Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Виктор Смолин:
Тренер по авиаспорту: будущее авиации - за доступными аэроклубами


22 августа 2013 года Александр Кудрявцев, РИА Новости


Сборная команда России по самолетному спорту, мировой лидер спортивного высшего пилотажа, не может вылететь на чемпионат мира в США из-за нехватки средств на транспортировку трех самолетов на место проведения соревнований. О сложившейся вокруг самой титулованной команды мира ситуации и о том, почему малая авиация важна для развития военной и гражданской авиации РФ корреспонденту РИА Новости Александру Кудрявцеву рассказал главный тренер сборной команды РФ по самолетному спорту, петербуржец Виктор Смолин.

Чемпионат мира по высшему пилотажу заключается в соревновании по четкости выполнения фигур высшего пилотажа на спортивных самолетах среди пилотов из разных стран. Исполнение оценивается в баллах, при этом каждая фигура имеет свой коэффициент сложности. Победителем становится пилот, набравший максимум очков, которые высчитываются в результате умножения набранных баллов на коэффициент сложности.

Участие нашей команды в чемпионате мира под угрозой срыва. В чем причина?

Транспортировка наших трех одноместных самолетов Су-31 и Су-26 М-3 в штат Техас, где в с 9 по 19 октября пройдут соревнования, стоит около 320 тысяч долларов. Наш спонсор, который обещал доставить самолеты в США, из-за низкой активности на рынке авиагрузовых перевозок не сможет выполнить уговор. Нам нужно быть там в конце сентября, чтобы успеть собрать самолеты и потренироваться для адаптации к местным условиям и разнице во времени. Перевозка техники осуществляется транспортными самолетами Ил-76 или "Руслан".

Ситуация осложняется тем, что альтернативная доставка морем занимает 45 — 50 дней, то есть отправляться нужно уже сейчас. Это значит, что команда остается без самолетов для тренировок на весь этот период. Нам пытаются помочь другие коммерсанты, но что получится, сказать пока трудно. Такие деньги в короткий срок получить сложно. В начале августа мы отправили письмо в администрацию президента, ожидаем ответа.

Ощутима ли помощь государства?

В нашем распоряжении пять предоставленных государством спортивных самолетов. К сожалению, из госбюджета на наш вид спорта выделяется около 5 — 7% от необходимого финансирования. Всех этих денег в год хватит на четырехдневную тренировку сборной из 30 человек. Так что в основном существуем на энтузиазме и спонсорской помощи.

Такое отношение сегодня к спортивной малой авиации и высшему пилотажу связано с тем, что самолетный спорт — не олимпийский вид спорта. Но почему такая дискриминация? Чем мы хуже того же олимпийского керлинга? Чиновники считают, что спортивная авиация непопулярна. В Советском Союзе авиационные виды спорта были массовыми при поддержке государства.

Тем не менее, сборная команда России продолжает побеждать?

В 2011 году наш пилот Михаил Мамистов во второй раз стал абсолютным чемпионом мира, в 2012 — в четвертый раз абсолютным чемпионом Европы. Он тренировался порядка 20 часов в год. Серебряный призер чемпионата Европы — француз, капитан ВВС, пилот "Миража", перед соревнованием налетал 200 часов на спортивном самолете. Ему ежедневно предоставляли самолет, техников, горючее, тренера, но наш летчик все равно стал лучшим.

Мы побеждаем другие страны даже несмотря на то, что у пилотов гораздо меньше летных часов, чем у их коллег. Сказывается хорошая школа.
Больше всех абсолютных чемпионов мира, обладателей кубка Арести, высшей награды в самолетном спорте, у нас в России — семь человек, из них двое завоевывали этот титул дважды. Мы не проиграли ни одного чемпионата Европы с 1999 по 2011 год. Только нашим пилотам удавалось в командном зачете стать чемпионами мира три раза подряд.

Большинство членов российской сборной по профессии — летчики-инструкторы. Спорт наш индивидуальный, но удалось собрать команду, в которой люди друг другу помогают. Недостаток налета компенсируется тем, что у нас — коллективное творчество. Наработка одного становится достоянием всей команды.
Зачем вообще нужны малая авиация и аэроклубы? Ведь сейчас это скорее хобби для обеспеченных?

Одна наша сборная, в которую входят, как правило, члены аэроклубов, дала государству двух дважды героев СССР и России, четырех героев СССР и России, космонавтов, летчиков-испытателей и пилотов гражданской авиации.

Выпускники аэроклубов становятся хорошими гражданскими пилотами, потому что изначально в авиацию они пришли для души, а не для кошелька. Безусловно, в училищах готовят профессионалов — но именно выходцы из аэроклубов, отучившиеся потом на летчиков, будут работать по специальности. Ведь часто случается так, что обычный выпускник авиаучилища просто не проходит профотбор, например, из-за состояния здоровья.

Однако сейчас для человека со средним доходом учиться в аэроклубе накладно. Час полета в аэроклубах стоит около 20 тысяч рублей, а чтобы стать пилотом-любителем, нужно налетать минимум 40 часов. Поэтому самолетный спорт перестал быть доступным для всех и сильно "повзрослел". Для достижения высокого спортивного результата нужны три важных условия — желание, талант и возможность потратить значительное количество денег и времени.

Как можно исправить ситуацию?

Необходимо снова строить спортивные самолеты и возродить аэроклубы. Доходит до абсурда — выпуск лучшего в мире спортивного самолета Су-26, до сих пор востребованного и в России, и во всем мире, прекращен в конце 90-х. Их теперь выкупают за границей и возвращают на Родину.

Авиапромышленность остается в тяжелом состоянии. Например, авиационный бензин в России не производится, его литр стоит 100 рублей, а расход составляет 120 л в час. После разрухи 90-х закрылись почти все военные авиационные училища, по-прежнему проблемы с кадрами.

Ситуацию могло бы изменить оснащение хотя бы двадцати аэроклубов в стране всего двумя новыми самолетами на каждый. Возрождение системы поэтапного государственного обучения смогло бы привлечь талантливую молодежь, многим из которых сейчас путь в пилоты закрыт из-за высоких цен. И тогда авиационный спорт поднялся бы на такую высоту, что никакому футболу и не снилось. Страна получила бы летчиков военной и гражданской авиации, пришедших в профессию по призванию.

В Европе сегодня вводятся полеты на пилотажных самолетах для командиров гражданских авиалайнеров чтобы они могли прочувствовать критические режимы полета не за компьютером, а в небе, в реальной обстановке. А мы по-прежнему все сидим и чего-то ждем.


 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»



Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer