← Назад

Главная Обзоры СМИ Интервью

Андрей Туполев:
Дедушка был волевым человеком


18 ноября 2014 года Москва 24


В ноябре исполнилось 126 лет со дня рождения легендарного авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева. Сетевое издание M24.ru пообщалось с его внуком, директором Центра маркетинга ОАО "Туполев" Андреем Алексеевичем, и узнало, каким был советский инженер и кто продолжает его дело сейчас.

- Расскажите про вашу семью. Как повлияла ваша фамилия на выбор профессии? 
 
- С детства мне постоянно приходилось общаться как с отцом, так и с дедом. Периодически к ним приезжали сослуживцы, потому что рабочий процесс не ограничивался стенами конструкторского бюро, заводом, летно-испытательной базой. 
 
Иногда дома появлялись люди, которые продолжали обсуждать рабочие процессы. И, хотел я этого или не хотел, мне приходилось при этом присутствовать. 
 
Постепенно это как-то впитывалось, и в какой-то момент я даже и не представлял другого выбора, как заниматься авиационным проектированием, конструированием. 
 
- Каким вам запомнился дедушка?
 
- Он был волевым человеком, умел продвигать свои проекты, боллировать интересы предприятия. В общем-то, по тому, сколько самолетов пошло в серию и было принято на вооружение, можно судить о его организаторских способностях.
 
- В чем было его новаторство в авиастроении?
 
- Он один из первых понял, что эра деревянного самолетостроения закончилась, хотя Россия тогда обладала практически неограниченными запасами древесины, леса. Заводы по производству алюминиевых сплавов здесь приходилось создавать почти с нуля, этих технологий в России тогда не было.
 
Но все равно это удалось сделать и, самое главное, доказать руководству страны, что будущее не за деревянными самолетами, а за цельнометаллическими. 
 
- Как вы считаете, какие модели самолетов Туполева можно считать самыми успешными? И как они придумывались?
 
- Это 114-я машина, которая произвела фурор в Соединенных Штатах. Когда Хрущев прилетел, они сели в аэропорту, и у американцев не нашлось даже трапа нужной высоты. То есть решались вопросы на месте. 
 
То же самое можно сказать о 104-й машине, когда она пришла в Лондон с артистами балета Большого театра; 144-я машина, которая вышла на несколько месяцев раньше "Конкорда", Ту-25, которая летала в Америку через Северный полюс - все это были прорывные проекты, многие из которых опережали свое время.
 
- Что сейчас представляет собой конструкторское бюро Туполева?
 
- Это сплоченный интеллектуальный коллектив, способный решать практически любые задачи, которые перед ним поставлены. Основные, приоритетные направления деятельности - это спецавиация и модернизация существующего парка дальних стратегических бомбардировщиков, а также работа над проектом перспективного самолета дальней авиации.
 
- Относительно недавно произошло объединение КБ Туполева и Казанского авиационного завода. Хотелось бы узнать, для чего это было сделано? И какие плоды это уже принесло? 
 
- В общем-то, мы пошли по известным, достаточно проторенным дорогам. Во всем мире конструкторские бюро и серийные заводы - это одно и то же. И так проще осуществлять руководство, проще работать над модернизацией проектов и отслеживать и выстраивать ценовую политику по воздушным судам, по их реализации и поставкам. Но это упростило многие вопросы и ускорило принятие решений. 
 
- Каких разработок и в каких направлениях стоит ждать в будущем?
 
- Одна из наиболее перспективных - это создание дальнего бомбардировщика, которым сейчас занимается КБ и на который брошены основные его силы. Со временем это будет освещено, когда будут пройдены еще какие-то этапы защиты.
 
- Могли бы рассказать про ваш учебно-методический центр?
 
- В нашем конструкторском бюро есть подразделение под названием "авторизованный учебно-методический центр", который осуществляет полный цикл переподготовки экипажей для всей линейки выпускаемой продукции нашей организации. 
 
Это и автоматизированные учебные классы, и процедурные тренажеры, и комплексные тренажеры. В этом году на летно-испытательной базе в Жуковском установят подвижной шестистепенной комплексный тренажер самолета Ту-204СМ.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/2/2014/11/18/25336/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.