесуэла, Греция. Кстати, в Европе есть проект по самостоятельному или совместно с  США созданию аналогичного тяжелого вертолета. Однако видимого прогресса он пока не демонстрирует. По моему убеждению, наиболее рациональным, с коммерческой точки зрения, решением для Европы была бы кооперация по данной программе с «Вертолетами России» и «Роствертолом».
 
— Сейчас предприятие планирует модернизировать Ми-26Т. Что изменится в новой версии?
 
— В настоящее время «Роствертол» готовится к серийному выпуску многоцелевого тяжелого транспортного вертолета Ми-26Т2, являющегося модернизацией вертолета Ми-26Т. Возможности применения Ми-26Т2 расширены, он оснащается самой современной авионикой, которая позволяет снизить количество экипажа.
 
Замечу, что новая разработка не только соответствует последним тенденциям в мировом авиастроении, но и экономически выгодна. Сокращение количества членов экипажа (с пяти в Ми-26Т до двух в Ми-26Т2) даст возможность снизить прямые и  эксплуатационные расходы, а также уменьшить затраты на подготовку и переобучение летного персонала. В  настоящее время вертолет находится на испытаниях.
 
— В этом году на крупнейшей выставке МАКС «Роствертол» представил новый вертолет Ми-28Н с двойным управлением. В чем его отличия от «Ночного охотника»?
 
— На МАКСе демонстрировался опытный образец нового учебно-боевого вертолета Ми-28Н с двойным управлением. Он предназначен для обучения военных летчиков, которым необходима практика налета на вертолетах Ми-28Н «Ночной охотник». Основное отличие новой модели — двойная гидромеханическая система управления, которая позволяет управлять вертолетом как из кабины летчика, так и из кабины летчика-оператора, выполняющего функции инструктора. Ми-28Н с двойным управлением позволит качественно улучшить и сделать более эффективным процесс подготовки пилотов вертолетов Ми-28Н.
 
Хочу отметить, что американцы и европейцы далеко ушли в плане тренажеров. Но они признают, что завидуют тому, что наши пилоты имеют возможность обучаться непосредственно на вертолетах. Это хоть и не дешевое, но самое эффективное обучение.
 
При этом Ми-28Н с двойным управлением может выполнять все функции ударного вертолета. Вертолет создавался в соответствии с требованиями Минобороны России. Новую машину разработал Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля, а «Роствертол» в  этом году изготовил опытный образец. Сейчас вертолет проходит предварительные летные испытания.
 
— Какую технику поставляет завод в рамках гособоронзаказа?
 
— Вот уже третий год подряд мы поставляем Минобороны всю линейку наших серийных вертолетов: боевой Ми-28Н «Ночной охотник», многоцелевой военно-транспортный Ми-35М, а также самый грузоподъемный в мире серийный вертолет Ми-26.
 
Исполнение гособоронзаказа — одна из приоритетных задач, стоящих перед нашим предприятием и  холдингом «Вертолеты России» в  целом. Сейчас контракты на поставку техники в войска стали подписывать на три-пять лет, что очень важно для нас. В таком производстве как наше, которое требует стабильности и разумного использования производственных мощностей, долгосрочное планирование является серьезным преимуществом. Мы уделяем большое внимание выполнению гособоронзаказа, поскольку это вопрос укрепления обороноспособности нашей страны.
 
— Во время посещения ОАО «Роствертол» Президент России Владимир Путин рассказал о существующем дисбалансе производства вертолетов в пользу военной авиации, а не гражданской. Каковы перспективы производства вертолетов для гражданских целей в настоящий момент?
 
— Исторически сложилось, что «Роствертол» производит в основном военные вертолеты. Но это не значит, что мы не готовы осваивать гражданскую технику. Моя мечта — производить на заводе легкие гражданские вертолеты. Я считаю, что сейчас, когда дороги постоянно забиты, они были бы очень востребованными. Такой вертолет может экономить время руководителям крупных компаний, для которых каждая минута на счету.
 
— Насколько высоким может быть спрос на такую продукцию на внутреннем и внешнем рынках?
 
— Российская продукция гражданского назначения различных классов уже занимает ключевые ниши как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Если говорить о модельном ряде российских вертолетов в целом, то гражданские вертолеты поставляются как отечественным компаниям-операторам, так и иностранным заказчикам.
 
Рост продаж такой продукции можно обеспечить благодаря системе сервисной поддержки, отработанной до мелочей. Я говорю о поддержке полного жизненного цикла продукции: своевременной поставке запчастей, гарантийном, послегарантийном обслуживании, ремонте. Сложность этой работы для серийных заводов заключается в том, чтобы полностью исключить сбои в поставках отдельных агрегатов и приборов, устанавливаемых на вертолеты, со стороны производителей комплектующих. Я считаю, что тут требуется железная дисциплина
 
— В настоящее время планируется перенос производственных мощностей предприятия за пределы городской черты. В связи с чем необходим этот шаг?
 
— Завод был основан в 1939 году и, как Вы понимаете, в то время находился на окраине Ростова-на-Дону. Город рос, и мы оказались практически в его центре. Летно-испытательная станция завода граничит с жилыми кварталами. Поскольку испытания ведутся днем и ночью, это может доставлять неудобства горожанам.
 
В октябре этого года было подписано распоряжение Правительства России о передаче нашему предприятию аэродрома в Батайске. Прорабатываются детали строительства летно-испытательного комплекса и всех необходимых для его эксплуатации зданий и сооружений. Таким образом, со временем в Авиагородок будет перенесена основная часть испытательных полетов, а также обучения летчиков и техников. Планируется, что существующая летно-испытательная станция будет осуществлять обеспечение первого полета каждого нового вертолета, а также перелета машин на летно-испытательную станцию в Батайск.
 
— Не помешают ли полеты вертолетов жителям Батайска?
 
— Нет, аэродром в Батайске расположен таким образом, что все вылеты могут осуществляться в сторону, противоположную жилым районам.
 
— Вы отметили, что ключевая тенденция отрасли — внедрение новых технологий и новых материалов. Успевает ли ростовское предприятие за развитием мировых технологий в сфере вертолетостроения?
 
— Сегодня надо работать на опережение. Я часто говорю своим конструкторам, что необходимо спешить. Новые разработки, которые у нас есть, следует внедрять как можно быстрее. В первую очередь, это касается использования новых материалов. Те материалы, которые ранее традиционно применялись, постепенно уходят на второй план. На первый выходят полимеры и композиционные материалы, которые существенно облегчают вертолет и позволяют значительно улучшить его тактико-технические характеристики.
 
У нас на предприятии систематически обновляется оборудование технического парка, что позволяет обрабатывать детали с большей точностью в высокоскоростном режиме. Это существенно сокращает цикл обработки, снижает объем разметочных работ, повышает производительность труда и  качество готовых изделий. В последние годы мы построили и ввели в  эксплуатацию новые объекты: лабораторию динамических испытаний, участок анодирования. Провели реконструкцию всех производственных корпусов.
 
В цехе механической обработки деталей установлены новые многокоординатные обрабатывающие центры, которые применяются для создания деталей вертолетов. На  этих станках обрабатываются детали механосборочного производства любой сложности и конфигурации вне зависимости от видов материалов. Трудоемкость механообработки при этом снизилась в два-три раза.
 
Качественные изменения произошли в технологическом процессе производства: мы перешли на изготовление деталей, узлов и вертолета в целом по его математической модели, подготовленной разработчиком. Впервые, кстати, этот метод был применен как раз при проектировании учебно-боевого Ми-28Н «Ночной охотник» с двойным управлением.
 
Добавлю, что в рамках технического перевооружения предприятий холдинга «Вертолеты России» мы получаем доступ к самым передовым технологиям производства, которые позволяют повысить качество и надежность продукции, увеличить количество производимых вертолетов и оптимизировать экономическую эффективность, а также экологичность производства.
 
— Каковы, с Вашей точки зрения, перспективы развития вертолетостроения в ближайшие два-три года?
 
— Вертолетостроение в мире развивается продолжительными циклами, которые могут насчитывать 20 и более лет. Сегодня мировой вертолетный рынок находится в начале очередной фазы подъема и растет быстрее мирового ВВП, в том числе благодаря необходимости обновления существующего парка. Я лично согласен со многими экспертами, которые высоко оценивают перспективы развития отрасли.
Среди движущих факторов развития вертолетостроения в России — обновление российского гражданского вертолетного парка в рамках реализации программы повышения транспортной доступности удаленных регионов, а также масштабная программа перевооружения Российской Армии до 2020 года.
 
В целом, на мой взгляд, вертолетостроительная отрасль страны сегодня развивается успешно, но это не значит, что можно успокаиваться. Напротив, необходимо работать более активно. В августе этого года, когда Владимир Владимирович Путин посетил наше предприятие и провел совещание о перспективах развития российского вертолетостроения, руководство холдинга «Вертолеты России» озвучило планы — довести к 2020 году долю отечественной продукции на мировом рынке до 20%, а годовой объем производства увеличить до  470  вертолетов. Имея такие установки, нам некогда расслабляться, поскольку в решении этих задач «Роствертол» будет играть не  последнюю роль.



комментарии (0):













Материалы рубрики


ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым



Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

РИА "Новости"
Юрий Борисов: Россия должна производить к 2025 году 250 спутников ежегодно
Артём Кореняко
РБК
Глава Росавиации: "Предлагаю термин "каннибализация" не использовать"
Наталия Ячменникова
Российская газета
Валерий Шелковников: Мы упускаем реальную возможность внедрить проактивный метод предотвращения авиапроисшествий

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer