Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Олег Остапенко:
В октябре 2013 года положение дел на Восточном было уже критическим


11 ноября 2014 года Иван Сафронов, КоммерсантЪ


В 2013 году президент Владимир Путин дал старт реформе космической отрасли, отдав всю промышленность в ведение Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК). Функции государственного заказчика остались за Федеральным космическим агентством (Роскосмос). Его руководитель ОЛЕГ ОСТАПЕНКО рассказал корреспонденту "Ъ" ИВАНУ САФРОНОВУ о том, что за год изменилось в структуре ведомства, пояснил смысл проводившихся на предприятиях отрасли проверок и объяснил, почему космодром Восточный строится медленнее, чем должен.

"Отток кадров из агентства довольно существенный, и противостоять этому непросто"
 
— Вы возглавляете Роскосмос уже больше года. Что и для чего вы изменили в его структуре?
 
— В 2012-2013 годах президент и премьер-министр неоднократно указывали Роскосмосу на серьезные недостатки в работе всей отрасли. Прежде всего, проблемным было технологическое оснащение предприятий, низкий уровень организации управления и планирования. Страдала культура производства и — как следствие — качество продукции.
 
По этим направлениям мы и начали свою работу. Кардинально изменили структуру центрального аппарата, восстановили подразделения по реализации целевых задач, выстроили систему подчиненности и ответственности, то есть определили четкую вертикаль управления. Очень чувствуется нехватка персонала, особенно сейчас. Много проблем накопилось и в промышленности. Мы их решали самостоятельно с конца 2013 года и сейчас продолжаем эту работу уже совместно с ОРКК.
 
— Что должна сделать служба внутреннего контроля?
 
— На нас, как на главного распорядителя бюджетных средств в космической отрасли, возложены контрольные функции. В управлении финансово-бюджетного обеспечения и экономики работал отдел финансового контроля, состоящий из четырех человек. Выполнить все свои задачи в полном объеме он не мог. Не помогло и привлечение представителей предприятий.
Поэтому в Роскосмосе было создано внеструктурное подразделение — служба внутреннего контроля. В нее вошли сотрудники агентства, занимающиеся контрольной деятельностью на постоянной основе совместно с профильными штатными сотрудниками предприятий. Правильность принятого решения подтверждается конкретными цифрами. Но самое главное, эта служба помогает выстроить правильную систему работы.
 
— О каких результатах уже можно говорить?
 
— За четыре месяца своего существования Служба проверяла работу и центрального аппарата Роскосмоса и предприятий. Выявлены нарушения, послужившие основанием для передачи материалов в правоохранительные органы. По ним были возбуждены три уголовных дела и возвращены 16 млн руб. в госбюджет. Кроме того, служба предотвратила незаконное перечисление денежных средств на счета коммерческих организаций в размере более 700 млн руб. Думаю, что до конца года эта цифра достигнет 1 млрд руб.
 
— Служба внутреннего контроля получит доступ на предприятия ОРКК?
 
— Она создана, чтобы проводить проверки на предприятиях, подведомственных Роскосмосу. Если у корпорации возникнет потребность в ее услугах, то мы с Игорем Анатольевичем Комаровым (генеральным директором ОРКК.— "Ъ") определим порядок работ в интересах корпорации.
 
— Когда Роскосмосу была подведомственна вся ракетно-космическая промышленность, по вашему распоряжению провели проверки на трех самых проблемных предприятиях отрасли — Государственном космическом научно-производственном центре (ГКНПЦ) им. Хруничева, ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" и компании "Российские космические системы". Каковы их итоги?
 
— Проверки по вопросам финансово-хозяйственной деятельности на ГКНПЦ им. Хруничева и в РКК "Энергия" в 2011-2013 годах велись по графикам, утвержденным еще Владимиром Александровичем Поповкиным (экс-глава Роскосмоса.— "Ъ"). В ряде случаев были обнаружены существенные нарушения. Цель проверок, проводимых в 2014 году,— проконтролировать, устранены ли все замечания и нарушения.
 
— С чем связана проверка в "Российских космических системах"?
 
— Чаще стали срывать сроки поставки изготавливаемой бортовой аппаратуры, что срывало и график производства космических аппаратов ГЛОНАСС. С 13 мая по 11 июня 2014 года комиссия проверила деятельность компании за последние два года. Результаты показали систематические срывы сроков опытно-конструкторских работ и хода серийного производства изделий. Например, по отдельным видам бортовой аппаратуры для системы ГЛОНАСС срывы сроков поставок для головного предприятия в лице "Информационных спутниковых систем им. Решетнева" составляют до 24 месяцев, а задержки закупки электронно-компонентной базы достигают 15-18 месяцев с момента начала авансирования. Можно говорить и о массовом оттоке высококвалифицированных кадров. Надеюсь, нынешнее руководство наведет порядок на предприятии.
 
— Предприятия космической промышленности уже передаются ОРКК?
 
— Пока в корпорацию уже вошли 28 акционерных обществ. Всего будут переданы 56 организаций и предприятий.
 
— Когда к ним присоединятся предприятия, работающие в сфере государственного оборонного заказа?
 
— Часть компаний уже присоединилась — тот же Государственный ракетный центр им. Макеева. Московский институт теплотехники будет передан корпорации в 2016 году в соответствии с указом президента.
 
— Сколько организаций будут подведомственны Роскосмосу по окончании реформы?
 
— 38 организаций и предприятий — это отраслевые научные центры; крупные космические и инфраструктурные объекты, в том числе космодромы; Центр подготовки космонавтов; испытательные комплексы.
 
— Вас не беспокоит различный уровень зарплат в ОРКК и Роскосмосе?
 
— Безусловно. Отток кадров из агентства довольно существенный, и противостоять ему непросто. Если квалифицированному специалисту предлагают зарплату в разы больше, трудно не согласиться. Мы обратились с этим вопросом в правительство, и нам пошли навстречу — подняли премиальный фонд. Надеюсь, что в ближайшее время будут приняты дополнительные меры для решения этой проблемы.
 
"Проблем с "Ангарой" было много — и денежных, и управленческих"
 
— Каковы основные положения проекта Федеральной космической программы на 2016-2025 годы, разработку которой вы недавно закончили?
 
— Ее цель — поддержание национального космического потенциала на мировом уровне. При формировании программы мы учитывали приоритетные направления государственной политики. Это обеспечение гарантированного доступа России в космос со своей территории, развитие и использование космической техники, технологий, работ и услуг в интересах социально-экономической сферы, обороны страны, а также развитие ракетно-космической промышленности и выполнение международных обязательств. Планируются запуски автоматических космических аппаратов к Луне, Марсу, Юпитеру и другим небесным телам Солнечной системы, а также запуски пилотируемых комплексов к Луне.
 
В рамках новой программы планируется завершить строительство российского сегмента МКС, создание перспективной пилотируемой орбитальной инфраструктуры, включая развертывание работ по пилотируемому кораблю нового поколения для полетов к Луне, создание лунного взлетно-посадочного комплекса, межорбитальных буксиров, а также подготовка к развертыванию элементов лунной орбитальной станции и лунной базы.
 
В программный период будет обеспечено строительство и эксплуатация на космодроме Восточный космических ракетных комплексов легкого, среднего, а также тяжелого классов. Будет выполнен основной объем работ по созданию космического ракетного комплекса с ракетой-носителем сверхтяжелого класса.
 
Чтобы обеспечить научно-техническую и экономическую обоснованность принимаемых решений, в проекте программы введены три блока мероприятий. Первый — это комплекс научно-исследовательских работ, обеспечивающих предпроектные исследования и научное сопровождение опытно-конструкторских работ. Второй — комплексные системные исследования и прикладные работы общего назначения, а третий — проведение экспертиз, оценок и т. д. Итоговый вариант программы, согласованный со всеми заинтересованными ведомствами и Российской академией наук, планируется рассмотреть в ближайшее время.
 
— Пилотируемая программа является одной из самых затратных статей космического бюджета. Не задумывались над ее сокращением?
 
— Космонавтика — это вообще высокозатратная отрасль. Дороговизна пилотируемой космонавтики вызвана многими аспектами. Один из основных — обеспечение безопасности экипажа. Следующим шагом пилотируемой космонавтики будут полеты за пределы низких околоземных орбит, и я не думаю, что это будет дешевле нынешней программы... Но экономить нужно.
 
— Программа освоения дальнего космоса уже готова?
 
— В начале этого года мы представили председателю правительства консолидированные предложения Роскосмоса, госкорпорации "Росатом" и Курчатовского института о разработке долгосрочной программы "Освоение дальнего космоса". Дмитрий Медведев их поддержал. Было поручено подготовить решения, необходимые для начала работ. Премьер-министр обязал Роскосмос, "Росатом", Минфин и Минэкономразвития с привлечением РАН рассмотреть предложения о разработке долгосрочной программы. Сейчас проект программы "Освоение дальнего космоса" согласовывают в профильных ведомствах.
 
— Сколько космических аппаратов нужно изготовить до конца года?
 
— По программе — 18 космических аппаратов различного назначения. Их запуск будет осуществляться в соответствии с планом.
 
— Какие перспективы у проекта "Ангара", создание которого ведется уже почти 20 лет?
 
— Недавно успешно прошел первый пуск легкой "Ангары-1.2", на 25 декабря запланирован старт тяжелой версии ракеты — "Ангары-А5". В перспективе она должна будет заменить ракету "Протон-М", использующую токсичные компоненты топлива.
К сожалению, у ее разработки и строительства очень сложная история. Решение о создании комплекса было принято в 1995 году. Было много проблем, в том числе денежных и управленческих. Но самое главное — это то, что в процессе создания "Ангары" участвовали преданные своему делу люди, заложившие базу российской школы конструирования ракет-носителей.
 
— Сможет ли "Ангара" себя окупить? Эксперты сетуют на ее высокую стоимость при производстве.
 
— Пока "Ангара" собирается в режиме опытного производства, что значительно дороже серийного. Но у той же "Ангары-А5" большая степень унификации между 1-й и 2-й ступенями, кроме того, 3-я ступень унифицирована по двигательной установке с 3-й ступенью ракеты "Союз-2.1б". Это в будущем позволит снизить трудозатраты и, соответственно, стоимость всего изделия.
 
— Определен ли облик сверхтяжелой ракеты? Будет ли это "Ангара-А7" или какой-то другой вариант?
 
— Чтобы определить технический облик такой ракеты, сначала нужно ознакомиться с предложениями ракетостроительных предприятий. Такая задача поставлена. Предприятия отрасли и ведущие научные подразделения активно работают над этим. Скоро мы рассмотрим эти предложения на научно-техническом совете Роскосмоса. Далее в рамках Федеральной космической программы будет организована работа по последующему испытанию и созданию сверхтяжелой ракеты.
 
— На космодроме Восточный будет для нее площадка?
 
— Конечно, мы даже определились с местом.
 
"Главное, чтобы строители не усугубили ситуацию по срокам и качеству"
 
— Как сегодня идут работы на космодроме? В сентябре Владимир Путин заявил, что отставание по графику составляет от 30 до 55 дней.
 
— Да, действительно, на космодроме имеется значительное отставание в строительстве, что ведет к задержке монтажа уже изготовленного технологического оборудования и последующего его испытания как конечной цели первого этапа. Мы делаем все необходимое, чтобы помочь строителям ликвидировать отставание.
 
— Из-за чего возникло отставание в графике?
 
— С финансовым обеспечением проблем нет, все дело в организационной составляющей. Не хватает профильных специалистов, да и строителей как таковых. Для строительства космодрома, по нашим подсчетам, требуется порядка 15 тыс. человек персонала. На сегодня, по информации Спецстроя, на площадке работают не более 6,5 тыс. человек.
 
— Что делается для ликвидации отставания?
 
— Действительно, нужны были нестандартные решения. Положение было критическим уже в октябре 2013 года. Мы не имели детальных графиков строительства, изготовления и поставки технологического оборудования. Не существовало единого организационного документа; то есть с самого начала строительства, с 2012 года, работы велись хаотично, бессистемно, что и привело к той ситуации, которую мы имеем сегодня. Изначально в планировании строительства была допущена стратегическая ошибка: завершение строительства и проведение первого старта ракеты-носителя были спланированы на одно и то же время — конец 2015 года. Пришлось перенести срок завершения строительства с декабря на июль 2015 года, а также скорректировать срок завершения монтажа технологического оборудования, и все это увязать в единый график. Но, понимая, что потерянное время стандартным подходом не наверстать, мы приняли решение о параллельном монтаже технологического оборудования на объектах, которые еще не имеют полной строительной готовности. Благодаря этим и другим решениям выполнить первый этапа указа президента в установленные сроки реально. Сейчас главное, чтобы строители не усугубили ситуацию по срокам и качеству.
 
— Взаимодействие со Спецстроем налажено?
 
— Оно, естественно, существует, иначе бы стройка вообще не шла. Но, на наш взгляд, Спецстрой занимает не всегда конструктивную позицию. Я думаю, что в ближайшее время все проблемы будут решены.
 
— До 2015 года какие объекты должны быть построены?
 
— Все объекты — а их десятки,— которые обеспечат проведение подготовки и запуск космических аппаратов с космодрома.
 
— Как развиваете научные программы?
 
— В 2013 году мы подписали соглашение о создании космического научно-образовательного консорциума, в который со стороны вузовской и академической науки вошли 38 вузов, две академии и еще шесть образовательных учреждений, а со стороны Роскосмоса — 16 организаций отрасли. По моему поручению ЦНИИмаш разработал проект "Концепции программы по организации взаимного сотрудничества предприятий Роскосмоса и вузов на период до 2020 года". В ближайшее время этот документ будет утвержден.
 
Уже сейчас заключены соглашения с ведущими техническими вузами страны о проведении научно-исследовательских работ. Речь идет о выполнении конкретных проектов в интересах реализации федеральной космической программы. Вузовская наука участвует в фундаментальных исследованиях космоса, разработке программного обеспечения и моделирования сложных явлений и процессов, а также в вопросах перспективных технологий. Объем выделенных средств по линии вузов составляет около 340 млн руб. на 2014-2015 годы.
 
— Как санкции США и Евросоюза сказались на работе агентства и отрасли в целом?
 
— В соответствии с принятыми решениями, Роскосмос во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами уже несколько лет реализует плановый комплекс мероприятий по импортозамещению. Введение санкций ускорило эту работу.
По каждому конечному изделию нашей отрасли (к которым относятся ракеты-носители, разгонные блоки, космические аппараты и т. д.) разрабатываются планы мероприятий по их изготовлению в условиях санкций. Несомненно, реализация этой программы в более короткие, чем предполагалась раньше, сроки потребует дополнительных усилий. Но в целом можно отметить благоприятное воздействие санкций на отрасль: быстрее стали реализовываться мероприятия по сокращению номенклатуры материалов и комплектующих, унификации, внедрению новых технических решений. Быстрее будет сокращаться номенклатура конечных изделий с переходом на новые, более современные и эффективные образцы. В конце концов, это не только обеспечит независимость от зарубежных поставщиков, но и повысит надежность изделий при снижении их стоимости. Это повысит конкурентоспособность всей отрасли в целом.



комментарии (0):













Материалы рубрики


ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым



Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»
Андрей Герман
MASHNEWS
Летать охота. Запад закрывает глаза на поставки авиационных запчастей в Россию
Андрей Ванденко
ТАСС
Юлия Пересильд: это космос, детка!
Андрей Ванденко
ТАСС
Космонавт Антон Шкаплеров: себя играть легко
Зоя Игумнова
Известия
Герой России Евгений Тарелкин: «Если вы хотите стать миллионером, то вам точно не в космонавты»
Екатерина Москвич
ТАСС
Борисов: работа на РОС и полет на Луну — ключевые направления пилотируемой космонавтики
Наталия Ячменникова
Российская газета
Следующая станция - РОС. Главный конструктор Владимир Кожевников раскрывает уникальность новой Российской орбитальной станции
Александр Белов, Артем Рукавов
Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": наращивание спутниковой группировки - приоритет номер один
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава Центра Хруничева: изготовление ракет "Ангара" — стратегический приоритет предприятия
Павел Зюзин
РИА "Новости"
Сергей Пономарев: участники эксперимента "SIRIUS-23" "полетят" на Луну

Бизнес News
Портфель заказов "Гидромаша" на 2023 год вырос более чем на 15%

Интерфакс
Орнитологическая обстановка в аэропортах за год значительно улучшилась
Милена Синева, Роман Азанов
ТАСС
Глава Рособоронэкспорта: Россия готова сотрудничать с Индией по истребителю 5-го поколения
Екатерина Москвич
ТАСС
Главный конструктор РОС: новая орбитальная станция будет практически "вечной"

РИА "Новости"
Юрий Борисов: Россия должна производить к 2025 году 250 спутников ежегодно
Артём Кореняко
РБК
Глава Росавиации: "Предлагаю термин "каннибализация" не использовать"
Наталия Ячменникова
Российская газета
Валерий Шелковников: Мы упускаем реальную возможность внедрить проактивный метод предотвращения авиапроисшествий

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer